Книга третья

1 2 3 4 5 6—7 8 9 10 11 12—13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

 

1. О происхождении богов и героев1

1. Офион или, согласно философам, Океан (он же Нерей) родил от старшей Фетиды Целия. 2. Целий родил Сатурна, Форка и Рею. 3. Форк родил Сфено, Евриалу и Медузу, она же — Горгона. 4. Сатурн родил от Реи Юпитера, Юнону, Нептуна и Плутона.

5. Атлант от Плеионы родил Стеропу, Майю, Электру и четырех остальных дочерей. 6. Юпитер от Электры родил Дардана и Тевкра. 7. Дардан — Ила и Ассарака. 8. Ил — Лаомедонта и Ганимеда. 9. Лаомедонт — Анхиса, Тифона, Антенора, Антигону (которая была превращена в аиста), Гесиону и Приама. 10. Приам от Гекубы, дочери фиванского царя Диманта, родил Троила и Гелена, Полидаманта, Деифоба, Кассандру, Париса, Гектора, который от Андромахи родил Астианакта.

11. Анхис от Венеры родил Энея. 12. Эней от Креусы — Аскания, которого убил <…>. 13. Сам он затем, прибыв в Италию, от Лавинии, дочери Латина, просватанной за Турна, родил Энея Сильвия. 14. Сильвий — Латина. 15. Латин — Эпита, Капия и Капета. 16. Капет — Ремула и Акрота. 17. Акрот — Авентина. 18. Авентин — Палатина. 19. Палатин — Амулия и Нумитора. 20. Амулий родил абатиссу Илию. 21. С ней сошелся Марс и родил Ромула и Рема. 22. Супругой Ромула была Герсилия, от которой пошел род Юлиев.

23. Тот же Юпитер сошелся с одной из четырех дочерей Атланта, имена которых неизвестны, и родил от неё Тантала. 24. Тантал родил от Стеропы Ниобу и Пелопа. 25. Пелоп от Гипподамии, дочери Эномая, которого с помощью Миртила победил в колесничном беге, родил Атрея и Фиеста. 26. Атрей — Агамемнона и Менелая. 27. Менелай от Елены — Гермиону. 28. Агамемнон от Клитемнестры — Ореста и Ифигению.

29. Старшая Фетида, дочь Океана, родила Фетиду, мать Ахилла, и Климену. 30. Климена была супругой Солнца и родила Фаэтона. 31. От Солнца же родилась Эфра. 32. От Эфры — Тесей.

33. Нептун родил Эгея. 34. Эгей — Тесея. 35. Тесей от Ипполиты, царицы амазонок, родил Ипполита. 36. Тот же Тесей родил Демофонта.

37. Юпитер сошелся также с Алкменой, супругой Амфитриона, и родил Геркулеса. 38. Геркулес от Деидамии — Гилла.

39. Также Агенор родил Кадма, Европу, Килика, Феника. 40. Кадм взял в жены Гермиону, дочь Венеры, супруги Вулкана, и Марса, от которой родил Агаву, Семелу, Автоною и Ино. 41. Агава родила Пенфея. 42. Семела — Вакха. 43. Автоноя — Актеона. 44. Ино, супруга Афаманта (после Нефелы, которая родила Фрикса и Геллу), родила Леарха и Меликерта. 45. Кадму наследовал Лик, чьей супругой была Антиопа, дочь Никтея; с ней в темнице сошелся Юпитер в облике сатира и родил Зефа и Амфиона. 46. Этот последний наследовал Лику и взял в жены Ниобу, от которой родил семь сыновей и столько же дочерей.

47. Также Лаий от Иокасты родил Эдипа. 48. Эдип от Иокасты родил Этеокла и Полиника, Исмену и Антигону.

49. Также Адраст родил Аргию и Деифилу.

50. Также Марс родил Парфаона. 51. Парфаон родил Ойнея. 52. Фестий родил Алфею, Токсея и Плексиппа. 53. Ойней от Алфеи родил Мелеагра и Тидея, Горгу и Деяниру. 54. Мелеагр родил Парфенопея. 55. Тидей — Тидида, который был вождем в Троянской войне.

56. Также Юпитер родил от Латоны, дочери Коея, Аполлона и Диану. 57. По мнению некоторых, Коей был сыном Титана, который, сойдясь с Землей, родил двенадцать сыновей, которые восстали против богов; но Аполлон и Диана, так как не согласились присоединиться к их притязаниям, заслужили право занять место на небе.

58. Также Юпитер сошелся с Майей и родил Меркурия.

59. Вулкан родился от семени или из бедра Юноны. 60. Паллада, она же Минерва, — из мозга Юпитера. 61. Гебу Юнона родила от Юпитера, а по мнению некоторых — от латука.

62. Также Венера родилась из пены, возникшей от яичек Сатурна, которого лишил царской власти Юпитер.

63. Также Юпитер сошелся с Данаей, дочерью Акрисия, и родил от неё Персея.

