Откровение Мефодия Патарского

В известном византийском апокалипсисе, так называемом «Откровении Мефодия Патарского», вкратце изложена история мира, разделенная на семь периодов-тысячелетий, начиная от сотворения Адама до конца света. При этом последнему тысячелетию посвящена вся вторая половина текста.

Хотя это сочинение приписано раннехристианскому апологету Мефодию Патарскому (ум. 310), оно не принадлежит ему. Не является его автором и Константинопольский патриарх Мефодий Исповедник (ум. 846), как это считалось одно время. По мнению современных исследователей, сочинение это было написано в конце VII в. на сирийском языке [741], причём автором его был несторианин [742]. ещё до 700 г. «Откровение» было переведено на греческий язык, и до наших дней дошли четыре его разные редакции. Появились также латинский, армянский и арабский переводы, имеющие существенные добавления. На Русь «Откровение Мефодия» пришло в болгарском изводе и стало известно довольно рано: выдержки из него приводятся в летописи Нестора (ум, 1114) [743]. Знакомство с ним обнаруживает игумен Даниил, побывавший в Палестине в 1105-1115 гг. и оставивший её описание. С момента своего появления «Откровение» пользовалось огромной популярностью в Церкви (о чём свидетельствует множество сохранившихся рукописей на разных языках) и только в XIX в. было отнесено в разряд «отреченных» книг.

Основная идея «Откровения» состоит в том, что нашествие и бесчинства «сынов Измаила» (арабов-мусульман) знаменуют собою наступление «последних времен». Автор предсказывает гибель «сынов Измаила» от руки «последнего» византийского императора («царя Римского»), после чего тот должен явиться в Иерусалим и передать свою власть Богу. В заключение рассказывается о царствовании Антихриста, который представляется евреем, родившимся и воспитанным в Палестине, воссевшим в Иерусалимском храме и требующим всеобщего поклонения. Показательно, что Антихристу отводится в «Откровении» гораздо меньше места, чем арабам-мусульманам, насилия которых описываются обстоятельно и подробно. Когда речь заходит о «сыне погибели», пророчество Псевдо-Мефодия превращается в собрание цитат и парафраз из Священного Писания. Ясно, что в этом случае у автора не было перед глазами живого примера, такого, каким были мусульманские завоеватели. Его Антихрист – это достаточно условная фигура. Несмотря на это рассказ Псевдо-Мефодия об Антихристе оказал сильнейшее влияние на последующую апокалиптическую литературу как Восточной, так и Западной Церкви. Зависимость от Откровения Псевдо-Мефодия (как и от Видения пророка Даниила) обнаруживается в средневековом пророчестве так называемой Тибуртинской Сивиллы, в знаменитом трактате об Антихристе, приписываемом аббату Адсону из Монтье-эн-Дера (Х в.), и др.

Перевод выполнен составителем (Б.Г. Деревенский. Книга об антихристе) по изданию: Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славянерусской литературах. М., 1897. Тексты. С. 5-50 (по ватиканской рукописи XVIII в.). Раннеславянский перевод (болгарский извод в сборнике 1345 г.) издан Н. С. Тихонравовым в кн.: Памятники отреченной русской литературы. Т. 2. СПб., 1863. С. 213-225.

 

СЛОВО МЕФОДИЯ ПАТАРСКОГО О ЦАРСТВЕ НАРОДОВ И ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ, 5-12.

