Лоэнгрин, сын Парцифаля

(Из кн. К. А. Иванов. Трубадуры, труверы, миннезингеры)

Долго не забыта была могила Вольфрама фон Эшенбаха; долго доставляли наслаждение, поучали людей и давали вдохновение певцам его поэтические произведения. Особенно сильно было влияние Вольфрама на его родине, в Баварии. Его можно проследить там до половины XIV века. Мы остановим свое внимание на поэтическом сказании о Лоэрангрине, или Лоэнгрине, подробно изложенном в одной баварской поэме, написанной несколько десятков лет спустя после смерти Вольфрама. В этой поэме история Лоэнгрина влагается в уста самого Вольфрама. Последний только наметил эту тему в конце своей поэмы "Парцифаль", и вот из этого семени, им брошенного, вырос поэтический, благоуханный цветок. Поэма, в которой рассказывается легенда о Лоэнгрине, принадлежит уже тому времени, когда средневековая поэзия стала заметно отцветать. В ней начали сильно проявляться темнота, символика и мистицизм. Поэты этого периода, как бы не находя в самих себе сюжетов для своих произведений, начали обращаться к представителям блестящей эпохи поэзии и у них искали и сюжетов, и вдохновения. Автор "Лоэнгрина" неизвестен.

Начало "Лоэнгрина" представляет собой не что иное, как пересказ с некоторыми изменениями и дополнениями второй части уже известной нам поэмы о Вартбургском состязании певцов. Главными действующими лицами являются Вольфрам фон Эшенбах и Клингсор. Личность волшебника Клингсора была выведена впервые Вольфрамом в его "Парцифале". Он выведен в той части поэмы, которая воспевает похождения Гавана. Одно из них заключалось в следующем. До Гавана дошло известие, что чудесный замок (chateil marveil) испытал на себе чары волшебника Клингсора. Своей силой волшебник держит за его стенами похищенных им женщин. Необходимо снять с него и с них волшебные чары. Парцифаль быстро проезжает мимо замка: замок с его чарами нисколько не интересует его. Но Гаван бросается в это тяжелое предприятие. Он преодолевает необычайные трудности, освобождает запертых в замке Клингсора дам и овладевает самим замком. Этот-то Клингсор, мифическое существо, постепенно превращается в историческую личность и становится современником Вольфрама.

Клингсор и Вольфрам состязаются друг с другом. В увлечении спором Клингсор клонит речь в сторону от главного предмета состязания и начинает говорить о короле Артуре. Он хвастается такими сведениями о нем и о его придворных, которых никто не имеет и которые он не желает сообщить виллану. Вольфрам возражает, что ему известно все и даже в еще больших подробностях, чем Клингсору: знает ли Клингсор, например, о том, как король Артур, уже разлучившийся с этим светом, выслал сюда бойца? Он же, Вольфрам, знает отлично, кто такой был этот боец. Все присутствующие, конечно, заинтересованы и просят Вольфрама, чтобы он поделился своими сведениями с ними. Рассказ Вольфрама и заключает в себе сказание о Лоэнгрине.

Тот же самый сюжет затронул и поэт конца XIII века Конрад Вюрцбургский в своей поэме о рыцаре Лебедя. Но он приурочивает своего рыцаря к эпохе Карла Великого, то есть к последним десятилетиям VIII и к началу IX века. Это не мешает ему, однако, выставить своего соперника в лице саксонского герцога Фридриха, брата знаменитого участника первого крестового похода Готфрида Бульонского. Так и лица, и события двух различных эпох, из которых последняя начинается в конце XI века, соединяются в одно общество современников. Эти анахронизмы - обычное явление в произведениях средневекового эпоса. Во всяком случае, произведение Конрада Вюрцбургского послужило ядром для позднейшего сказания о Лоэнгрине, влагаемого неизвестным поэтом в уста Вольфрама фон Эшенбаха. Новая обработка старой саги принадлежит, очевидно, самому автору поэмы, скрывшему из скромности свое имя.

Вольфрам в поэме не заставляет просить себя долго и рассказывает сагу, содержание которой мы и передаем здесь.

Дело происходит в Х веке, когда царствовал в Германии Генрих Птицелов. Прекрасная Эльза, осиротевшая дочь герцога брабантского и лимбургского, подверглась преследованиям со стороны Фридриха фон Тельрамунда, одного из вассалов ее покойного отца. Он преследует ее под тем ложным предлогом, что она обещала ему выйти за него замуж: он во что бы то ни стало хочет принудить ее к ненавистному браку.

Каждый день преклоняет она колена, прося у Бога в горячей молитве покровительства и защиты. Напрасно отвергает она свое мнимое обещание; Фридрих фон Тельрамунд стоит на своем. В таких случаях спорное дело решалось в средние века судебным поединком. Эльза должна была найти бойца, который бы выступил за нее против ее врага. Победа бойца сочтена была бы за ее победу, и Эльза была бы торжественно оправдана. Но ни один боец не отваживается биться за Эльзу: так страшна рука Тельрамунда. Распростершись перед алтарем, проливая слезы, звонит Эльза в знак своего горя в золотой колокольчик, который она сняла когда-то с поврежденного сокола. И звон колокольчика несется далеко, несется сквозь облака и проникает в замок Грааля. На этот призыв помощи и посылается Лоэнгрин, сын Парцифаля. Этого хочет Грааль.