64. Также он сошелся с Ледой, супругою Тиндара, в облике лебедя; от этого родились два яйца, из одного родились Кастор и Поллукс, из другого — Клитемнестра и Елена.

65. Также Ликург родил Филлиду и Архемора.

66. Также Эет родил от Гипсеи Халкиопу и Медею, и Абсирта, откуда: «ни к Гипсее родной, ни к Халкиопе сестре».

67. Также Адмет от Алкесты родил Нису и Сфенебею; за Нису Аполлон семь лет находился в рабстве у Адмета. 68. Сфенебею взял в жены Прет.

69. Также Аполлон родил от Корониды Эскулапа. 70. Также, по мнению некоторых, Аполлон сошелся с Эфеей и родил Цирцею. 71. Он же родил Пасифаю.

72. Также Юпитер сошелся с Европой, дочерью Агенора, и родил от неё Миноса. 73. Пасифая от Тавра родила Минотавра. 74. Минос от Пасифаи — Федру, Ариадну и Андрогея. 75. Ариадну, оставленную на острове Тесеем, взял в жены Вакх и родил от неё Фоанта. 76. Фоант родил Гипсипилу, которая жила на острове Лемносе.

77. Также Лаэрт родил Улисса. 78. Улисс от Пенелопы родил Телемаха.

79. Также Навплий родил Паламеда.

80. Также Тевконт родил Телефа. 81. Антенор родил Архелоха и Акаманта.

82. Феб родил Милета. 83. Милет родил от Кианы, дочери Меандра, Кавна и Библиду.

84. Эрехфей, афинский царь, который наследовал Пандиону, отцу Филомелы и Прокны (супруги Терея и матери Итиса), родил Прокриду и Орифию. 85. Прокриду взял в жены Кефал, который происходил из рода Эола. 86. Орифию похитил Борей и родил от неё Зета и Калаида.

 

2. Об имеющих одинаковое имя и гибели Флегия2

1. Флегии были, согласно Евфориону, островным народом, весьма нечестивым по отношению к богам и святотатственным; поэтому разгневанный Нептун ударил трезубцем в ту часть острова, которую занимали флегии, и похоронил их.

2. Что же касается Флегия, отца Иксиона, то у него была дочь Коронида, которую обесчестил Аполлон, отчего она зачала Эскулапа. 3. Поэтому отец в отчаянии поджог храм Аполлона и был низвергнут в преисподнюю его стрелами. 4. Отсюда у Стация: «<Мегера> // Вечно лежит на огромной скале, под коей без пищи // Флегий простерт». 5. «Учитесь блюсти справедливость», вы, подвергнутые ныне каре.

 

3. О лаконских юношах, рожденных от неизвестных родителей3

1. Лакедемоняне, истощенные долгой войной с афинянами и боясь остаться без мужчин, решили, чтобы девушки сходились с кем угодно. 2. Так и произошло. Но когда после победы юноши, рожденные от неизвестных родителей, стали стыдиться своего происхождения (ведь их и называли парфениатами), они под предводительством Фаланфа — из восьмого поколения после Геркулеса — прибыли на кораблях в город в Калабрии, который основал Тарант, сын Нептуна, и поселились там, возвысив его.

 

4. Юпитер, Фетида и Ахилл4

1. Когда Юпитер хотел взять в жены Фетиду, судьба ему в этом воспрепятствовала, потому что сын, который должен был родиться, лишил бы Юпитера царской власти, как сам он изгнал Сатурна. 2. Богиня Фетида вышла замуж за смертного Пелея, от которого родился Ахилл. 3. Она опасалась его смерти, и Нептун напрасно её утешал.

 

5. О свадьбе Пелея и Фетиды5

1. Пелей, сын Эака или Акея, взял в жены Фетиду, дочь Нерея и нимфы Дориды; он пригласил на свадьбу всех богов, кроме Распри. 2. Она в гневе бросила во время пира золотое яблоко с надписью: «Дар самой прекрасной богине». Яблоко подобрали, и между Юноной, Минервой и Венерой разгорелся спор; быть судьей они попросили Юпитера. 3. Он, чтобы не оскорбить ни супругу, ни дочерей, послал их к Парису (или Александру), сыну Приама и Гекубы (говорят, что он в суде никогда не проявлял пристрастия), пасшему стада на Иде, горе во Фригии. 4. Так как Юнона обещала ему царскую власть над Азией, Минерва — знание всяческих искусств, а Венера любую, какую ему угодно, женщину, он вынес решение, что последняя наиболее достойна этого яблока. 5. Говорят, что вследствие этого Юнона и Минерва разгневались на троянцев — из-за пренебрежения, проявленного к их красоте.