V (1) Слышали уже вы, как объединились четыре царства: Эфиопское с Македонским и Римское с Эллинским, которые и есть те четыре ветра небесных, которые видел Даниил, как они боролись на великом море (7:2). (2) Ибо Филипп, отец Александра, царь Македонский, сочетался с Хусифой, дочерью Фола, царя Эфиопского, и от неё родился Александр, правивший Эллинами. (3) Он построил Александрию Великую и царствовал в ней девятнадцать лет. (4) Сей пошёл на восток, победил Дария Мидийского [744], и овладел многими землями и городами, и обошел всю землю, и спустился к морю, называемому Солнечная страна [745], где встретил нечистые и скверные народы, потомков сынов и внуков Иафетовых. (5) И увидел [Александр] их нечистоту, что едят нечистую пищу: всяких скверных гадов и змей, и мертвые плоти выкидышей младенцев, то есть недоношенных или же тех, которые отмечены каким-либо уродством. (6) И не только животных едят, но и всякий вид нечистых зверей; мертвецов же [своих] не погребают, но и тех пожирают [746]. (7) Увидев же все эти их непотребные и мерзкие дела, Александр убоялся, что когда-нибудь нападут они на святую землю и осквернят её мерзкими своими яствами. (8) Помолился прилежно Богу и собрал всех их, и жён и детей их, и все племена их, и вывел их из восточной земли, и гнал их до пределов северных, чтобы не было их от востока до запада, дабы не пострадал никто от них. (9) После этого Александр помолился Богу и услышал ответ Его. И повелел Господь Бог [сойтись] двум горам по имени Мазибора [747], и приблизились [они] друг к другу на двенадцать локтей. (10) И сотворил медные ворота, и помазал их асигитом (άουγήτην), чтобы, если захотят рассечь их железом, не смогут, или же растопить огнём, то также не смогут, так что и огонь на них погаснет. (11) Вещество же асигит не боится ни железного рассечения, ни огненного растопления, ни крепости чародейского искусства, ибо асигит защищён от них. (12) И поскольку все эти мерзкие и гнусные народы сильны на всякое чародейственное злокозненство, то этим и разрушится их злодейство, тщетное перед веществом асигитом волшебство, чтобы не могли они ни железом, ни огнём, ни каким-либо [другим] способом разбить эти ворота и вырваться [на свободу]. (13) Ибо известно пророчество Иезекииля, сказавшего, [что] в последние дни и при кончине мира придут на землю Израилеву Гог и Магог [748], а это те народы и царства, которые царь Александр заключил в горах, – (14) то есть Гог и Магог, Ахигар, А[в]хеназ, Диафар, Фотиане и Альбиане, Уннои и Фарзеи, Деклимы и Зарматы, Феклеи и Зарматиане, Хахоняне и Амарзарф, Гармады и антропофаги, называемые кинокефалами, и Афарбеане, и Аланы, и Фасолоникеи, и Балтары. Эти-то царства и были затворены внутри ворот, которые поставил Александр.

VI (1) По смерти же Александра царствовали четыре преемника его. Мать же его, Хусифа [749], удалилась в отечество своё, [в] Эфиопию. (2) Виз же, который построил Византии [750], послал к Фолу, царю Эфиопскому, военачальника своего Германика и, чтобы помириться с ним, написал ему в письме о Хусифе, матери Александра, что возьмёт её себе в жены и царствовать [будет с ней] в Византии. (3) Получил царь Фол письмо и, увидев дружелюбие царя, возвеселился. И встал Фол и вместе с сорока тысячами именитых мужей Эфиопских, а также с дочерью своей Хусифой направился в Византии. (4) И встречен был царем Визой посреди моря в Халкидоне с большой радостью. И дал ему Виз дары многие. (5) И вошёл Фол в Византии, и оказал почести великие, и преподнес многие дары по обычаю царского великодушия. (6) И взял царь в жены дочь Фола, царя Эфиопского, и от неё родилась ему дочь, которую [он] нарёк по имени города своего: Византия. (7) На ней же женился Ромул Армалей, царь Римский. За премногую красоту весьма возлюбил её, так как и сам был весьма прост и великодушен. И в приязни к ней подарил ей [город] Рим. Услышали же о том вельможи его и вознегодовали на него. (8) И родила ему Византия три сына: одного нарекли отчим именем, Армалеем, другого Урваном, а третьего Клавдием. И царствовал Армалей в Риме после отца своего, Армалея, Урван – в Визе, городе своей матери, Клавдий же – в Александрии. (9) И воцарилось семя Хусифы, дочери Фола, царя Эфиопского, над Македонянами, Римлянами и Эллинами.

