СЛОВО ОБ АДАМЕ И ЕВЕ, ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА

Перед грехо[падением] был Адам в раю, и все имел, что хотел, и все подчинялось его воле1. И если не приказывал Адам тварям, то не смели [ни] звери, ни птицы, ни гады, ни ходить, ни лечь, ни съесть что-либо, пока Адам [не] укажет им и [не] позволит. Также и Ева. [имела такую власть].

И когда преступили заповедь Божью, изгнан был Адам из рая. И взял [с собой] Адам жену свою Еву, и пошел, и сел пред дверьми райскими около Эдема2. И увидел Адам сон, что родится [от него] Каин и Авель, и увидел, что убьет Каин Авеля, брата своего. И был [Адам] в скоби великой3. Тогда пришел архангел Михаил к Адаму [и сказал]: «Адам, не скорби и в сердце своем не думай о Плохом».

И жил Адам около Эдема 18 лет, и тогда родил Каина и Авеля, брата его.

И сказал Адам Еве (...) «И когда пройдет 14 лет, прольет немилосердно Каин4 кровь Авеля5, брата своего, как было сказано мне [об этом]. Пойдем и посмотрим». Вышли они и увидели Авеля, жестоко [убитого] рукой Каина. Сказал Господь Михаилу архангелу: «Скажи Адаму, чтобы не говорил сыну своему Каину о случившемся ничего, и чтобы не скорбил, и чтобы не думал в сердце своем, зачем Ева родила сына».

И потом Ева родила сына и дала имя ему Сиф6. [И] сказала Ева Адаму: «Я родила [сына] взамен Авеля, которого убил Каин. Иди, господин мой, и воздай хвалу Богу, и принесем жертву [Ему]». И родил Адам 30 сыновей и 30 дочерей, и жил Адам 930 лет, и заболел. И вскричал Адам голосом громким: «Соберитесь, чада мои, ко мне». И был испуган Адам весьма, ибо до сих пор не знал, что такое болезнь. И собрались дети его, и обступили [Адама] с трех сторон. И сказал сын его Сиф Адаму, отцу своему: «Отче, отче, что за болезнь у тебя?» И ответил Адам: «О чадо, сильна болезнь [эта], о дети мои». И сказал ему сын его [Сиф]: «Отче, когда вспоминаешь блаженство райское, потому и страдаешь». И [еще] сказал Сиф отцу своему: «Я пойду, отец, [и] принесу из рая [что-нибудь], чтобы утолить твою боль». И пошел он с матерью своею. И спросил Адам сына своего Сифа: «О чадо, как войдешь ты в рай»?» И ответил ему Сиф: «Отче, выйду на пустынное место, напротив рая7, и восплачу от [всего] сердца, и услышит нас Господь, и отпустит ангела, и утолит тебе боль твою».

И сказал Адам сыну своему: «Нет, чадо, нет, я боль сердечную, душевную имею». И спросил Сиф: «Почему, болит, отче? [И] как ты пришел [сюда] оказался здесь?» И ответил Адам: «Когда сотворил Господь меня и мать твою, [из-за нее умираем мы и в смерти пребывать будем], дал нам сад райский Бог8. Но из-за Евы лишились мы его. Когда приблизился час [пребывания в раю], поклонилась Ева и увидела, что принял враг [дьявол] ангельский образ и дал Еве плод от древа [познания], и преступила [Ева] заповедь Господа, которую нам дал (...) и [которая] гласит: Кто земному научит, [тот погибнет]». И сказал Адам сыну своему: «Стал дьявол как ангел светел. И пришел к змее9 [и] сказал: Ты мудра премного, дай Еве [плод] от древа этого съесть. И Ева съела [плод] от древа и дала его мне, и вкусили мы от древа, и потому осуждены, и болезни, и смерти подвластны. Тогда пришел Владыка, и поставили [ангелы] посреди рая престол Господень, и возвал [Бог] страшным голосом: Адам, Адам, где ты? Я ответил: Наг я, не могу выйти. И сказал Господь: Никогда ты так не скрывался от меня и [значит] нарушил [ты] заповедь мою. [За это] умножу на теле твоем раны, и сердцу твоему [пошлю] страдания. Первая язва—чрево болит, вторая—очи болят и глухота, и потом за этим последуют все [другие] болезни» 10.