 

6—7. Ахилл и Агамемнон. Смерть Гектора6

1. Ахилл, сын Пелея и Фетиды, вышел с пятьюдесятью кораблями из города Лариссы на помощь Атридам Агамемнону и Менелаю против троянцев. 2. И пока, во время частого затишья, Агамемнон со своим войском осаждал <окрестные> местности, Ахилл со своими мирмидонянами завоевал соседние города, и среди них — Фивы и Лирнесс, и взял в плен двух прекраснейших женщин, Прессиду и Грессиду. 3. Между тем греческое войско охватила повальная болезнь; и Агамемнон, побежденный советами Калханта, вернул Грессиду её отцу Хрису, жрецу Аполлона, говоря, что сделать это должен Ахилл. 4. Вследствие этого между ними возникла распря, вплоть до того, что оба войска воспылали жаждой взаимного убийства, и Минерве еле удалось предупредить их столкновение.

5. После этого Ахилл в течение некоторого времени воздерживался от сражения, хотя троянцы успешно сражались. 6. Однако, наконец, когда Гектор, победив греков, начал поджигать их корабли и перенес сражение в самый лагерь, Патрокл, оруженосец Ахилла, с его оружием вышел на бой и был убит Гектором, снявшим с него доспехи. 7. Ахилл, охваченный горем и желая вступить в бой, не имел доспехов. Их его мать Фетида получила от Вулкана. 8. Облачившись в доспехи и снова вступив в бой, Ахилл убил множество троянцев и сошелся в единоборстве с самим Гектором. 9. Убив его и сняв с него доспехи, он привязал его тело к колеснице и стал волочить вокруг <Трои>. Приам, выйдя безоружным, за золото выкупил тело для его погребения.

 

8. Судьба Троила7

1. Когда Троил, сын Приама и Гекубы, упражнялся в верховой езде за стенами города, Ахилл ранил его из засады; он был доставлен в город бездыханным и привязанным к лошади. 2. Ему было предсказано, что Троя не может быть разрушена, если он достигнет двадцати лет.

 

9. Победа Гектора и бегство Паламеда8

1. Ахилл не хотел завоевывать Трою, так как был подкуплен царем Приамом, пообещавшим выдать за него замуж свою дочь Поликсену. 2. Однажды к нему пришел Диомед, сын Тидея, и попросил его выйти в бой, но Ахилл отказался. 3. Паламед же попросил, чтобы он дал ему колесницу, своих лошадей и доспехи; и Ахилл дал. 4. Гектор, поведя в бой <троянцев>, сам овладел доспехами, колесницей и лошадьми; отчего поэт говорит: «одетый в доспехи <Ахилла>».

 

10. О сыне Приама, которого убил отец9

1. У Приама был сын от Арисбы, прорицатель. Он предсказал, что однажды ночью родится мальчик, из-за которого может быть разрушена Троя, и случилось так, что одновременно родили и супруга Фимета и Гекуба, законная жена Приама. 2. Но Приам приказал умертвить сына и супругу Фимета.

 

11. Различные мнения о смерти Приама10

1. О смерти Приама есть различные мнения. 2. Одни говорят, что он в своем собственном доме был взят в плен Пирром, а затем, притащенный к могиле Ахилла, был убит вблизи мыса Сигея: ведь там был похоронен Ахилл. Затем Пирр насадил его голову на копье. 3. Другие же говорят, что он был умерщвлен близ алтаря Юпитера Геркейского; отсюда у Лукана: «Видишь Геркейский алтарь? — его проводник вопрошает». 4. И этому мнению целиком следует Вергилий, но принимает также во внимание то, что изложено выше.

 

12—13. Дидона и Сатурн11

1. Дидона, дочь Метона (которого Вергилий называет Белом), после того как её супруга Акерба (которого Вергилий называет Сихеем) убил его брат Пигмалион, спаслась бегством и, сев на корабль с большим количеством золота, прибыла к берегам Африки. 2. Здесь она купила у Ярбы, царя Мавритании, столько земли, сколько смогла отмерить и захватить с помощью воловьей шкуры, и хитростью присвоила <землю, достаточную> для города. 3. А именно, она разрезала шкуру на тончайшие полоски и охватила ими двадцать два стадия. 4. Поэтому она назвала город Бирсой, позже — Карфагеном.

5. Сатурн, утратив власть над небом, скитался изгнанником по всему свету в сопровождении Юноны и, чтобы она от утомления не испытала отвращения к жизни, поручил воспитывать её нимфам Африки. 6. Вот почему Юнона всегда <хотела>, чтобы Карфаген был великим городом и владел <войском и колесницами>.

 

14. Также о Дидоне и основании Карфагена12

1. Когда Дидона остановилась у какого-то острова, она получила там предсказание от жреца Юноны и, плохо веря его обещанию относительно обоснования в Карфагене, взяла его с собой. 2. Когда прибыли в Карфаген, жрец выбрал место для строительства города; выкопали ров и нашли голову быка. 3. Это не понравилось, так как бык всегда ходит под ярмом. Выкопав ров в другом месте, нашли голову коня; это понравилось, так как это животное, хоть его и запрягают, однако применяют на войне, оно одерживает победы и большей частью соответствует <желаниям человека>. 4. Итак, здесь воздвигли храм Юноне, а Карфаген является городом воинственным благодаря предсказанию, данному конем, и богатым, благодаря быку.