(10) Царство же Эллинское, то есть Римское, которое от семени Эфиопского, прострёт руки свои к Богу в последний день по прореченным пророчествам. (11) Ибо ещё прежде блаженный пророк Давид глазами своими предвидел, что от Хусифы, дочери Фола, должно подняться царству Римскому, так говоря: Эфиопия прострёт руки свои к Богу (Пс 67/68:32) [751]. (12) Некоторые [люди] верят, что святой Давид сказал это о царстве Эфиопском. Однако те, которые придерживаются этого мнения, заблуждаются. (13) Ведь от семени Эфиопского передано в царство их великое и святое Древо, честной и животворящий Крест, водруженный посреди земли. (14) Потому и сказал Бог Отец через Давида: Эфиопия прострёт руки свои к Богу. (15) Нет ведь народа или царства под небом, которое сможет одолеть царство христианское, как и [я] говорил вам, возлюбленные: если посреди земли водружено живое Древо, животворящая крепость (=сила) Креста, то от неё к концы вселенной исполняются многой премудростью, по широте и долготе, в высоту и глубину, ибо какая крепость или сила превозможет крестную силу? [752]

VII (1) Слышали [вы] же, что Павел боголюбивый пророчествовал о последних днях и о царстве Римском, говоря Солунянам (Фессалоникийцам): (2) молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему: не спешите колебаться умом, не смущайтесь ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы от нас [посланного], будто уже наступает пришествие Господне. Да не обольстит вас никто никаким образом: [ибо день тот не придёт], доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек беззакония и сын погибели, противящийся и превозносящийся над всем, называемым честным, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. [И далее говорит]: пока удерживающий ныне не будет [взят] от среды. И тогда откроется беззаконник (2 Фес 2:1-4, 7-8). (3) Что это такое, как не Римское царство? [753] Всякое начало и власть мира разрушится, кроме него. (4) Ибо оно терпит войны, но не побеждено, и все народы сражаются с ним, но оно побеждает их и господствует над ними, пока не придёт последний час, когда оно прострёт руки свои к Богу, по слову апостола, говорящего: когда упразднит всякое начальство и всякую власть, тогда и Сам Сын предаст царство Богу и Отцу (1 Кор 15:24). (5) Какое же это царство, как не христианское? Нет ведь другого царства, подобного ему по могуществу!

(6) Если хочешь разуметь известное, то вспомни о Моисеевом народе, столькими знамениями и чудесами погубившего Египтян во глубине морской. (7) Посмотри и на Иисуса Навина, при котором солнце остановилось в Таваоне, а луна – в Фаранге Эломском [754]. (8) И другие [Евреи] совершали дивные чудеса, но поразмысли, где теперь власть Евреев? Они подчинены царством Римским. (9) Не Тит ли и Веспасиан поразили их всех, не мечом ли храм их разорили; [а затем] Адриан и потомки его? (10) Разве было или будет ещё одно такое царство? Но если об истине печёмся, [то скажем]: ни единого.

(11) Не тысячу ли лет царствовали Евреи, и отнялось царство [у] них. Египтяне [царствовали] три тысячи лет, и пресеклось их [царство]. (12) Вавилоняне царствовали четыреста лет, но и они пресеклись. И так же затем Македонское царство. (13) И царство варварское, то есть Турки [755] и Авары, также пресеклось.