Несмотря на требование Грааля, домашние провожают Лоэнгрина со слезами: горюет сестра, у которой слезы хлынули от сердца к глазам, в отчаянии мать; ее горе, по словам поэта, могло бы разжалобить скалу. Но Лоэнгрин мужественно идет вперед и приказывает оруженосцам принести панцирь, шлем и щит. Вооружившись, он обращается к королю Артуру с заявлением, что он охотно исполнит поручение, возлагаемое на него, призывает Божье благословение на отца, мать, сестру и на все дамское общество, обитающее на Монсальвате. Мать Лоэнгрина так была поражена теперь уже неизбежной разлукой, что упала без чувств в присутствии всего двора. Двое из князей, живущих при дворе, подводят к Лоэнгрину коня. Он уже схватился рукой за уздечку, уже поставил в стремя одну ногу, как вдруг подплывает к берегу дикий лебедь. Лоэнгрин приказывает отвести коня в его стойло и выражает свое желание отправиться туда, куда повезет его на своей ладье лебедь. Отец хочет снабдить своего сына провизией - хлебом, кипрским вином, но Лоэнгрин отказывается и от того, и от другого, надеясь, что позаботится о нем тот, кто будет вести его ладью.

Быстрый поток уносит его в море. Трудно было ехать ему; волны высоко поднимали его челнок. Целых пять дней он ничего не ел. Видя, что лебедь питается рыбой, Лоэнгрин говорит ему: "Я - твой спутник, а ты ешь без меня; ты бы должен был делить рыбу пополам со мной". Тогда лебедь стал кормить рыцаря. Между тем, Эльза сильно волновалась. Капеллан успокаивает ее надеждой на небесную помощь. Уверенность капеллана не обманула его: скоро он увидел, что к Антверпену подплывает лебедь, который везет за собой ладью. Он направляется сейчас же к герцогине и говорит ей: "Ваше счастье пробудилось; подите сюда и ведите с собой весь свой совет, я покажу вам чудо: лебедь везет небольшую ладью, но совсем не видно, чтобы кто-нибудь находился в ней". По приглашению капеллана герцогиня, и рыцари, и дамы поспешно отправились на берег. Они закричали от изумления при виде необыкновенного зрелища. Их крик разбудил рыцаря. Эльза радостно встретила своего спасителя, протянув навстречу ему свои белые, как снег, и нежные руки.

Когда Лоэнгрин вышел на берег, лебедь отплыл со своей ладьей от берега и вскоре скрылся из виду. Рыцарь приехал как раз в то время, чтобы вступить в поединок, который должен был происходить в присутствии самого короля, Генриха Птицелова. Он победил своего соперника и в награду за это получил руку молодой герцогини.

Лоэнгрин, принимая предложение Эльзы жениться на ней, ставит при этом одно серьезное условие: она никогда не должна спрашивать у него о его происхождении, в противном случае она лишится его. С тех пор, как Парцифаль позабыл сделать необходимые вопросы при своем первом посещении Монсальвата, вопросы неприятны Граалю. Рыцари, которых он посылает на землю, должны запрещать какие бы то ни было вопросы о своем происхождении. Верный заветам Грааля, Лоэнгрин и требует от своей молодой супруги решительного молчания в этом отношении.

Долгое время Лоэнгрин живет с Эльзой в полном счастье, служит королю, который дает ему вассальные владения. Он участвует в войнах с гуннами (венграми) и сарацинами. Но служба не является помехой для рыцарских потех. Раз он вышиб из седла на турнире герцога Клевского; последний, падая, ударился о землю так сильно, что сломал себе руку. Жена побежденного была огорчена и озлоблена этим несчастьем своего мужа.

Чтобы разрушить счастье Эльзы, она говорит в присутствии других дам о темном происхождении Лоэнгрина. Эльза была задета этим упреком за живое. В ее душе зародилась тяжелая борьба. Она знает, что вопрос о происхождении мужа, предложенный ему, разобьет навсегда их счастье, но, с другой стороны, она горит желанием узнать роковую тайну и нанести удар клевской герцогине. Долго она удерживается: целых две ночи, вспоминая слова ее, она проливает горькие слезы. Наконец, в третью ночь она задает своему мужу запретный вопрос: именем детей своих она умоляет Лоэнгрина ответить ей на него, хотя сердце и подсказывает ей, что он очень знатного рода.

Лоэнгрин исполняет желание Эльзы и называет ей свои род, потом велит призвать к себе обоих своих сыновей, целует их на прощание и завещает им рог и меч, которые он всегда носил при себе; Эльзе он оставляет на память кольцо своей матери. Снова приплывает за ним лебедь со своей ладьей, и Лоэнгрин удаляется от берега так же, как когда-то он приплыл к нему. Он возвращается в замок Грааля.

Пораженная скорбью Эльза падает в обморок и потом всю свою жизнь оплакивает утраченного супруга. Прекрасная легенда о Лоэнгрине послужила Рихарду Вагнеру темой для одного из его лучших произведений - оперы "Лоэнгрин".