 

15. Анхис и Венера13

1. Следует знать, что Анхис был пастухом и с ним сошлась, полюбив его, Венера, вследствие чего близ Симоента, троянской реки, родился Эней; ведь богини или нимфы рожают в окрестностях рек или в рощах. 2. Так как Анхис стал этим хвастать, он был поражен молнией и лишился глаза. 3. И в самом деле, он был одноглазым.

 

16. Тиран Дионисий14

1. Некий тиран Дионисий хитростью и обманом овладел всей Сицилией и целиком её разграбил, до такой степени, что опустошил храмы, унеся оттуда изображения богов. 2. Он совлек даже бороду с бородатого Юпитера и, сняв с его статуи драгоценнейшее одеяние, одел её в свое, говоря, что не должен бог мерзнуть в столь легкой одежде. 3. Как-то он спросил у одного из своих друзей, счастлив ли он. Тот ответил: «Почему бы и нет?» 4. Дионисий приказал ему сесть на трон, облачиться в царские одежды и взять его скипетр, а затем велел повесить над его головой на очень тонкой нити самый острый меч и спросил его, кажется ли он себе счастливым. 5. Тот ответил, что никоим образом он не является счастливым, так как считает, что скоро умрет от упавшего меча. 6. Ему Дионисий: «Какой, — говорит, — страх ты испытываешь сейчас, такой я терплю непрерывно».

 

17. Регул, римский консул15

1. Регул был римским консулом, который во время войны взял в плен множество африканцев и заковал их в цепи. 2. Однажды, ведя с ними войну, он был взят в плен и закован в цепи; римляне, высоко ценя его, дали <вместо него> заложников и освободили его из заключения. 3. Когда он явился в сенат и супруга с детьми хотели его поцеловать, он ответил, что не следует пленнику принимать поцелуи от благородного человека. 4. Затем, когда его захотели выкупить, он всячески этому воспротивился, говоря, что никоим образом не может считать себя достойным военной службы. 5. Итак, как говорит Орозий, он по его собственному желанию был возвращен врагам и, заключенный в оковы, умер от бессонницы, так как ему остригли ресницы.

 

18. Победа Торквата и казнь его сына16

1. Луций Манлий Торкват победил в единоборстве какого-то галла и надел на себя его ожерелье, отчего получил свое имя. 2. Явившись в Рим, он приказал сыну только охранять город; тот же, использовав удачный случай, завязал сражение и одержал победу. 3. Торкват, вернувшись, похвалил судьбу римского народа, но сына, как говорит Ливий, велел за непослушание забить палками. 4. Стало быть, «свирепствующий секирой» <надо понимать так, что> он был свиреп в своем праве посылать на смерть, не применяя железа: ведь он казнил своего сына без помощи секиры.

 

19. Победа Камилла17

1. При реке Аллии галлы под предводительством Бренна опрокинули <римские> легионы и разорили город Рим кроме Капитолия, за который получили большой выкуп золотом. 2. Тогда Камилл был назначен диктатором в его отсутствие, так как он находился в изгнании вблизи Ардеи из-за того, что несправедливо поделил добычу из Вей; итак, он пустился преследовать уже уходивших галлов. 3. Разгромив их, он отобрал золото и статуи; городу, где Камилл его взвесил, он дал название Пинсавр, потому что там золото было взвешено. 4. Покончив с этим, он отправился обратно в изгнание, откуда он вернулся, <только> будучи вызван.

 

20. Семь гражданских войн у римлян18

1. Начиная от Цезаря у римского народа возникла привычка к гражданским войнам; они вели их семь раз. 2. Трижды их вел Цезарь: сначала против Помпея в Фессалии; потом — против его сына Магна в Испании; наконец против Юбы и Катона в Африке. 3. После смерти Цезаря Август Октавиан вел войну против Кассия и Брута при Филиппах, городе в Фессалии; также против Луция Антония при Перузии, городе в Этрурии; шестую войну — против Секста Помпея в Сицилии; седьмую — против Марка Антония и Клеопатры в Эпире.

 

21. Судьба Атилия19

1. Некий Атилий был сенатором; в то время как он обрабатывал свою землю, он вследствие его доблести был призван и назначен диктатором. Его прозвали Серраном от слова «сеять». 2. Он же был также назван Квинтием Цинциннатом. 3. Наконец он же, уничтожив врагов и одержав победу, первым прогнал перед собой <в победном шествии> покоренных врагов.

 

22. Триста убитых Фабиев и один, оставшийся в живых20

1. Было триста шесть членов рода Фабиев, которые, принеся клятву, вместе со своими рабами и клиентами вели войну против жителей Вей; попав в засаду у реки Кремеры, они были перебиты. 2. Остался в живых только один Фабий Максим, который оставался в Риме вследствие своего нежного детского возраста. 3. Впоследствии он, так как не мог противостоять силе Ганнибала, обманывал его своей медлительностью и завлек вплоть до Кампании, где его доблесть замерла в наслаждениях. 4. Это о Фабии говорит Энний: «Тот один, кто нам промедленьем спас государство». 5. Со знанием дела Вергилий ввел этот стих как бы в качестве примера.