VIII (1) Затем [настанет] гибель царства Персидского, когда поднимутся сыновья Измаила от Агари [756], которых в Писании Даниил нарёк мышцею юга (11:15), (2) и нападут на царство Римское [в] числе круга седмеричного времени [757], когда приблизится кончина и не останется больше времени. (3) В последнюю же тысячу [лет], то есть в седьмом веке, искоренится царство Персидское, и войдёт в него семя Измайлово, бывшее в Ефриве [758]. (4) И, выйдя, соберутся на Гаваоне [все] вместе, и исполнится реченное Иезекиилем-пророком: (5) сын человеческий, призови зверей полевых и птиц, небесных и скажи им: собирайтесь и идите, поскольку жертва великая заклана вам. Ешьте плоть сильных и пейте кровь исполинов (Иез 39:17-18). (6) В том же Гаваоне падут от острия меча сынов Измайловых все силы Эллинские, то есть Римские, и как они победили силы Еврейские и Персидские, так и сами падут от острия меча семени Измайлова, (7) который назван онагром [759], ибо яростью будет послан на лице всей земли, на людей и на животных, и на всякого зверя, а также на холмы и сады, и на всякий вид плодоносящий, и будет пришествие его немилостиво. (8) Перед этим постигнут землю четыре язвы: пагуба и губительство, тлен и запустение. (9) Ибо сказал Бог Израилю Моисееву: не за то, что любит тебя Господь Бог, даёт тебе наследовать землю их, но за грехи живущих на ней (Втор 9:5) [760]. (10) Так же не за то, что любит Господь Бог сынов Измайловых, даст им силу покорить всю землю христианскую, но за беззаконие их (христиан) и дела их.

(11) Ибо не было бы той скорби, которая будет по всей земле, если бы мужи не уподобились блудливым женщинам, и облачились в одежды их, (12) и не ходили бы [так] открыто по городским улицам и торжищам, заменив естественное употребление противоестественным, как сказал святой апостол (Рим 1:26). (13) [Ведь] сходились с одной скверной женщиной отец вместе с сыном и братом, а также вся родня их, и не ведали стыда с блудницами. (14) О том премудрый Павел прежде времён многих возопил, говоря: потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение (Рим 1:26-27). (15) Ибо жёны их переменили женский свой образ на мужской, так же и мужи естество своё – на женское; и развратились в похотях своих, [так что] друг с другом, мужи с мужами делали бесстыдство. (16) И достойное возмездие падёт на них, когда Бог предаст их в руки варваров. От них же впадут в грех: осквернятся жёны их [со] скверными. (17) И наложат иго своё [на них] сыны Измайловы.

IX (1) И отдастся земля Персидская на тление и погибель, а живущие на ней будут преданы плену и мечу [761]. (2) Каппадокия придёт в тление и запустение, а жители её пойдут в плен и на заклание. (3) Сицилия придёт в запустение, а живущие на ней пойдут на заклание и пленение мечом. (4) Эллада [762] будет пуста и безжизненна, а живущие на ней окажутся под мечом. (5) Романия обратится в бегство и тление, и также острова морские придут в запустение, а живущие на них погублены будут мечом. (6) Египет же, Восток и Сирия окажутся под ярмом бесчисленных скорбей, и поработят их [Измаильтяне], и потребуют у них за душу их такую меру золота, которая окажется им не по силам [763]. (7) И будут живущие в Египте и Сирии в тесноте скорби и семикратном пленении. (8) И наполнится Земля обетованная (=Палестина) людьми от четырёх ветров небесных, и будет их множество как саранча, которая собирается от ветра, – и будут в ней глады и моры (Мф 24:7). (9) вознесётся сердце губителей, и горделиво возвысятся [они] и возглаголят неподобающее, до времени, назначенного им. (10) И распространятся от края северного и восточного до запада и [до] моря, и все окажутся под их ярмом. (11) Люди же, и скот, и птицы, и воды морские [будут] повиноваться им. И пустыня, овдовевшая от жителей своих, будет их [владением]. (12) И начертают себе пределы земли и пустыни; и рыбы морские, и дерева луговые, и прах земной, и камни, и плоды земные будут на потребу им. (13) В труде и поте работающие и богатые принесут им или золото, или серебро, драгоценные камни, медь, железо и святые одежды, и всю утварь и честную снедь им принесут. (14) И вознесётся сердце их, так что потребуют и от мёртвых дани, как от живых, а также от вдовиц и сирот, и от святых. (15) Не помилуют нищего и убогого, обесчестят же и оскорбят всякого старца, не смилостивятся над недвижимыми и немощными. (16) Посмеются и над сияющими мудростью в государственных и народных собраниях.

(17) Охватит же всех безмолвие, которого нельзя выразить словами, и поразит ужас всех живущих на земле.

