Баллада о разногласии с Франком Гонтье

Разлегшись в мягкости, тепле и лени,
В сплетеньи занавесей – шёлк, атлас –
С мадам Сидонией в переплетеньи,
Дебелой, нежной, гладкой без прикрас,
Величественный поп пьёт «ипокрас».
Сидона дочь и поп весьма довольны,
Ликуют, оголённый с оголённой
(Я наблюдал их через щель в просвет);
Да, чтоб унять тоску житейской боли,
Чтоб сладко жить, стесняться нужды нет.

Гонтье бы Франку и его Елене
Такой бы жизни, даже только раз –
Боюсь, забыли б за одно мгновенье
И свой горшок бобов в обеда час,
И запах лука, что меня б потряс.
Ужель так были им милы их роли?
Но раз легли под куст, в лесу иль в поле,
Тогда какой вопрос? Зачем ответ?
Кровать и стулья им – стесненье воли;
Чтоб сладко жить, стесняться нужды нет.

В день две краюхи, но не хлеб: ячмень и
Овёс; пьют только воду – и весь сказ;
Ни славословья им, ни птичье пенье
Отсель до Вавилона – не указ
Мне, что и впрямь так жить – пример для нас.
Да, Франк Гонтье с Еленой побороли,
С Господней помощью, страсть к лучшей доле,
Для них альков – шиповниковый цвет;
А мне-то всё-то это в радость, что ли?
Чтоб сладко жить, стесняться нужды нет.

Принц, рассудите, примирите мненья!
Ещё ребёнком слышал я совет,
Не вижу в нем ни зла, ни отвращенья:
Чтоб сладко жить, стесняться нужды нет.

Франк Гонтье с его подругой Еленой – персонажи пасторальной поэмы Филиппа де Витри (1291—1360). Вийон не только пародирует де Витри, но и фактически декларирует себя сторонником подлинной человеческой свободы. Полемизируя со старохристианскими тезисами о плотском грехе и о том, что бедность добродетельна, а богатство порочно, Вийон не меняет знак тезисов, а радикально отвергает их. Человек может стремиться к чему ему угодно (хотя над всеми устремлениями Вийон тактично подшучивает) – к достатку, к смиренной трудовой жизни на лоне природы, к плотским утехам – всё это нормально, в отличие от сознательного самоумерщвления и пропаганды бедности и смирения в интересах тех, кто такую пропаганду ведёт.