 

23. Победа Марцелла21

1. Марцелл в конном сражении победил галлов и пунийцев. 2. Он также собственной рукой убил галльского вождя Виридомара и снял с него доспехи и вооружение, то есть, вождь совлек с вождя, как Косс с ларта Толумния.

 

24. Похвальные свойства и смерть другого Марцелла22

1. Тремя качествами, согласно стихам Вергилия, обладает молодость: красотой, возрастом, доблестью. 2. Ими же Вергилий наделяет Марцелла, сына Октавии, сестры Августа, которого Август усыновил. 3. Марцелл на шестнадцатом году заболел и на восемнадцатом умер в Баях, отправляя должность эдила. 4. Римское государство горько оплакивало его смерть, ибо был он человеком обходительным и к тому же сыном Августа. 5. В честь его похорон Август велел, чтобы шестьсот избранных шли по городу <в погребальном шествии> — у предков это считалось признаком славы и предоставлялось в зависимости от того, насколько <покойному> благоволила судьба (у Суллы таких было шесть тысяч). Итак, провожаемый огромным шествием, он был похоронен на Марсовом поле. 6. Чтобы польстить Августу, Вергилий предлагает нечто вроде надгробного слова.

 

25. О боге Фатуе и богине Фатуе23

1. Есть некий бог Фатуй; супруга его — Фатуя; он же — Фавн, а она — Фавна. 2. Названы же Фавн и Фавна от слова «предсказывать»; почему и мы называем глупыми тех, кто говорит необдуманно.

 

26. Ворота снов24

1. Естествознание сообщает нам, что роговыми воротами называются глаза, ибо они имеют цвет рога и более выносливы, чем другие члены; так, они не чувствуют холода. 2. Воротами из слоновой кости считается рот — от наличия в нем зубов; почему и Энея выпускают через ворота слоновой кости. 3. Или говорят о воротах из слоновой кости как о чем-то слишком изукрашенном, то есть, о том, что превосходит возможности, предоставленные судьбой.

 

27. Эндимион и Луна25

1. Говорят, что пастух Эндимион полюбил Луну (или Диану); отвергнутый ею, он стал пасти скот белоснежного цвета и таким путем завлек её в свои объятья; в этой истории видят некий тайный смысл. 2. Говорят, что Эндимион любил Луну двояким образом. 3. А именно, либо он первым открыл движение луны, почему и говорят, что он проспал тридцать лет, так как ничем другим в жизни не занимался кроме этого изыскания. 4. Либо влага ночной росы, которую испарения, идущие как от звезд, так и от самой луны, внедряют живительными соками в травы, приносит успех в пастушеских делах.

 

28. Берекинтия и Аттис26

1. Говорят, что Берекинтия, Мать богов, полюбила прекраснейшего мальчика Аттиса и, сжигаемая ревностью, оскопила его, сделав евнухом. 2. Берекинтией её назвали как госпожу гор; отсюда — и Матерью богов, чтобы обозначить их гордыню. 3. Поэтому в Матери богов видят образ могущества и называют её Кибелой, то есть kydos bebeon, что значит «прочность славы». 4. Итак, слава, приносимая могуществом, постоянно воспламеняется любовью и терзается завистью; и она скоро отторгает то, что любит, отрезая то, что ненавидит.

 

29. Психея и Купидон27

1. Апулей в книге «Метаморфозы» пишет, что в некоем государстве у царя и царицы были три дочери: две старших не отличались особой красотой, но младшая, по имени Психея, выделялась таким удивительным изяществом, что её можно было принять за Венеру, сошедшую на землю. 2. В конце концов, двух старших выдали замуж, её же, считая богиней, никто не осмеливался полюбить, но старались почитать и склонять к себе жертвоприношениями. 3. Итак, Венера, сжигаемая завистью, попросила Купидона сурово отомстить Психее за её невероятную красоту; он же, явившись исполнить месть за мать и увидев девушку, влюбился в неё и сам себя пронзил своей стрелой. 4. В согласии с прорицанием Аполлона было приказано оставить девушку одну на вершине горы как предназначенную в жены крылатому змею. 5. Итак, сопровождаемая торжественным шествием (как при похоронах девственницы), девушка, при попутно веющем Зефире, была доставлена в спокойной повозке на склон горы и похищена в некий золотой, роскошный дом; здесь ей прислуживали одни лишь голоса, и она находилась в браке с неведомым ей супругом. 6. Ибо тот, явившись ночью и увлекши Психею в Венерины сраженья под покровом темноты, удалялся неузнанным в <предрассветных> сумерках, подобно тому, как он и вечером являлся невидимым. 7. Но вот сестры, оплакивая её смерть, приходят, взобравшись на вершину горы, и зовут её печальным голосом. 8. И хотя избегающий света супруг Психеи с угрозами запрещал ей видеться с сестрами, всё же победила неодолимая любовь к тем, с кем связывает родственная привязанность, и Психея позволяет, чтобы дыхание Зефира донесло до неё по ветру чувства её сестер. 9. Соглашаясь с их ядовитыми советами о необходимости выяснить, какова внешность её супруга, она проникается любопытством, мачехой её счастья. Наконец, веря сестрам, что она стала супругой змея, Психея прячет под подушкой острый нож, как бы собираясь убить зверя, и накрывает фонарь кружкой. 10. И когда супруг её погружается в глубокий сон, она вооружается ножом и достает из укрытия фонарь; узнав Купидона и охваченная огнем неукротимой страсти, она <нечаянно> обжигает мужа каплей кипящего масла. Купидон, покидая и сильно браня девушку за любопытство, изгнал её из дому и обрек на скитания. 11. Наконец, после того как Психея долго терпела непрерывное преследование со стороны Венеры, Купидон по просьбе Юпитера взял её в жены.