Тогда сказал Адам сыновьям своим: «Велика, сильна болезнь моя, о чада мои». Тогда Ева с плачем сказала ему: «Господин, встань и передай мне болезнь свою. Оба будем старадать, ибо из-за меня претерпеваешь ты боль эту». И сказал Адам Еве: «Встань и с Сифом иди к раю, и восплачь, посыпая главу свою прахом [перстью]. Когда услышит Господь молитву вашу, и отдаст [ветвь] от древа маслины, и увижу [ее], ослабеет [тогда] моя боль».

И встав, Ева с сыном своим Сифом пошли к раю11. И увидела Ева зверя огромного по имени Кутур12. И погнался он за сыном ее Сифом, чтобы съесть [его]. И восплакала Ева голосом, говоря: «Горе мне, чадо мое сладчайшее, с этого времени до второго пришествия Христова будут меня проклинать все. Ибо из-за меня умножилось зло». И закричала она зверю голосом громким: «О зверь, не боишься ли Божьего образа, что намереваешься съесть его? И как ты [осмеливаешься] пасть свою раскрыть на человека и обнажить зубы свои на него? Не помнишь ли, как тебя держала рукою своею?» Тогда зверь ей сказал: «О Ева, теперь не имеешь власти повелевать нами. В тебе причина, как осмелилась ты открыть уста свои и вкусить от древа, чего не повелел [делать] Господь. За это я и убить тебя хочу и чадо твое пожрать». На это Ева не отвечала ничего. Тогда Сиф сказал зверю: «Закрой пасть свою до Суда [Страшного], ибо образ Божий уничтожить хочешь. И в логове своем да пребудешь вовеки». И так свершилось. И пришел Сиф с матерью своею к раю, плача и рыдая сильно, [обращаясь] к Богу, посыпая перстью головы. И послал Господь Бог архангела Михаила, и сказал [Михаил] Сифу: «Человек Божий, вернись к отцу своему».

И понял Адам, что приблизился день его смерти, и нет [ему] лекарства уврачевания. И дал Сифу ангел Господень три ветки—певги сосны, кедра и кипариса13. И взял Сиф три ветки, и принес к отцу своему, и увидел [их] и обрадован был Адам весьма, взял он ветви у сына своего и сплел венец себе, и возложил [его] себе на главу, и призвал детей своих и весь род свой. И сказал им Адам: «Наставляю вас, чада мои, [и расскажу], как прельстил нас враг [дьявол] и [как] вас соблазнят жены ваши вопреки закону вашему».

«И Адам владел восточной и северной сторонами рая, а я [Ева] охраняла западную сторону и южную14. Адам властвовал над зверьми мужского пола, а я, Ева, властвовала над зверьми женского пола15. (...)

Послал дьявол змею ко мне, к Еве. И пришел—светлый весьма, поющий песнь ангельскую, как ангел. И сказал мне [дьявол]: Все ли прекрасны [плоды] вкушаете? И ответила я: От одного древа запретил нам Господь есть, которое посреди рая. И сказал дьявол: Премного сожалею о вас, ибо не понимаете ничего. Говорю вам, что древо это—блаженнее всех [других] древес. Если отведаете [плодов] от древа того, как боги будете и светлы будете как ангелы.

Когда съели мы [плод] от древа того, открылись очи наши, и увидели, что наги мы, и восплакались [о том], что сделал дьявол. Дьявол же невидим стал. Я же листья взяла, дабы закрыть наготу мою16. Поскольку разделен был рай: Адаму половина и мне половина, все деревья листву сбросили, а смоковница листья не сбросила. И взяла я листья ее и препоясалась, и зашла под древо, от которого съела [плод], и воззвала голосом громким: Адам, Адам, иди ко мне! Где ты! Скажу тебе [нечто] удивительное. Отверзла я уста мои, и дьявол говорил во мне: О древо, о разум! Так и ты [Адам] съешь [плод]. И съел Адам, и открылись его очи, и увидел он наготу мою и свою. И сказал Адам: О жена, что сделала ты мне и себе? Зачем удалились мы от милости Божьей?

