Армянские басни
По изд.: Армянские басни — Интернет-издательство Aegitas1
Опущены басни, имеющиеся в других сборниках.
Богач и два сына
Говорится в баснях, что у одного человека было два сына и огромное богатство, половина которого была тайной, а половина – явной.
Разделил он явное богатство между сыновьями, но их не поставил в известность, а сам поехал странствовать.
Потом обеднел он по своей воле и вернулся к сыновьям. Захотел он испытать их и попросил выручить его.
Один сын выгнал его, велел не позорить его перед народом, а другой пожалел и все, что имел, отдал отцу.
Увидел отец жалость сына и сказал: "Это мой родной сын", открыл спрятанное богатство и отдал ему, а другого сына выгнал из дома и лишил наследства.
Басня показывает, что Бог справедливее всех людей, и отец – (Его) создание – имеет богатство двоякого рода: первое – Царство Небесное, которое скрыто от людей, второе – большая земля, чтобы раздать ее простому люду.
А образ бедняка, который просит милости; дабы испытать верность сыновей, означает, что кто не милосерден, тому не даст Бог и Отец наш Небесного богатства и слова своего, а кто дает милостыню, тому даст он Царство Небесное и скажет: "Пришел день возмездия, ибо я голодал, вы покормили меня".
А кто не дал милостыню, того выгонят из дома со словами: "Будьте прокляты во веки веков".
Каждый человек пусть себя продаст и даст деньги бедняку, ибо если в этой жизни по велению Бога был ты слугой других, то в той жизни будешь царем и благословен, как ангел.
Дерево, две мыши, колодец и змея
Было высокое дерево: листья его лили мед.
Человек взошел на дерево, чтобы лизать его листья, внизу две мыши грызли корень дерева, и под деревом находилась глубокая яма и в ней ужасное, страшное чудовище.
Но человек не пугался и не переставал лизать листья.
Показывается:
дерево – есть мир;
мёд, что на дереве – есть грех и плотское удовольствие, которое доставляем себе лизанием;
две мыши – день и ночь, которые укорачивают жизнь человека;
яма – есть могила;
чудовище – смерть.
Горе нам, так как мы думаем, что наши души в удовольствии, когда перед нами – соблазны.
Кающийся волк
Рассказывают в сказках: волк состарился и не мог более охотиться.
Отправился он к овцам и сказал "Овцы, я состарился – много согрешил я перед вами – кого я разодрал, кого съел, у кого оттянул я курдюк, у кого ягнят поел. Теперь я достиг дверей смерти, грешен перед вами, дайте мне отпущение – разрешите мне то, что уже съел я у вас, и клянусь, с этих пор я буду рабом всё то краткое время, которое остается мне жить, и буду пасти ваших ягнят; но допущу более, чтобы люди доили вас или резали ваших ягнят; не допущу, чтобы другие волки приходили угнетать вас; днём и ночью буду пасти вас в горах на лужайках и у родников, вы же на пропитание будете давать падаль, будет ли это раз в месяц или два раза в месяц; так буду я жить – пойдем, поселимся вместе".
Овцы поверили ему, и когда родили ягнят, они поручили их волку; он увел их, пас и с большою заботливостью гонял по окрестностям.
Когда ягнята стали вырастать, волк начал выбирать тех, у которых курдюки были пожирнее, и поедал одного за другим.
Когда стали приходить матери, искать своих ягнят, и не находить их, то спросили волка: "Где наши ягнята?".
Волк говорит "Пойду, поброжу кругом, быть может, нападу на жалких ягнят наших, найду их и приеду назад".
Волк таким образом ушел и не возвратился.
Вариант:
Состарившись, волк отправился к стаду и говорил с плачем: "Я теперь каюсь – сильно досадил я вам, и поэтому я хочу прийти и подметать ваш дом, чтобы получить мне прощение, и детей ваших буду я также оберегать от волков".
Стадо обрадовалось и приказало псам не вредить волку.
Он же остался, ждал, пока ягнята возросли, и тогда начал он разрывать их одного за другим и поедать до тех пор, пока не заметили многие и не умертвили его.
Притча поучает не доверяться тем, которые привыкли ко злу: состарившись, привычка становится природою и тянет к своим делам – человек становится сыном сатаны.
Лев больной и осёл без сердца и ушей
Лев заболел, пришли врачи и сказли, что против этой болезни лекарство одно: пусть сварят сердце и уши осла и дадут льву пить отвар, тогда выздоровеет.
Призвали лису и говорят: "Ухитрись, приведи осла".