 

30. Пердикка28

1. Пердикка был охотником за дикими зверями. Пораженный любовью к собственной матери, он одновременно и кипел недозволенной страстью, и робко сопротивлялся перед лицом неслыханного преступления; так он терзал себя и дошел, говорят, до крайнего истощения. 2. Согласно Вергилию, он первым изобрел пилу. 3. Истина же состоит вот в чем: хотя он и был охотником, ему не нравились ни жестокое и убийственное истребление животных, ни скачка и блуждание в одиночестве, — тем более, когда он размышлял над тем, что его сотоварищи, а именно, Актеон, Адонис, Ипполит, погибли самой жалкой смертью. Прокляв охоту, он обратился к земледелию. 4. Поэтому и говорят, что он полюбил свою мать, то есть, Землю, родительницу всего, и этот труд довел его до истощения.

 

31. Пес, помещенный среди созвездий29

1. Вот какая есть история о псе, помещенном среди созвездий. 2. Говорят, что этот пес был приставлен Юпитером как сторож к Европе и перешел к Миносу. Говорят также, что Прокрида, супруга Кефала, излечила болевшего Миноса и за эту услугу получила пса в качестве дара, потому что была она страстной охотницей, а псу было дано такое свойство, что ни один зверь не мог от него укрыться. 3. После смерти Прокриды пес перешел к её супругу Кефалу. 4. Ведя за собой пса, он явился в Фивы, где жила лиса, которой, как говорили, было дано такое свойство, что она могла убежать от любой собаки. Итак, когда они встретились, Юпитер, не зная, что ему делать, превратил обоих, как говорит Истр, в камень. 5. Некоторые говорили, что это пес Ориона; поскольку тот был страстным охотником, то пес был вместе с ним также помещен среди созвездий. 6. Другие же говорят, что это пес Икара.

 

