Послание Аль-Кинди

«Послание алъ-Кинди1» — документ, призванный в весьма аллегорической форме снять обвинение с императора Фридриха II в том, что это благодаря его проискам и недружелюбному отношению к Римскому Папе в 1241 году на Европу обрушились невиданные прежде полчища кочевников. Фридрих не жаловал курию, зато хорошо относился к жившим в его владениях мусульманам. Поэтому послание и составлено от имени знаменитого арабского философа, главного авторитета в области астрологии, чьи труды к тому времени уже были переведены на латынь. Согласно «Посланию», на Европу движутся не просто армии варваров, а двадцать два царства чудовищ самого экзотического облика, заключенных некогда посреди гор Александром Македонским. Легенда об апокалиптических народах известна на Западе с самого начала VIII века, когда «Откровение Мефодия Патарского» было переведено с греческого на латынь (среди «запертых» народов оказались кинокефалы, или собакоголовые, все остальное достроило воображение). А когда европейская страсть к этимологиям превратила завезенное от русских слово «татары» в «людей Тартара» (по-латыни «Tartares»), ничего не оставалось, как отождествить Гога и Магога и с грядущим нашествием (созвучие слов «Магог» и «монголы» тоже оказалось на руку). Известно, что послание — по сути своей ученое упражнение в риторике — очень быстро распространилось не только среди сторонников, но и противников императора. Согласно другой, более распространенной еще до нашествия версии, под Гогом и Магогом следовало подразумевать десять колен Израиля. У первых монгольских пленников пытались выяснить, не владеют ли они языком Торы, а кое-где в Германии даже поймали иудеев-контрабандистов, собиравшихся оказать монголам помощь оружием. При этом рассматривались самые невероятные предположения относительно того, как же Гогу и Магогу удалось выбраться или в лучшем случае как именно им это предстоит сделать.2

 

В мире будут сидеть люди на земле, с радостью и веселием пить и есть, ликуя и смеясь заключать браки, выдавать замуж дочерей и строить дома, и в их сердце не будет ни страха, ни тревоги. И тут отворятся врата севера, и изыдут племена, которые Александр заключил внутри, и содрогнется земля от их вида и отступят люди, и побегут в страхе, и попрячутся в горах, пещерах и гробницах, и будут умирать от ужаса, и многие погибнут от страха и некому будет хоронить трупы. Племена же, что изыдут с севера будут есть человечину и пить кровь звериную, словно воду, а еще пожрут змей нечистых, и скорпионов, и всех скверных и мерзостных зверей и гадов, которые прячутся под землей, скотину, и мертвечину, и выкидыши из женской утробы. Они будут умерщвлять младенцев и скармливать оных матерям, и они обесчестят землю и осквернят ее, и не будет никого, кто смог бы противостоять им. По прошествии недели, когда они приблизятся к городу Иоппе, Господь Бог пошлет на них одного из предводителей Своего Воинства и уничтожит их в мгновение ока.

Откровение Мефодия Патарского. Латинская версия 700 г.

Аль-Кинди, философ и священник аль-кальфа Багдада, приветствует именем Всемогущего мудрого мужа, светлейшего моего друга Теодора, философа непобедимого цезаря.   Желая узнать о различии людей и наречий, я лично отправился к этим жесточайшим племенам под видом купца и обнаружил там множество покоренных этими народами латинян, которые показали мне многочисленные варварские и латинские книги о грядущих чудесах. Из них я выписал то, что читал и видел и что уже стало явным, вот это в письме я и излагаю мудрейшему мужу.

Македонский царь Александр одержал в восточных странах победу над племенами — обликом страшными, пищей своей отвратными, деяниями ужасающими, и покорил он их себе не столько человеческой силой, сколь божественной. Сражаясь с ними, Александр увидел множество народов, собравшихся на битву. Выступавшие впереди войска боевые собаки, обессилевшие, как и воины Александра, отягощенные оружием, не могли сражаться с врагами. Александр дал им свиней, чтобы они могли сражаться с людьми. Среди прочего он увидел неисчислимое множество тех, которые были облачены в доспехи из дубленой кожи, искусных во владении луком и стрелами, сидящих на одногорбых и двугорбых верблюдах, сопровождаемых множеством слонов. И были там люди, у которых собачьи головы; и одноглазые, у которых всего лишь один большой глаз на лбу; и еще одноногие, стоящие на одной ноге, а когда они падают навзничь, то укрываются тенью своей ноги, используя ее вместо навеса; а еще такие, у которых голова меж лопаток и рот на груди, а глаза у них на затылках, и называются они тартарами, но со вдавленной головой ходят те, кто не устремляется сражаться. И они ведут с собой зверя мантикору, у которой лицо человека, тело и лапы львиные, хвост скорпиона, зубы стоят тремя плотными рядами, и она питается человеческим и звериным мясом. Эти самые люди не то что травы и деревья, сами камни приводят в ужас.