(18) И будет мудрое наказание их лютым, ибо не окажется [никого], кто смог бы изменить или отменить приговор над ними. (19) И будет их путь от моря до моря и от востока до запада, от севера до пустыни Ефривской, и наречется путь их путём тесным [764], и пойдут по нему старцы и старицы, нищие и богатые, алчущие и жаждущие, и связанные, так что блаженными покажутся мертвые. (20) Ибо сбудется реченное апостолом, который предупреждал об отступлении, говоря: доколе не придёт прежде отступление, и откроется человек беззакония, сын погибели (2 Фес 2:3). (21) Ведь отступление это означает наказание, которое понесут все живущие на земле. (22) И поскольку Бог нарёк онагром Измаила, отца их, то от онагров и серн [765] пустынных в те дни всякий вид зверей пострадает и сократится. (23) Преследуемые звери и люди погибнут, и сокрушатся все деревья луговые, и великие горы обрушатся, и опустеют города, и станут необитаемы, – так уменьшится человечество! (24) Тогда земля наполнится кровью и удержит плоды свои. (25) Ибо будут люди тогда тиранами, будут вести [себя как] варвары, дети пустыни, принесшие из пустыни скверну, возлюбившие мерзость и возненавидевшие милость.

(26) В начале же исхода народов этих из пустыни рассекут [они мечом] чрево беременных [766] и младенцев из материнских рук похитят и бросят в пищу зверям; (27) священников же внутри святынь заколют и с женами их возлягут в запретных и священных местах [767], [там], где тайная совершалась жертва. (28) И в священные одежды их облекутся жёны их (Измаильтян), и сыны их, и дочери их, и покроют ими коней своих, и ложа свои, и скотину свою в святых приделах привяжут. (29) И будет убийствами и растлением как огнём испытан род христианский.

(30) И как сказал святой апостол: не все те Иерусалимляне, которые из Иерусалима (Рим 9:6) [768], так же и тогда не все называющие себя христианами окажутся [таковыми].

(31) Ибо говорит Писание: соблюл семь тысяч сынов Израилевых, которые не преклонили колена перед Ваалом (Рим 11:4); и так весь Израиль спасётся (Рим 11:26).

(32) Вот и тогда, во время отступления и наказания [от] сынов Измайловых, мало найдётся истинных христиан, как и Сам Спаситель наш говорит в святом Писании: но Сын человеческий, придя, найдёт ли веру на земле? (Лк 18:8).

(33) Ибо будет такое время для людей, как Дух говорит: многие отрекутся от истинной веры, и от животворящего Креста, и святых тайн, без принуждения и мучений и ран отрекутся от Христа и последуют обольщению, как говорит божественный апостол: внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей (1 Тим 4:1-2). (34) И [ещё] сказал он: в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим 3:1-5). (35) И все слабые в вере и учении тогда обнаружатся и проявятся в их отречении от святой Церкви. Самое время то призывает их [впасть] в обольщение.

(36) Смиренномудрых же христиан, молчаливых, свободных, премудрых, избранных, ни во что поставят во время то,

(37) но вместо их будут чтимы самолюбивые, сребролюбивые, горделивые, злоречивые, надменные, хищные, лихоимцы, немилосердные, пьяницы, развратники, прелюбодеи, отступники, непримиримые, недружелюбные, нечестивые, клеветники, невоздержанные, жестокие, презрительные, предатели, наглые, напыщенные, более сластолюбивые, нежели боголюбивые, клятвопреступники, лжецы, человекохищники (άνδραποδισταί) [769], имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.

(38) Они и будут служителями дней этих, и все, исполняющие их повеления, совершат дела постыдные, а боящиеся Господа ни во что вменятся пред очами их, но в бесчестии пребудут. (39) Как навоз будут попираемы люди при владычестве сынов Измайловых и придут в такие беды, что отчаются в своей жизни. (40) Священники лишатся почёта, прекратится литургия Божия, и не будет жертвы во всех церквах, и священники станут как простой люд.

