БУРКЬЕЛЛО / ДОМЕНИКО ДИ ДЖОВАННИ / (BURCHIELLO / DOMENICO DI GIOVANNA 1404—1449).
Прозвище, происходящее от выражения «alla burchia» — «как попало». Флорентийский цирюльник, автор «шуточных» стихов, продолжатель комико-реалистической традиции. Создал особый стиль, отличающийся пародийным сочетанием разнородных элементов, тенденцией к абсурду, к отделению формы от содержания.
* * *
Доменико Буркьелло (Burchiello, 1404—1449) — крупнейший представитель итальянской комической поэзии XV в. Родился в семье бедного плотника, был цирюльником во Флоренции, за свои смелые нападки на диктатуру Медичи поплатился изгнанием и тюремным заключением, умер в Риме. В противовес поэтам ученой школы, тяготевшим к выспренной отвлеченной тематике, Буркьелло охотно трактует в своих стихотворениях о мелочах повседневной жизни, а также горько подсмеивается над своими злоключениями (бедность, болезни, тюрьма). Его сатирические и шуточные сонеты (как и другие комические поэты, Буркьелло широко разрабатывает форму «хвостатого» сонета) написаны на особом жаргоне, состоящем из игры слов и забавных нелепиц — манера получившая наименование «буркьелловской» (burchiellesca) и усвоенная рядом итальянских поэтов XV в.
* * *
Настоящее имя Доменико ди Джованни (Domenico di Giovanni). Родился во Флоренции в семье ткачихи и лесоруба и был брадобреем. В его лавке в квартале Калимала часто бывали молодые образованные флорентийцы, в числе которых Росселло Росселли, Мариотто Даванцати, Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Ансельмо Кальдерони, с которыми Буркьелло обменивался сонетами шуточного, а иногда и открыто злословного характера. Из-за критического отношения к семейству Медичи вынужден был бежать из Флоренции, жил некоторое время в Сиене, где привлекался к суду за мелкие провинности, а после 1443 г. оказался в Риме, откуда, при помощи друзей, смог вернуть расположение Медичи. Однако воспользоваться им поэту не удалось: тяжело заболев, в 1449 г. умер, так и не вернувшись в родной город.
«Сонеты» Буркьелло представляют собой очень важный этап в развитии комико-реалистической итальянской поэзии, опиравшейся на творчество поэта 13 в. Рустико Филиппи и фрагмент «Злых щелей» в первой кантике «Божественной комедии» Данте. С точки зрения филологического анализа ситуация с текстами Буркьелло представляется сложной: существуют 85 различных списков его (либо ему атрибуируемых) стихотворений, однако до настоящего времени отсутствует их подробная интерпретация. Основным изданием для анализа по сей день остается так называемое «лондонское»: «Сонеты Буркьелло, Беллинчони и других флорентийских поэтов в манере Буркьелло» («Sonetti del Burchiello, del Bellincioni e d'altri poeti fiorentini alla burchiellesca»), Лондон (но в действительности Ливорно), 1757 г. Издание страдает неточностями и множеством неверных атрибуций, включает в себя также сонеты литературных адресатов Буркьелло (Пуччи и Орканьи), сонеты на его смерть и текст, написанный трехсложной стопой, «La compagnia del mantellaccio». В 1953 г. вышли также «Неизданные сонеты» («Sonetti inediti», Флоренция).
Все тексты Буркьелло можно разделить на три группы: так наз. «реалистические» сонеты, сонеты литературно-полемического характера и «насмешливые» сонеты («alla burchia»). К первой группе относятся комико-бурлескные сонеты, отражающие различные периоды нелегкой жизни поэта-брадобрея, основная тематика которых – это бедность, болезни, тюрьма, преследования со стороны семейства Медичи. Литературно-полемические сонеты направлены против «пустой и многословной» («vana e parolaia») поэзии петраркистов и поэтов-традиционалистов, заполненной ненужными цитатами и усложненной академическими «тонкостями». Литературные взгляды Буркьелло безусловно подтверждают его весьма критическое, «пародийное» отношение к развитию и установкам гуманизма.
Наиболее оригинальными и значимыми являются «насмешливые» сонеты, называемые так потому, что связаны (хотя и не прямо) с французской традицией так наз. «лодочных» стихов («burchia» в пер. значит «суденышко», «лодка»), т.е. букв. «набросанные как попало», как товар на речных судах. В этих сонетах поэт «собирает» воедино самые разные предметы, расположенные произвольно и соединенные между собой в тексте пери помощи «правильных» синтаксических связей. Предметы описания у поэта являются фрагментами расчлененной реальности, перечисленные совершенно произвольно, лишенные их естественного контекста. Автор поддается игре множества возможных комбинаций смысла, которые при этом возникают, закладывая таким образом основу приема, который в современной литературе определяется термином «нонсенс».
До настоящего времени ведутся споры об интерпретации значения «насмешливых» сонетов. Для некоторых ученых, за неясностью образов и смысловых комбинаций многих текстов может скрываться двусмысленность неприличного характера, распространенная в поэзии того времени и подтвержденная литературной традицией.