Тогда услышала голос архангела Михаила, призывающего ангелов, и сказал им [Михаил]: Так говорит Господь: сойдем в рай11, услышим глас Господень и суд [его], где согрешил Адам и как судить его. Сошел Господь на херувиме и [с ним] множество ангелов, поющих несмолкаемую песнь и славящих Бога непрестанно. И поставлен был посреди рая престол Господень. Древа Адама цвели цветами большими, а на моей стороне [рая] увяли и были [как бы] опалены [огнем]. И позвал Господь Адама. Адам ответил: Господи, голос твой услышал я и боялся [выйти], ибо наг я. И спросил Господь Бог: Кто тебе сказал, что наг ты, если бы не съел ты [плод] от древа, [от] которого запретил и заповедал не есть?18

И взяли нас ангелы свирепые и гнали нас из-за этого, и отлучили нас от рая. И мы, взмолившись, говорили ангелам: Помолитесь Богу [о нас]. И сказал Адам: Помилуй меня, Владыко, ибо согрешил я.

Помилуй меня Господи. Отпустил [Бог] ангелов, провожающих Адама из рая. И сказал Адам: Господи, помилуй меня и дай мне какое-нибудь жилище, чтобы я там жил. Вывели нас ангелы из рая и закрыли рай ангелы от нас. Тогда Адам закричал: Помилуй меня, Владыко! Дай мне благоухание [райское вкусить], когда буду творить жертву Богу и принесу кадило. Ангел Иоиль19 [тоже] молил, непрестанно говоря: Помилуй, Владыко, первое творение свое. И сказали все ангелы, тоже говоря Богу об Адаме: Помилуй, Владыко, первое создание твое. И сказал Господь ангелам своим: Правильно, [что] так Адам страдает, ибо неправедно [он поступил]. Ангелы непрестанно говорили: Праведен суд Твой, Владыко, воистину праведен. Тогда Господь отдал ему [Адаму] благовония—фимиам, и ладан, и ливан.

И сели мы пред дверьми райскими. Адам приник к земле лицом, плача, сожалея [о рае] и рыдая. И жили мы семь дней, не вкушая никакой пищи. И очень проголодалась я, Ева, и вскричала громким голосом: Помилуй нас, Творец, Господи, [ибо] из-за меня Адам это терпит. И сказала я Адаму: Господин мой, давай поищем и построим жилище себе, ибо изнемогла я и душа моя уходит из меня. Тогда Адам сказал: Восстает сердце мое, чтобы предать тебя смерти; но боюсь Бога, ибо образ твой создал Господь и потому что каешься ты и взываешь к Богу. Потому не отстраняется сердце мое от тебя. И встав, Адам обошел всю землю и не нашел ничего для себя съедобного, только волчцы и траву полевую. И снова вернулись мы к дверям райским [и] возопили, молясь: Помилуй, Владыко, творение твое и подай нам пищу. И непрестанно молились мы 54 дня. В это время слышали мы, [как] архангелы Михаил и Иоиль молились за нас. И повелел Господь Иоилю, и взял он седьмую часть рая, и отдал нам20. Тогда сказал Господь: Тернии и волчец возрастут от [труда] рук твоих, в поте лица своего будешь добывать [пищу]. И пусть смотрит на тебя жена твоя и трепещет.

И сказал архангел Иоиль: Так говорит Господь Адаму: «Жену твою создал тебе [не для того, чтобы] повелевал [ею], но дал [ее] тебе, чтобы была послушна». И снова ангел Иоиль поведал, повелел Адаму взять скот и всяким вещам [дать?] имена. И так взял он волов и (...) чтобы построить себе жилище».

Тогда дьявол пришел, и встал, и не дал Адаму пахать землю21. И сказал дьявол Адаму: «Моя земля, а Божьи небеса [и] рай. Если хочешь моим быть, мне [будешь] принадлежать и пахать землю. (...) если же хочешь Божьим быть, Богу принадлежать, то иди в рай». И ответил Адам: «Господни суть небеса, и земля, и вся вселенная». Дьявол ответил: «Не дам тебе землю пахать, если не дашь сейчас рукописание, что ты—мой». Адам сказал: «Кто господин земли, тому [принадлежу] я и чада мои». Тогда возрадовался дьявол. Адам же, знал, что снизойдет Господь на землю и воплотится в человека и покорит дьявола.

Дьявол же обрадовался очень и сказал: «Так [и] напиши мне». И на спине написал грамоту эту и сказал: «Чья земля, тому и я, и дети мои [принадлежат]». И дьявол взял грамоту и власть Адама.