(41) Во время же это, то есть в седьмую [тысячу] седмеричного времени, когда подойдет к концу число времен, назначенных и установленных для земли, (42) умножится скорбь в людях и в животных, и нагрянут глады и моры, и распылены будут люди по лицу всей земли как прах всякого дня. (43) Во время же это ещё одна напасть постигнет людей. Ляжет человек с вечера и, встав поутру, найдёт перед воротами своими требующих у него меры золота и принуждающих его. (44) И исчезнет всякое достояние, и продаст человек все необходимое ему: и рабочие орудия свои, и [погребальный] саван свой. (45) И ещё в то время седмеричное предадут люди детей своих. (46) Попустит же Бог, чтоб верные (христиане) понесли скорби эти, ради того, дабы объявились верные и неверные и [чтобы] отделить плевелы от пшеницы. (47) Ибо огнём искушения будет время то, и долготерпит Бог скорби праведных и верных, чтобы появились избранные, ибо сказано: (48) блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф 5:11~12).

(49) В скорби же Измаилитской [будут] люди в мучительном уничижении, не имеющие надежд на спасение или избавление из руки Измаильтян, ибо [те] унизят их и оскорбят, хвалясь победами своими. (50) Они опустошат Перейду и Романию, Киликию и Сирию, Африку и Сицилию, Каппадокию и Исаврию, а также и живущих близ Рима, и острова, красующиеся, словно женихи, и богохульно скажут: не избавятся христиане от руки нашей.

Далее в некоторых греческих рукописях следует пространная вставка, взятая из какой-то редакции Видения пророка Даниила и нарушающая последовательный ход событий:

(1) Тогда, говорят, прогонят Римляне Измаила в Ефрив и поработят его, и умиротворится земля, и войдёт каждый в своё наследие.

(2) И вскоре потом опять придёт царь на равнину Гёрсийскую – завязать с Измаильтянами бой крепкий. И после этого отправит царь послов в белые (=светлые, русые) земли, и усмирит их, и погонит Измаила из города в город, и настигнет царь сынов Агари в Земле обетованной (Палестине) и завяжет бой крепкий.

(3) И вскоре восстанет другой царь, беззаконный, недолголетний, который совокупляет братьев с сестрами.

(4) И после этого поднимется другой царь, и будет держать скипетр свой 32 года, и умиротворит благочестиво землю. Тогда станут вельможи словно цари, а бедные словно богатые.

(5) После этого поднимется другой скипетр (=царь) нечестивый и станет пасти народ свой распутно.

(6) И за беззаконие потрясутся сосцы (=горы), и отверзнутся врата, которые построил Александр, и выступят затворенные скипетры (=народы) нечистые. Тогда горе во чреве имущим! И вот город Виза устроится в глубине.

(7) И тогда проедет Измаил на колесницах и конях многочисленных, ибо он выступит в первый месяц девятого индикта [770], и захватит города востока, затопляя их все.

(8) Разделится же на три [части], и одна часть перезимует в Эфесе, другая – в Пергаме, третья же – в Меллагине.

(9) Горе тебе, страна Фригия и Вифиния! Ибо когда заиндевеет (παχιάση) Измаил, [то] возьмёт тебя. Ибо он нагрянет как пламя, пожирая всех, и на судах его будет семьдесят тысяч; и опустошит острова и поморов; и прибудет к Византию. Тогда придёт весь Измаил, и они сами осадят Византии.

(10) И поставит первый шатёр свой против тебя, Виза (Вуза?), и начнёт сражаться, и разрушит врата Ксилокерк [771]. И войдёт в [местность] Вуз. Тогда Вуз замычит и Ксилороф [772] закричит, терзаемый Измальтянами.

(11) Тогда голос раздастся из жилищ, говорящий: мучает меня наказание это! И отнимет Господь у Римлян робость, и вложит её в сердце Измаильтян, и мужество Измаильтян вложит в сердце Римлян, и, обернувшись, изгонят их. Тогда исполнится написанное; как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму (Втор 32:30). И погибнут пловцы их и уничтожатся.