Увидав это, Александр понял, что ему не следует посылать людей сражаться, а поэтому он пошел на хитрость: направил на войско врагов с помощью тысячи железных обсидиановых зеркал отражение солнечных лучей, а каждое синклитное зеркало, сделанное из индийского железа, было хорошо начищено и отбрасывало на сто локтей вперед огненные лучи, так что выжигало все на пространстве десяти миль. Вот каким образом с помощью хитрости с отражением в зеркалах он сжег лагерь и людей, животных н одежды и, разбив врагов, одержал победу.

Осталось только двадцать два царя, у каждого из которых было восемьсот вождей, а у каждого из вождей сто тысяч воинов. Когда победитель Александр увидел их, всем недовольных противников добрых нравов, он отказался иметь дело с ними, и повелел собрать их в долине Каспия, и, обратившись к небу, смиренно просил Творца, чтобы столь отвратительные племена были заключены среди гор Каспия, Кавказа и Северных отрогов. Всемогущий Бог услышал его молитвы и соединил горы, оставив проход шириной в пятнадцать двойных шагов. Этот проход Александр искусно обустроил медными вратами, синклитом и камнями, так чтобы они не могли выйти и никто к ним проникнуть не мог. И эти врата были запечатаны до такой степени, что ни железом разрубить, ни огнем расплавить, ни с помощью какой-либо хитрости их было невозможно открыть. Вот как были заперты двадцать два их царя, у каждого из которых было по восемьсот вождей, а у каждого вождя — по сто тысяч воинов. И среди них — два главных царя: Гог, который сражается мечом, и Магог, который предсказывает, проклинает и благословляет.

И первый из этих двадцати двух царей прозывается Аногиг, его племя — это худые люди ростом двенадцать локтей, которые сражаются с грифами.  

Второй, Агем, — царь агротов и браматов, которые, отдав дань Богу в этой жизни, бросаются в огонь из любви к жизни последующей.

Третий, Каненацтен, — царь кинокефалов, носящих на человеческом теле собачью голову.

Четвертый, Депар, — царь тервеллов, которые своих родителей, изнуренных старостью, рубят на куски и съедают, а тот, кто отказывается это делать, считается у них нечестивцем.

Пятый, Аподинеир, — царь адривов, которые питаются сырой рыбой и пьют соленую морскую воду.

Шестой, Ливий, царь планиев, у которых по восемь пальцев на всех руках и ногах.

Седьмой, Лимий, — царь аримаспов, у них единственный глаз на лбу.

Восьмой, Паризей, — царь одноногих, которые опираются на одну ногу, а когда падают, то укрываются тенью своей ноги и используют ее вместо навеса.

Девятый, Деклетий, — царь безголовых, у которых нет шеи, они волосаты, и у них нос, глаза и рот на груди.

Десятый, Зармен, — царь бривов и сатиров, у которых головы рогатые, как у козлов, грудь у них человеческая, а тело, бедра н ноги — козлиные.

Одиннадцатый, Теблей, — царь кентавров, у которых голова и грудь человеческие, а тело лошадиное.

Двенадцатый, Кармакий, — царь бильбиев, которые питаются сырым мясом.

Тринадцатый, Калкон, — царь кинохов, у которых есть зверь центрокота с телом осла, грудью и голенями льва.

Четырнадцатый, Амардей, — царь дандалов, у которых есть зверь крима с ногами слона и челюстью кабана, у него два рога: пока одним он сражается, другой отводит в сторону.

Пятнадцатый, Гримардий, - царь элтиев и aниров, у них голова человеческая, тела слонов и львов.

Шестнадцатый, Анафагий, - царь черных мардангов, у них живет зверь мантикора. У нее лицо человеческое, три ряда зубов, тело к бедра льва, хвост скорпиона, кроваво-красные глаза, голос у нее шипящий, заманивает сладким голосом, питается мясом людей и зверей, передвигается очень быстро.

Семнадцатый, Анафагий, — царь альфаразов, у которых конские головы, они забавляются с луками и стрелами.

Восемнадцатый, Аланей, — царь мильвов, у них головы коршунов, ноги грифов, они такие здоровые, что их ставят во главе прочих воинов.

Девятнадцатый, Тарабар, - царь мужей почтенных нравов, безмерно привязанных, ни о чем не заботящихся и поступающих так из любви к ближнему.

Двадцатый, Филоникий, — царь глоциев, у которых лицо человеческое, а тело бычье, у них живет зверь единорог, у него тело лошади, ноги слона, голова оленя, а посреди лба единственный рог, острый и блестящий.

Двадцать первый, Аритен, — царь леллов, у которых зверь кларос, ревущий подобно быку, своим рогом он пробивает железо, и его можно поймать только с помощью ямы-ловушки, а он вовсе не приручается.

Двадцать второй, Салтарий, — царь сирен, которые своим пением усыпляют людей, и, когда передвигаются, кажется, движениями своих рук н ног они безмолвно поют и танцуют.