32. Семь Плеяд30

1. Мы знаем, что существует семь звезд, названных Плеядами или Гиадами. Названы они так потому, что эти семь дочерей родились у Плеионы (она же Эфра), дочери Океана, и Атланта. 2. Говорят, что числом их семь, но никто не может увидеть больше шести. Причину этого объясняют так: из семи сестер шестеро сошлись с богами (три с Юпитером, две с Нептуном, одна с Марсом), последняя же, как указывают, была женой Сизифа. 3. Из них у Юпитера от Электры родился Дардан, от Майи Меркурий, от Тайгеты Лакедемон; у Нептуна от Алкионы — Гирией, от Келено́, Лик и Никтей; Марс же родил от Стеропы Эномая. 4. А Меропа, выданная за Сизифа, родила Главка, которого многие считают отцом Беллерофонта; поэтому, хоть она помещена благодаря другим сестрам среди созвездий, свет её затемнен, так как вышла замуж за смертного. 5. Иные говорят, что это Электра не появляется <на небосводе>, оплакивая взятие Трои и гибель своего потомства, которое происходило от Дардана. 6. Есть о них и другой рассказ: когда эти семь сестер шли со своими дочерьми, Орион попытался изнасиловать одну из них, и та вместе с сестрами обратилась в бегство. 7. Орион же, говорят, преследовал её семь лет и не мог найти, а Юпитер из сострадания к девушкам поместил их всех вместе <включая Ориона> среди созвездий. Поэтому кажется, что Орион до сих пор преследует их в беге до самого запада.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  • 1Глава составлена из различных источников, в которых начальные этапы теогонии излагались в различных вариантах. У Ватиканского мифографа собственно теогонии посвящены только §§ 1—4; с § 5 начинается генеалогия героических родов, восходящих к богам. Первый опыт теогонии у греков представляла собой одноименная поэма Гесиода (Теог. 116—124, 135). Из поздних источников см. значительно более систематизированное, чем у Мифографа, изложение у Аполлодора. I. 1—6; каталогообразное — у Гигина в Генеалогии, т. е. во введении к его «Мифам». § 1. Офиона как первоначального владыку Олимпа называет Аполл. Род. I. 503, но в супруги ему дает Евриному, дочь Океана и Тефиды, которую компилятор смешивает с Фетидой и вводит поэтому некую Фетиду старшую, чтобы отличить её от Фетиды, матери Ахилла. В традиционном изложении Океан и Тефида — порождения Урана (Неба), которого составитель передает лат. именем Целий (Caelius от caelum «небо») и делает, напротив, сыном Океана. Отождествление с Океаном Нерея как космической стихии — нелепость: он сам является сыном Понта (Моря) и Земли и обычно олицетворяет море. § 2. Целий родил Сатурна — т. е. Уран родил Крона. § 3. Форк. — См. II. 28. 1, 6. § 5. Атлант. — См. 32. 1. §§ 6—10. В генеалогии троянских царей много путаницы (ср. II. 33. 4—7): пропущены Эрихфоний и Трос; Тевкр не был сыном Юпитера, Ил и Ассарак — сыновьями Дардана, Антенор и Анхис — сыновьями Лаомедонта, Полидамант — сыном Приама. Об Антигоне см. II. 77. 1—2. § 12. Которого убил. — Другими источниками убийство кем бы то ни было Аскания не подтверждается. См. II. 100. 12—15. § 20. Амулий родил. — Илия была дочерью Нумитора (см. I. 30. 1), а не Амулия. Абатисса — модернизм, вместо: «жрица». Слово абатисса не встречается раньше VI в. н. э. § 23. Имя матери Тантала — Плуто, а супруги — Диона, а не Стеропа. Последняя появилась здесь, вероятно, в результате смешения с Меропой, женой другого «грешника» Сизифа (см. 32. 2, 4). §§ 24—28. Тантал родил. — См. I. 21; 22; II. 45. § 29. Матерью Фетиды, матери Ахилла, как и всех дочерей Нерея, считалась океанида Дорида. § 31. Родилась Эфра — далеко зашедшая путаница в ркп традиции; от Солнца родился Эет, а Эфра, мать Тесея, была дочерью трезенского царя Питфея. § 33. Родил Эгея — ошибка составителя: Эгей был сыном афинского царя Пандиона. § 38. От Деяниры — в ркп ошибочно: Deidamia, которая была матерью Пирра от Ахилла (II. 38. 1). § 40. Гермиона. — См. II. 18. 6 и примеч. § 41—44. О Пенфее см. II. 49. 3; об Актеоне — ниже, примеч. к гл. 30; Леарх и Меликерт стали жертвой безумия их отца Афаманта (Овид. Метам. IV. 483—541, Ф. VI. 485—500; Аполл. I. 9. 2, III. 4. 3; Гигин. 4 и 5). §§ 45—46. Кадму наследовал Лик. — Точнее, не Кадму, а его сыну Полидору, после смерти которого остался годовалый Лабдак. Супругой Лика обычно считается Дирка. См. I. 96. 4. В облике сатира. — См. у Лактанция. Фив. IX. 423: «Дочь Никтея Антиопу, мать Зефа и Амфиона, опозорил Юпитер, обратившись сатиром. Отсюда у Стация “в лживых рогах”, так как рогатыми являются сатиры, чей лживый облик взял себе Юпитер». Наследовал Лику. — См. I. 96. 3. Семь сыновей. — См. II. 54. 1—3. § 64. Кастор и Поллукс. — См. I. 76; 77. 