XI (1) Тогда внезапно восстанет на них царь Эллинский, то есть Римский, с яростью великой. (2) Пробудится как человек, вставший ото сна, как бы [от] возлияний [773]. (3) О нём думали люди, что он мертвый и ни на что не годен. (4) Тогда придёт он к ним (Измаильтянам) от моря Эфиопского, то есть от Византия [774],

Далее в некоторых греческих рукописях следует вторая вставка:

(1) в земле Асийской, в местности, именуемой Гефирой, и побьёт [их] и будет побит. И, обернувшись, царь соберёт народ [из разных племен] и нанесёт Измаилу раны великие в краях Меандра. И опять завяжет с ними бой в Хартокеране и сокрушит их там; и другие четыре битвы даст им, опустошая и истребляя их.

(2) И придёт в место, именуемое Кесарией, и станет над мощами святых, и скажет: куда мне поглядеть, Господи Иисусе Христе, согрешив против неба? Беззакония мои превысили главу мою; заповедей Твоих не соблюдал.

(3) Тогда восстанет и прогонит их (Измаильтян) из их жилищ, (4) и поднимет меч свой, и опустошит Ефрив, отечество их, и возьмёт в плен жён и детей их. (5) А к живущим в Земле обетованной снизойдут сыны царские (ангелы?) с оружием и возьмут их от земли.

(6) И нападет на них (Измаильтян) страх отовсюду. И жёны их, и дети, и кормящие младенцев, и все племена их, бывшие на земле, предадутся в руке Римского царя оружию и плену, погибели и смерти. (7) И будет иго Римского царя над ними в семьдесят семь раз сильнее, нежели [то] иго, [которое] они налагали [на Римлян]. (8) И окажутся в великой нужде, голоде, жажде и скорби. И попадут в рабство как сами, так и жёны и дети их, и порабощены будут порабощенными ими, и будет путь их горше и печальнее в сто крат.

(9) Умиротворится земля, опустошенная ими, и возвратится каждый в землю свою, в наследие отцов своих: [в] Армению, Киликию, Исаврию, Африку, Элладу и Сицилию. Все, освобожденные из плена, возвратятся в отечество свое. (10) Наполнят люди землю опустевшую и размножатся как саранча египетская. (11) Аравия же опустошена будет огнём, [так же и] Египет сожжён будет, а Поморье останется в мире. (12) И падёт вся ярость царя Римского на отрекшихся от Господа нашего Иисуса Христа.

(13) И умиротворится земля, и будет великая тишина на земле, какой ещё не было и не будет, потому что [уже] настали последние [дни] [775]. (14) Пред кончиной века будет веселие на земле, и возвеселятся люди в мире, и обустроят города, и освободят святилища от всех бед, и отдохнут люди во время то от всех скорбей своих. (15) Это будет тот мир, о котором пророчествовал божественный апостол, так говоря: когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба (1 Фес 5:3). (16) Также и Господь говорит в Евангелии: и как было во дни Ноя: ели, пили, женились, выходили замуж, так будет и в последний день (Лк 17:27-30). (17) Ибо при том мире сядут люди на земле с радостью великой и веселием, будут есть и пить, жениться и выходить замуж, ликуя и веселясь, и строя дома, потому что не будет в сердце их тьмы и печали.

(18) Тогда отверзнутся врата северные и изыдут силы языческие, которые были заключены внутрь их [776]. (19) И содрогнется вся земля от вида их, и устрашатся люди и побегут, прячась в горы, в пещеры и в гробницы, и многие погибнут, и не окажется погребающего их. (20) Ибо народы, пришедшие от севера, будут пожирать плоть человеческую и пить кровь их как воду, и поедать всё нечистое, змей и скорпионов, всех гнусных и мерзких животных, и гадов, ползающих по земле, и мертвую плоть, и выкидыши женские. (21) И зарежут младенцев, отняв их у матерей, и плоть их сварят и съедят. (22) И растлят землю, и осквернят её. (23) И не окажется никого, кто бы смог противостоять им.