Ева сказала: «Встань, господин мой, и помолимся Богу об этом [грехе], чтобы спас нас Господь. Ибо страдание это получил (...) из-за меня». Потом сказал [Адам]: «О Ева, поскольку каешься ты в зле [грехе] своем, сердце мое внимает тебе, ибо Господь создал тебя из ребра моего. Будем поститься 40 дней, чтобы умилосердился Господь к нам и дал нам разум и жизнь». И сказала Ева: «Ты постись 44 дня». И сказал Адам Еве: «Иди к реке Тигр и возьми камень большой, и войди в воду, и подложи [камень] под ноги свои, и [оденься] водой, как одеждой, до шеи своей, и моли Бога в сердце своем, и да не исторгнется слово из уст наших». И сказала Ева: «Господин [мой], господин, буду я взывать к Богу всем сердцем моим»22.

И пришел Адам к Иордану, и погрузился в воду весь [целиком], моля Бога и воссылая молитвы. И тут спустились ангелы и все звери, и скот, все пернатые, и встали, как стена, около Адама, молясь и плача об Адаме к Христу. И пришел дьявол к Еве в ангельском светлом образе, слезы поливая обильно на землю. И пришел он на берег реки, и сказал Еве: «Выйди, Ева, из воды, [ибо] услышал Господь молитву твою. И нас, ангелов, молящих о вас, услышал Господь молитву. И послал Господь меня к тебе, чтобы вышла ты из воды». Ева же поняла, что это дьявол, и ничего не отвечала. Когда же Адам шел от Иордана, и обнаружил след дьявола, то испугался, что прельстил он Еву вторично. Когда [Адам] увидел Еву, в воде стоящую, возрадовался, вывел ее из воды и взял [ее с собой].

Тогда сказал Адам Еве: «Встань, помолись Богу, прежде чем предам душу мою Богу». Тогда Ева, выйдя [из воды], помолилась Богу и сказала: «Господи, согрешила я пред тобой и ангелами твоими, и серафимами шестикрылыми, согрешила пред страшным твоим престолом. Согрешила [пред] тобой, Господи. Согрешила я, ибо любой грех—из-за меня». И пришел ангел Господень к Еве и сказал: «Встань, Ева. Адам вышел из телесной [оболочки] своей и дух его предстал пред Господом». И пришла Ева к телу Адама, и увидела кадильницу златую, и три светильника горящие, и святых ангелов, держащих их [светильники]. И восходило благоухание до небес. И когда собрались ангелы, поклонились они телу [Адама], говоря: «Святая святых, Владыко, прости создание свое, ибо от Твоих рук [сотворено]».

Ева же видела великие чудеса, стояла пред Богом и плакала [со] страхом великим, и призвала сына своего Сифа, и сказала ему: «Встань с ложа своего и иди [сюда], чтобы увидеть чудо не виданное никогда». И встав, Сиф пришел, и сказала ему [Ева]: «Посмотри, чадо мое, на Бога». И посмотрев, увидел [Сиф] воинство ангельское, пред престолом стоящее и модящееся, говоря: «Помилуй, Владыко, творение Свое». И Сиф сказал матери своей: «Посмотри, как луна и солнце поклоняются престолу, молясь за отца моего Адама». И сказала Ева: «Где есть свет им. (...)

И сказал Сиф матери своей: «Когда встал архангел Михаил молиться, умолкли все ангельские силы пред Господом»23.

И снова кричали: «Благословенна слава Господня, помиловавшая творение свое—Адама». Тогда пришли ангелы, и херувимы и серафимы, и взяли Адама, и понесли на гору Сиблато24, и прославили его там , и обмыли его трижды. И в третий час Господь, сидящий на престоле, простер руку и принял Адама, и отдал его архангелу Михаилу, и сказал ему: «Неси тело его в рай, а дух его да прибывает на третьем небе. Тело его [пусть] здесь пребывает до воскресения Моего». Тогда архангел взял Адама и понес его, куда велел ему Господь. И снова Христос сказал архангелу: «Войди в рай, возьми порфиру и плащаницу и покрой [ими] тело Адама, и возьми масло и также возлей его [на Адама] и тело Авеля принеси и сохрани [его]». И позвал Господь Адама и сказал: «Адам, Адам, где ты?» Тело же Адама отвечало: «Вот я, Господи». Господь сказал: «Так сказал Я тебе [ты—персть] от земли и ты [и] снова в ту же землю пойдешь, [и] вновь во время воскресения [из мертвых] воскреснешь со всем родом человеческим». И перекрестил гроб его [Адама] с четырех сторон, и положил его в гроб, и возлил масло, и сказал: «Твое от тебя тебе [возвращается]». Ева же после [смерти] Адама шесть дней молилась, плача [и] говоря: «Господи Боже, так как меня создал Ты от ребра Адамова, так [пусть] к нему присоединюсь». И, сказав: «Боже, прими душу мою», предала ее Господу. И пришел архангел Михаил и научил Сифа, как похоронить мать свою. И пришли три ангела, и взяли тело Евы, и похоронили ее там, где лежит тело Адама и Авеля, сына их. И архангел сказал: «Так погребайте всякого человека умершего, до дня воскресения»25. И вновь сказал ему [о] 3 дне, и 9, и 20, и 40 дне26, и все по порядку. Как ангелы радуемся с праведными душами. Поэтому архангел Иоиль прославил Бога, сказав: «Свят, свят, свят, аллилуйя, свят Господь наполня небо и землю славой своей».