"Хорошо", – говорит она: "В таком-то ущелий находится чрезвычайно тучный осел, мой побратим".
Приходит лиса и говорит ослу: "Добрый брат, блажен ты, так как я нашла твоего старшего брата, который желает повидаться с тобою; он – царь, и ты будешь царствовать с ним".
Осел поверил и пошел лобызать льва: лев хотел было задушить осла, но осел бежал.
Лиса догнала его и говорит: "Почему бежишь?"
Осел говорит: "Лев до боли сдавил мне горло, когда целовал".
"Это от сильной любви", – сказала лиса: "Потому, если ты его расцелуешь, будет тебе весело".
Осел возвратился целовать льва, а лев, схватив его за шею, умертвил и отошел отдохнуть. Тогда лиса достала сердце и уши осла и съела, приговаривая: "Если это – лекарство, то оно полезнее мне, чем льву".
Сама же пошла к врачу и льву и сказала: "Замечательно, у того осла не оказывается ни сердца, ни ушей!"
Когда пришли и увидели, что действительно, не было у него сердца и ушей, то все удивились, а лиса говорит: "Не удивляйтесь! Если бы у него были сердце или уши, он не возвратился бы вторично и не бросился бы в твои объятия на смерть после того, как услышал твой рев и спасся из твоих рук".
Лиса таким образом придала делу вид правдоподобья.
Всё это показывает: что точно также обезумели мы все оглупели и отдались добровольно сатане, который убивает наши души, исповеданием избавляемся и опять грешим, и вот нет у нас ни сердца, ни ушей, и не слышим мы сказанного в Писании и угроз ада.
Лев, притворно больной
Лев состарился и не мог уже охотиться, вошел в пещеру и приказал, чтобы все животные пришли посетить его; барса он поставил сторожить у входа в пещеру.
Лев съедал всех животных, которые входили повидаться с ним, и ни одно из них не выходило оттуда, потому что он заболел притворно, чтобы животные приходили повидаться с ним, а он съедал бы всех.
Пришла свинья и остановилась у входа, небрежно уткнувшись, по обыкновению в землю, и не прошла внутрь пещеры.
Привратник сказал ей: "Войди".
Та сказала: "Не войду, так как входившие не выходили, след от их ног виден".
Тогда привратник ударил свинью, говоря: "Ты не оказываешь должного почтения царю".
Свинья разъярилась, подняла на шее щетину, точно ножи, ударила барса и рассекла его пополам. Барс умер, свинья его оставила и осрамила.
Показывает нам это, что лев – есть смерть, пещера – могила, а мы безумцы, которые не сравнились даже со свиньею, чтобы принять во внимание то, что не воскресали умершие, и чтобы, следовательно, думать постоянно о смерти нашей и не помышлять о мирской славе.
Лиса и камень
Лиса проголодалась, пошла к яме, увидела в ней белый хрупкий мягкий камень и подумала, что это – форма сыра; потому спустилась в яму и принялась глотать и сказала: "Горе мне! Ни запаха нет у него, ни вкуса!"
Показывает, чтобы мы не впадали в гнилые грехи, так как нет в них вкуса, и они проходят, и мы затем сильно раскаиваемся.
Лиса и змея
Лиса и змея побратались.
Дошли до одной реки и говорит змея лисе: – "О, брат, ты перейдешь реку, а как мне перейти?"
Говорит лиса: – "А ты обвейся вокруг моей шеи".
Когда они дошли до глубокого места реки, змея откинула голову и хотела ужалить лису.
Лиса поняла это и спросила: – "О, брат, почему ты откинула голову от моего лица?".
Отвечает змея: "Хочу ужалить тебя, чтобы ты умерла".
Говорит лиса: – "Давай, я поцелую тебя, чтоб утолить свою любовную страсть, ибо сильную любовь испытываю я к тебе".
Змея только приблизила голову, как лиса схватила ее зубами за шею, и не было у змеи более возможности ужалить. Пока перешла лиса реку, змея издохла.
Бросила лиса ее в реку, распрямила и говорит: "Стал ты теперь прямой, брат".
Показывает басня: что перед тем, как подружиться, надо испытать человека, чтоб не был он коварным, как змея, ибо сатана и коварный человек, злой, не верующий, и бесстрашный, все равно обманут.
Лиса и черепаха
Лиса и морская черепаха побратались.
Было на берегу моря инжирное дерево, и подымалась лиса на это дерево, ела инжир и бросала черепахе, чтобы и она там внизу, ела. Так они много раз делали. И случилось, что заболели у черепахи дети и врачи сказали, им нужно дать внутренности лисы, чтобы они поели и поправились.