(24) Когда окончится седмеричное время и придут [они] в город Иоппию, тогда пошлёт Бог архистратига Своего [777], который убьёт их всех в мгновение ока.

XII (1) Потом, в половине времени седминного [778], прибудет Римский царь в Иерусалим. (2) А по окончании десяти с половиной времён (=лет?) явится сын погибели. (3) Он родится в Хоразине, будет вскормлен в Вифсаиде и воцарится в Капернауме. (4) И Хоразин возвеселится, потому что родится в нем; и Вифсаида, потому что воспитан будет в ней; и Капернаум, потому что воцарится в нем [779]. (5) Поэтому Господь в Евангелии и проговорил троекратно: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! горе тебе, Капернаум! до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф 11:21, 23). (6) Когда явится сын погибели, взойдет царь Римский на Голгофу, где стоит древо Креста, на том месте, где был пригвожден Господь наш Иисус Христос и ради нас претерпел желанную смерть. (7) И снимет царь Римский венец свой и возложит его на Крест, и прострёт руки свои к небу, и передаст царство своё Богу и Отцу [780]. (8) И взойдет Крест на небо вместе с венцом царским. (9) Поскольку на кресте распят был Господь наш Иисус Христос за общее спасение всех, то по желанию [Его Крест] явится перед Ним в пришествие Его, во обличёние неверным.

(10) Сын же погибели произойдёт из колена Данова, по пророчеству Иакова, сказавшего: змей, на пути сидящий, уязвляющий ногу коня, так что всадник его упадет назад, спасения ожидая Господнего (Быт 49:17-18). (11) Всадник этот есть истина и благоверие праведных, пята же – последние дни и тогдашние святые. (12) Восседающие в то время на коне истины и веры ужалены будут змием, то есть сыном погибели. В пяту же означает: в последние дни. (13) Ибо сотворит [он] на земле призрачные и ложные знамения и чудеса, и дела невиданные и удивительные: слепые прозревают, хромые ходят, глухие слышат и бесноватые исцеляются [781]. Солнце превратится во тьму и луна - в кровь (Деян 2:20). (14) Ложными же своими и призрачными чудесами прельстит, если возможно, и избранных (Мф 24:24), как говорит Господь. (15) Ибо патриарх Иаков, воззрев очами разума, предвидел все губительство сего змия, то есть сына погибели, которое падёт на людей, [а также их] скорбь и нужду. (16) И предсказал это, как будто бы от лица человеческого рода говоря: спасение Твое, Господи, ожидая. Господь же добавил: если возможно, и избранных.

(17) И войдёт сын погибели в Иерусалим и сядет в храме Божием как Бог, будучи телесным человеком, рожденным из утробы женской и от племени Данова. (18) И в те дни умножится скорбь от сына погибели, [и] не стерпит Бог наблюдать погибель рода человеческого, который искупил Своей кровью. (19) И вскоре пошлёт Своих служителей Еноха и Илию [782] обличать супостата перед всеми народами. (20) И [они] обличат противника перед всеми людьми, [что у него нет] ничего действительного и что пришел [он] на погибель и заблуждение многих. (21) Видевшие же это народы устыдятся, и обман его обличён будет служителями Божиими. (22) [Тогда] оставят его и побегут, и прилепятся к этим праведникам. [Он же], увидев себя обличаемым и всеми презираемым, разразится яростью и гневом и истребит этих праведников.

(23) Тогда увидят Его страшное пришествие, и обрушится праведный гнев и ярость на всех тех, кто противился Его святому образу. (24) Тогда явится знамение пришествия Сына человеческого, грядущего на облаках небесных (Мф 24:30), и убьёт его Господь духом уст Своих (2 Фес 2:8), по апостольскому слову. (25) Тогда просветятся праведники как свет, приобретя жизнь вечную, нечестивые же низвергнутся в ад, будучи изгнаны благостью и человеколюбием Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. (26) И с Ним вместе Отцу и Святому Духу честь и слава, власть, величие и великолепие ныне и присно и во веки веков. Аминь.