Цари и знать происходят из колена Исмаила, называемые тартары Гога и Магога. Иоанн в Апокалипсисе говорит, что из-за грехов человеческих изыдут Гог и Магог и захватят землю. Так и в другом писании: придут исмаилиты и захватят святилище Бога. Посему когда они оказались запертыми вместе со своими зверями, то лисицы туда не попадали, и вот одна негодная лисица принялась рыть под гору и пробралась к ним. Посмотрев на нее как на чудо, они последовали за нею, и достигли врат, и, увидев выход, Божьей силой скрепленный вратами, попрали синклит и камни, и вышли наружу с оружием, которое они, жестокие, заготовили, пока обитали внутри. 

Увидел Бог, что все измеряется ценою, и каждый заботится о том, что его, а не о том, что Божье, и что приумножение грехов достигло неба, и положил очистить землю и воздух. Ведь мудрец не занимается делами добрыми, старец не размышляет о вере, молодой не слушается старших, богатый не щедр на милостыню и гостеприимство, женщина лишилась целомудрия, верующий лишился смирения и в речах неуступчив. Бедный лишен раболепия, заносчив н высокомерен, царь потерял любовь к Богу, стал скуп и жаден, епископ не заботится об уставе, несведущ в учении, судья недоброжелателен и враждебен, горожане стали неучами-ростовщиками, поселяне позабыли и про закон, и про веру. Вот почему, светлейший друг мой, этот жестокий народ уже начал распространяться по земле, разделившись на три войска.

  • 1. Абу-Юсуф Якуб бну-Исхак аль-Кинди – основоположник арабской философии. По скудным сведениям Ибн-ан-Надима, ал-Кыфтыя, Джахиза и других средневековых арабских историков и ученых, «философ арабов» аль-Кинди происходил из знатного рода правителей Кинды (в Йемене) – отец его был эмиром Куфы. Родился аль-Кинди в г. Басра около 800 г. Образование свое он получил в Багдаде; здесь же он провел зрелые годы своей жизни.
    Творчество аль-Кинди как философа было тесно связано с учением мутазилитов – передовых мыслителей того времени. Судьбу последних разделил и сам аль-Кинди: «философ арабов», бывший любимцем халифа ал-Мамуна (813-833 гг.) и его брата ал-Мутасима (833-842 гг.), покровительствовавших мутазилитам, подвергся гонениям при халифе ал- Мутаваккиле, когда халифские власти в фанатическом стремлении поддержать пошатнувшееся суннитское «правоверие» начали жестоко преследовать мутазилитов и всех тех, кто пытался дать рационалистическое толкование догматам мусульманской религии. Время смерти аль-Кинди точно не установлено. Исследователи относят его к разным годам – от 860 до 879 г.
    Аль-Кинди был подлинно энциклопедическим умом среди арабов. Вероятно, нет такой области знаний того времени, которой он не коснулся бы в той или иной мере в своих многочисленных трактатах (число их, согласно средневековым арабским источникам, достигало 238, но большинство этих работ, к сожалению, до нас не дошло). В круг научных интересов аль-Кинди входили и метафизика, и логика, и этика, и математика, и астрономия, и медицина, и метеорология, и теория музыки, и оптика. «Философ арабов» много содействовал ознакомлению своих соотечественников с трудами античных мыслителей (некоторые исследователи утверждают, что сам аль-Кинди хорошо знал греческий язык). Им были отредактированы переводы «Метафизики» Аристотеля, «Географии» Птолемея и работы Эвклида. Кроме того, он дал сокращенные изложения на арабском языке «Поэтики» Аристотеля и «Введения» Порфирия, написал комментарии на аристотелевские «Категории», «Вторую Аналитику», на книгу «Альмагест» Птолемея и «Элементы» Эвклида.
    Аль-Кинди оказал влияние не только на последующее развитие философской мысли народов Ближнего Востока – его трактаты в латинском переводе имели широкое хождение и в средневековой Европе. Работы аль-Кинди переводились известным ученым Х-XI вв. Гербертом (впоследствии – папа Сильвестр II), на них учились Роджер Бэкон и известный итальянский ученый Кардан (последний назвал аль-Кинди в числе двенадцати самых выдающихся мыслителей мира).
    Большинство философских произведений аль-Кинди до последнего времени считалось окончательно утерянным. Лишь в 30-х годах нынешнего столетия в Стамбуле немецкому востоковеду X. Риттеру удалось обнаружить древнюю рукопись, содержащую 29 трактатов аль-Кинди, многие из которых касаются вопросов «первой философии», логики и гносеологии (работы по редактированию этих трактатов были завершены лишь в последние годы египетским ученым Абу-Рида). Наиболее значительными философскими работами аль-Кинди являются «Трактат о количестве книг Аристотеля», «О разуме», «О первой философии», «Об определениях и описаниях вещей», «Рассуждение о душе», «Трактат о ближней действующей причине возникновения и уничтожения», «Книга о пяти сущностях».
  • 2. Н. Горелов // Жизнь чудовищ в Средние века. СПб.: Азбука-классика, 2004