 

КОММЕНТАРИИ И ПРИМЕЧАНИЯ

Ветхозаветный апокрифический текст об Адаме и Еве получил распространение на Руси не ранее XV в. Существуют греческая и латинская версии этого произведения, а первые переводы на славянский были сделаны в Болгарии в XIV в. Апокриф объединяет собой несколько частей, с некоторыми изменениями и дополнениями существовавших в древнерусской литературе как самостоятельные произведения: «Сказание о крестном дереве», «Исповедание Евы». Содержание апокрифа отразилось на составе «Беседы трех святителей» и в тексте апокрифа «О море Тевериадском». Соответствующие «Слову об Адаме и Еве» сведения присутствуют в палейных текстах, причем исследователи считают, что поздний апокриф зависит от «Палеи» (особенно в части трактовок, касающихся предвосхищения новозаветных событий), а не наоборот. Изложение рассказа о путешествии Сифа и Евы к раю совпадает с соответствующим местом в апокрифическом «Евангелии Никодима».

Духовная цензура предпринимала меры, чтобы положить заслон на пути распространения неканонического текста. Индексы содержат запрет на чтение «Книг Адамовых». Максим Грек—известный поборник за чистоту правоверия—высказывался об идеях апокрифа как о «некоем мудрословии, не от божественных бо писаний». В условиях, когда эти идеи популяризировались списками «Палеи», считавшейся книгой вполне благонадежной, а составные части апокрифа тиражировались в составе других апокрифических произведений, рекомендации списков запрещаемой литературы оказывались неэффективными. Поэтому текст апокрифа встречается в составе «Измарагдов» и в сборниках смешанного содержания, а Иван Пересветов апокрифический мотив рукописания Адама в своем публицистическом творчестве трактовал как аргумент против закабаления.

Существуют всего две редакции апокрифа. В первой редакции вступительная часть повторена дважды, где рассказ об изгнании из рая воспроизводится со слов Евы. Вторая редакция исключает повторение, но содержит дополнение (Плач Адама о рае), заимствованное из состава «Палеи Хронографической» (подробнее см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV-XVI в. Ч. 1. Л., 1988. С. 47-51).

1 Сооветствует Быт. 1, 26.

2 Указание на земную топографию рая. Произведение находится в ряду других апокрифических сочинений, развивающих тему земного рая: «Хождение Агапия в рай», «Житие Макария Римского», «Хождение Зосимы к рахманам».

3 В греческом прототипе славяно-русского апокрифа пророческий сон видит не Адам, а Ева (см.: Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки // СОРЯС. Т. XVII. № 1. С. 35-36).

4Каин—в переводе с еврейского обозначает приобретение. «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4, 1). Старший сын Адама—первый на земле убийца.

5 Авель—в переводе с еврейского это слово означает «быстропроходящий». В христианской традиции стал прообразом первомученика (см.: Библейская энциклопедия. М., 1891. С. 13).

6Сиф—третий сын Адама. Жил 912 лет (Быт. 4, 25; 5, 3). Предание приписывает ему изобратение букв и астрономии. Герой апокрифических сказаний.

7 Тезис, соответствующий концепции земного рая.

8 О поселении в райском саду см.: Быт. 2, 15.

9О преображении дьявола в Библии не говорится (ср.: Быт. 3, 1). Рассуждения об оборотничестве дьявола встречаются у экзегетов. В греческом прототипе славянской версии история искушения изложена более детально (см.: Порфирьев И Я Указ, соч С. 39).