Пришли черепаха и лиса к инжирному дереву, и когда поели инжиру, сказала черепаха: "Давай я поведу тебя к нашему царю, чтобы он тебе оказал добро и такое же хорошее отношение, как ты проявляешь ко мне".
Это она сказала, чтобы обмануть лису.
А лиса говорит: "Ты водяное животное, а я сухопутное, как же я могу спуститься в море?."
Черепаха сказала: "Об этом ты не беспокойся, иди взберись на меня, и я тебя понесу безопасно и без повода для страха к царю нашему".
Лиса поверила. И когда они отправились, начала черепаха погружаться в воду, лиса заметила это и говорит: "О ты, бесстыжая и неверная, говори мне правду! Уж больше нет у меня исхода, так как не могу я ни всплыть наружу, ни спуститься в море!".
Сказала черепаха: "По правде говоря, сказали, что твои почки – лекарство для моих детей, которые очень тяжело больны!".
А лиса сказала: "Чтоб тебя разорвало, негодная, что же ты раньше не говорила, чтобы я захватила с собою почки!"
Черепаха спросила: "А где же они?".
Говорит лиса: "Когда я подымалась на инжирное дерево, я повесила свои почки на дерево; смелей возвращайся, пойдем, возьмем, чтобы поспеть к твоим детям, пока они живы!".
Поверила черепаха и возвратилась и, когда они вышли из моря, говорит черепаха: "Поспеши брат!.
Сказала лиса: "Кто тебе поверит, пусть тебе и служит!" – и ушла.
Эта басня показывает, что если человек один раз обманет другого, а тот узнает – этого достаточно. А также – не верь тому, что несообразно и невероятно, ну как же могла черепаха погрузить лису на дно моря, или как могла лиса повесить свои внутренности на дерево?
Вариант:
Обезьяна и черепаха
Говорится в баснях, что обезьяна царствовала шестьдесят лет, а когда она состарилась, сместили ее и привели посадили себе царем другую, молоденькую. И пошла старая обезьяна, плача, к берегу моря и вот на ее пути оказалось дерево инжирное, покрытое плодами, и взобравшись на дерево, она там поселилась, ела плоды и благодарила Бога.
Пришла как-то к ней большая черепаха, обезьяна бросала ей сверху инжир, та ела и благодарила ее, а затем усвоила привычку постоянно приходить к подножию дерева.
Спустя много времени, говорит черепаха обезьяне. "Иди, поведу тебя на остров моего племени, чтобы тебя устроили, и чтобы я за твое добро воздала добром, ибо я прославила тебя в племени моем".
И обезьяна поверила ей ввиду благодеяний, которые она оказала черепахе, и та слезла с дерева и села на спину черепахе, а та отправилась к морю и вышла на него.
Когда они удалились от берега, говорит черепаха: "Знай, милый мой брат, что жена у меня больна и сказали врачи: "Сварите сердце и почки обезьяны, приготовьте бульон и пусть больная выпьет, чтобы излечиться". Для того я тебя и веду к себе".
Обезьяна услыхав это, закричала во всю мочь и говорит: "Тысячу раз горе мне! Очень печально, что нет их со мной; вернись, брат, вернись, чтобы не стать мне повинной в смерти, чтобы захватила я свое сердце и свои почки. Ибо есть у нас привычка вешать их на дерево, когда мы отправляемся в путь. А МНОГИМ бог посылал от этого исцеление!"
И черепаха поверила обезьяне, возвратилась и пошла под дерево, а обезьяна взбежала и влезла на дерево.
И говорит черепаха: "Поспеши и быстро возвращайся, чтобы поспеть нам к больной!".
Говорит обезьяна: "Если я тебе еще раз поверю и спущусь с дерева, я окажусь глупее осла, который избег пасти льва, и вновь попал к нему в лапы и издох".
И говорит черепаха: "Бог тебе судья, что ты солгала". А обезьяна говорит: "Тебе судья бог, что ты научила меня лжи! Это – благо, что я обманом спаслась, как куропатка и воробей, которые солгали и тем спаслись".
Показывает эта басня, что забывающий добро – забывает Бога, а также, что если ты сделал добро черепахе, а она старалась причинить тебе зло, то уйди от нее.
Медведь и муравей
Медведь разрывал лапой муравейник, языком слизывал муравьев и сел, и муравей придумал способ убить его.
Отправившись к осе, к оводу, к комару, к клещу, к шмелю и к им подобным, молит он их, как своих сородичей, помочь. Они разделяют заботу муравья и жалят медведя в глаза и уши.
