Николай Пергамский. Геспер и Люцифер

Кто без права и бесчинно просит, того прогоняют.

Геспер - звезда ночная, Люцифер - утренняя, которая на заре восходит. Эти две звезды собрали вокруг себя остальные звезды и все вместе пришли к создателю с такими словами: "Господи, ты благой создатель, ты даровал нам свет прекрасный и хорошо разместил нас; лишь тем ущемлены мы, что блеск и красота наша не всегда видны. Поэтому благоговейно просим тебя, ты должен затемнить солнце, лишить его света, чтобы нас можно было и днем увидеть". Создатель им на то: "Нельзя этого сделать, ибо солнце - художник дня, распределитель времени, начало всего живого, и без него ничто расти не может, а потому просьбам вашим я не внимаю".

Стали звезды снова просить создателя, говоря ему: "О творец всех созданий, выслушай нас хоть немного! Высуши и прогони облака в небе, которые мешают нашему свету, ибо из-за облаков мы часто бываем совершенно невидимы". Создатель же говорит на это: "Замолчите и не просите, чего не следует, ибо и у Катона написано: "Должного только проси иль того, что кажется должным". Ибо облака влагою своею напояют землю, а ежели дождя нет, то земля худо помогает росту трав и плодов". И с такими словами создатель прогнал звезды, добавив: "Кто просит неположенного и непохвального, те да будут изгнаны".

Из этого следует, что, если кто-либо хочет быть услышанным, он должен просить должного и достойного, что сообразно с разумом и волей господней. По этому поводу Августин говорит: когда вы просите у господа то, что он одобряет и позволяет, смело просите, и бог исполнит просьбу вашу. А вот что говорит Исидор: многие из просящих оказываются не услышаны, ибо для них бог уготовал лучшее, нежели то, о чем они просят. И Сенека пишет в книге "О благодеяниях", что Александр Великий одному просившему у него денарий дал город, а когда тот сказал, что такой подарок не для него, ответил: "Я не требую, чтобы ты принял то, что тебе пристойно взять, но то, что пристойно мне дать". Так и господь делает, ибо он часто не Уступает просьбе, чтобы подарить лучшее и большее. И Исидор говорит следующее: часто ведь бог не слышит многих по воле своей, дабы выслушать их во спасение.