10 Исследователи обратили внимание на то, что история происхождения болезней имеет некоторые общие черты с апокрифическим сказанием о происхождении недугов (ср.: «Сказание како сотворил Бог Адама»).

11 Рассказ о путешествии Сифа к раю рассматривался древними авторами как аргумент в пользу локализации рая на земле. И.Я. Порфирьев отмечает, что славянская версия хождения в рай короче греческой (см.: Указ. соч. С. 36). В апокрифическом «Евангелии Никодима» содержатся общие для него и нашего апокрифа сведения о походе Сифа в рай за елеем милосердия (см.: Порфирьев И.Я. Указ. соч. С. 3.; Словарь... С. 50).

12 В разных списках апокрифа зверь, преграждающий путь к раю, называется то «котур», то «горгоний», то «крокодил» (см.: Словарь... С. 47). Не исключено, что образ грозной стражи восходит к архаическим мифологическим представлениям о чудовищах, охраняющих вход в иной мир.

13 В перечисление пород райских деревьев русским переписчиком текста вставлена сосна, из-за чего количество ветвей не соответствует заявленному (четыре вместо трех). В списках апокрифа второй редакции вынесенная из рая ветвь трактуется как ветвь с древа познания (см.: Порфирьев И.Я. Указ. соч. С. 39).

14 Начало рассказа Евы о грехопадении, которое является самостоятельным апокрифическим произведением, известно как «Исповедание Евы». Приказание Адама рассказать детям историю грехопадения, в отличие от греческого оригинала, здесь опущено, поэтому создается впечатление о слитности текста, в котором, к тому же, присутствует явное противоречие, Адам вроде бы начинает рассказ от своего лица, а далее рассказ продолжается от лица Евы. Это противоречие переписчиками не сглажено.

15 О разделении рая на части Книга Бытия ничего не говорит (ср.: Быт. 3, 1-23).

16 Согласно Библии, Богом были сделаны кожаные одежды для прозревших Адама и Евы (ср.: Быт. 3, 21).

17 Прямое указание на земную топографию рая, в который Бог спускается с небес.

18 Соответствует Быт. 3, 7-11.

19 Считается, что Иоиль—славянская испорченная передача еврейского Иаг Эль, что значит Иегова Бог (см.: Порфирьев И.Я. Указ. соч. С. 40).

20 Такое понимание земного рая соответствует так называемой оазисной концепции, где образ цветущего рая совпадал с оазисом среди мертвой пустыни (см.: Мифы народов мира. Т. 2. М., 1985. С. 363-365). Рассказ об отделении седьмой части рая в греческом подлиннике отсутствует.

21 Начало апокрифического рассказа «Рукописание Адама», существующего как самостоятельное произведение и трактуемого некоторыми исследователями как произведение, принадлежащее к кругу чтения еретиков-богомилов (см.: Йованов И. Богомилски книги и легенди. София, 1925. С. 207-227). Эта часть апокрифа отсутствует в греческом подлиннике и является, видимо, вставкой, сделанной на славянской почве (см.: Порфирьев И.Я. Указ. соч. С. 46).

Существуют разные версии «Рукописания». По одной—причиной договора Адама с дьяволом был испуг, который пережил первый человек от наступления темноты. По другой—сказочные, представления о терзании грудей Евы 12-тью змеиными головами, с которыми, якобы, родился Каин (см.: Порфирьев И.Я. Указ. соч. С. 41). Причиной неканонической трактовки рукописания считают неправильно понятую мысль из Евангелия (Колос. 2, 13-14).

22 Начало рассказа о покаянии Адама и Евы, который так же является самостоятельной смысловой частью произведения и восходит к иудейскому сказанию из книги «Якут» (см.: Порфирьев И.Я. Указ. соч. С. 42).

23 И.Я. Порфирьев отмечает, что греческий прототип- славянской версии более подробен в описании природных изменений, последовавших за смертью Адама. Например, там говорится, что Ева видела светлую колесницу с телом Адама, влекомую четырьмя орлами (см.: Порфирьев И.Я. Указ. соч. С. 43).

24 В греческом апокрифе говорится, что сначала серафимы уносили тело Адама в Ахеронское болото, в чем нельзя не видеть указания на архаический способ погребения, сохранившийся позднее в захоронении так называемых «заложенных покойников».

25 Вообще эта часть апокрифа воспринимается как символико-смысловой прообраз, объясняющий обряд погребения в земле.

26 Поминальные дни, с которыми соотносятся обряды.