Бился он головой о камни, и пошли у него нарывы, даже черви завелись, и от ужасной боли, разинув пасть, он ревел. А мелкота, проникнув в ого чрево, ранит его внутренности. Будучи затравлен, медведь устремился к потоку и, слишком глубоко погрузившись в воду, утонул.
Сила этой басни в чем: сильные слабыми пренебрегают и не боятся их, но мудростью укрепляются малые и побеждают сильных; и вот мудрость: малых опасаться, как великих.
Мышь, поедающая железо и орёл, похищающий мальчика
Один человек отправился в Иерусалим и сдал на хранение четыре-пять пудов железа одному человеку, по возвращении, мол, будет мне чем жить.
Когда он вернулся и спросил и железе, тот сказал: "Мыши съели".
Он сказал: "Что же это было – масло или мёд, или сыр, что мыши съели?"
И пошли судиться, и тот отрекся от долга.
А хозяин железа увидел однажды, что сын того человека шёл учиться, и он украл мальчика так, что никто не заметил, и спрятал его.
Отец раздираемый отчаянием, искал и не мог найти сына, и увидел его хозяин железа и сказал: "Я видел, как орел нёс мальчика, и я спросил, откуда этот мальчик, а орел сказал, из того города, в котором мыши едят железо".
И тот сказал: ''Пощади, мой сын у тебя, отдай его мне, – твое железо у меня".
Аветик Исаакян. Сатана и его дочери
Средневековая армянская басня
Трех дочерей имел всесильный Сатана,
И, кроме трех, была еще одна.
Дочь старшую за князя выдавая,
«Ты будешь Гордостью! – ей Сатана сказал. –
Ты будешь Жадностью отныне, дочь вторая,
Тебя купец богатый в жены взял.
Ты, третья дочь моя, уходишь в дом к поэту,
Ты будешь Завистью навеки с этих пор.
Других имен вам трем отныне нету!» –
Так прозвучал отцовский приговор.
А дочку младшую с горячей, пылкой кровью,
Что ближе всех всегда была ему,
Рогатый Сатана в сердцах назвал Любовью
И отдал человечеству всему.
Сватающаяся ласка
Ласка пошла в комнату царя, поела много добра и, зазнавшись от жира, ходила к лошади и верблюду, буйволу по очереди и к небесным светилам: "Будьте сватами" (говорила она): "пора пристроить мою дочь".
Они поняли, что ласка зазналась, и отправили ее к облаку.
Облако сказало "Я гонимо ветром".
Пошла она к ветру, ветер сказал: "На одной горе, на востоке, находится башня, которая сильнее меня; я бью ее, но она нерушима".
Ласка пошла к башне и говорит: "Дай, посватаемся".
Башня сказала: "Я слаба, так как вот в основании моем водятся животные, которые сверлят и раздирают меня, но я не смогла одолеть их; ступай ты к ним".
Ласка пошла к ним: это были ласки и мыши, подобные ей, и как сказала она: "Дайте, посватаемся".
Так и посватались.
Притча показывает: каждый человек рыщет, пока не найдет себе подобного, кто – хорошего, кто – дурного. В Страшный же день нераскаявшиеся грешники пойдут и обретут подобных себе дьяволов и всяких злодеев, а праведники увидят ангелов и сонмы благих святых, которые предстоят перед Богом.
- 1. Содержание:
Богач и два сына
Вдова и её сын (Вардан Айгекци)
Верблюд, волк и лиса (Вардан Айгекци)
Вол
Вол и конь (Вардан Айгекци)
Волк в нянях
Воры-простаки
Дерево, две мыши, колодец и змея
Деревья и мудрец (Мхитар Гош)
Капля мёду (Вардан Айгекци)
Кающийся волк
Козы и волки (Вардан Айгекци)
Курица и хозяин (Мхитар Гош)
Лев больной и осёл без сердца и ушей
Лев, волк и лиса (Вардан Айгекци)
Лев, притворно больной
Лиса и камень
Лиса и лёд
Лиса и черепаха
Львица и лисица (Вардан Айгекци)
Медведь и муравей
Муравей и другие (Мхитар Гош)
Мышь, поедающая железо и орёл, похищающий мальчика
Обезьяна и рыболов
Обезьяна и черепаха
Сатана и его дочери (Аветик Исаакян)
Сватающаяся ласка
Слепой и зрячий
Строптивый конь
Счёт за ячмень (Вардан Айгекци)
Царь, змея и царевич
Церковь и мельница (Вардан Айгекци)