2 и примеч. Происхождение Кастора от Юпитера мифографы часто ставят под сомнение. Ср. Лактанций. Ах. 180: «Ошибаются те, кто верят, что Кастор — сын Юпитера. Ибо от Юпитера и Леды родились Елена и Поллукс, бывшие бессмертными, Кастор же был смертным сыном Тиндарея». § 65. Ликург родил. — Смешаны два Ликурга: фракийский царь, отец Филлиды, и немейский царь, отец Архемора. § 66. «Ни к Гипсее» — несколько переиначенная цитата из приписываемой Овидию Гер. XVII. 234, где говорится, что преданная Ясоном Медея не могла вернуться ни к своему отцу Эету, будучи им отвергнута, ни к матери, ни к сестре. Однако в «Героиде» жена Эета носит имя Идии, как и в других источниках: Гесиод. Теог. 958—962; Аполл. Род. III. 242; Аполл. I. 9. 23; Гигин. 25. 1. § 67. Личность Нисы из других источников неизвестна. Сфенебея обычно считается дочерью Иобата. Аполлон находился в рабстве. — Об истинной причине того см. I. 46. 6. За Нису — загадочным образом проникшая сюда реминисценция библейского рассказа о семилетней службе Иакова за Рахиль (Кн. Бытия. 29. 18—25). § 70. Родил Цирцею. — Аполлон отождествляется с Солнцем (см. II. 16. 1). Эфея (Ethea) — искаженное имя, более неизвестное. Матерью Цирцеи считалась океанида Персеида. См. Аполл. I. 9. 1. § 73. От Тавра. — См. 1. 43. 12. § 76. Фоант. — См. II. 31. 4; 97. 2—3. § 80. Тевконт родил Телефа. — Телеф был сыном Геркулеса и Авги; сыном его считался этрусский герой Тархон. Видимо, составитель или его источник, приняв искаженное в ркп имя Тархона за Тевконта, одновременно изменил родственные отношения между отцом и сыном. § 81. Архелох. — См. Ил. II. 822; та же родословная — в «Латинской Илиаде», 237. В ркп ошибочно Artilocum. §§ 82—83. Милет, Библида. — Ср. Овид. Метам. IX. 443—453. §§ 84—86. Наследовал Пандиону — первому афинскому царю с этим именем, в отличие от более позднего Пандиона, отца Эгея (см. примеч. к § 33). Прокриду и Орифию. — См. I. 44; 26. 1; 27. 3. Кефал. — Родословная его не отличается устойчивостью. По одному варианту, он приходился внуком Эолу (см. § 85), по другим — происходил из рода афинских царей, что делает более вероятным его брак с Прокридой (см. I. 44; III. 31).
  • 2Из Сервия. Эн. VI. 618. Флегиев знает уже Ил. XIII. 302, локализуя их в Фессалии или Беотии. Островным народом они никогда не считались. Флегий, Иксион, Коронида. — См. I. 46. 4—5; II. 14. 6. У Стация: Фив. 1. 713 сл. Учитесь блюсти. — Цитата прибавлена составителем из комм. Сервия к Верг. Эн. VI. 620.
  • 3Из Сервия. Ге. IV. 125; сходный рассказ — в комм. к Эн. III. 551 и у Исидора. IX. 2. 81. Парфениаты — от греч. παρθένος «девушка». См.: Страбон. VI. 3. 2.; Павсаний. X. 10. 6.
  • 4Из Лактанция. Ах. 91 с небольшими дополнениями компилятора («как… Сатурна» и «от которого… Ахилл»). О запрещении Юпитеру взять в жены Фетиду см. Пинд. Истм. VIII. 27—37; намек на грозящие в том случае бедствия — Эсхил. Прометей. 908—912. Позднее: Овид. Метам. XI. 217—228; Аполл. III. 13. 5; Гигин. 54. Напрасно. — Эта сцена как раз описана у Стация. Ах. 90—100.
  • 5Непосредственный источник гл. 5—9 неизвестен. Скорее всего, судя по цитатам из Вергилия, — какой-то комментарий к нему. О свадьбе Пелея и Фетиды см. Пинд. Нем. IV. 61—72; Катулл. 64; Гигин. 92. О суде Париса было уже в «Киприях». См. также: Еврипид. Андромаха. 274—292; Верг. Эн. I. 25—27; Аполл. Эп. III. 2. Или Акея. — В ркп: Acei, искаженное написание имени Эака: (A)eaci. Парису (или Александру). — Обычно считается, что Парис, подброшенный и воспитанный среди пастухов, получил имя Александр («отвращающий мужей») после того, как отразил от стад напавших на них разбойников. См. Аполл. III. 12. 5; Гигин. 91 (см. ВДИ. 1995. № 4. С. 232—234). Из-за пренебрежения — пересказ Верг. Эн. I. 27, где речь идет об одной Юноне: «…Не забыла // Суд Париса, к своей красоте оскорбленной презренье».
  • 6В этой главе соединены две самостоятельные истории по мотивам «Илиады» (§§ 1—4 и §§ 5—9), почему издатель дал каждой половине отдельный номер: 6 и 7. По содержанию § 2 соответствует сообщениям о набегах ахейцев на окрестные города; см. I. 163—168; II. 690—693 и т. д. вплоть до XX. 187—194; §§ 3—4 восходят к кн. I; §§ 5—9 — к кн. XVI—XXIV. См. затем Верг. Эн. I. 468—484; Аполл. Эп. III. 33, IV. 1. 6—7; Гигин. 106; Дикт. II. 16—17. Фивы — Плакийские, т. е. в Малой Азии, родина Андромахи. Прессиду и Грессиду — искаженные в ркп имена гомеровских Брисеиды и Хрисеиды. Ср. I. 84. 1 и примеч. Имя Грессиды (в форме «Крессида») Бенуа де Сент-Мор в своем «Романе о Трое» (2 пол. XII в.) перенес на Брисеиду, сделав её дочерью Калханта и неверной возлюбленной Троила. После него этот персонаж под именами Гризеиды, Кризиды и все той же Крессиды привлекал внимание писателей и поэтов на протяжении нескольких столетий, от Боккаччо до Шекспира (трагедия «Троил и Крессида»). Хрис. — В ркп имя его искажено: Heresi. Минерве еле удалось. — Ср. Ил. I. 193—222. Патрокл был не оруженосцем Ахилла, а его ближайшим соратником.
  • 7Изложено не без влияния Сервия. Эн. I. 474. В Ил. XXIV. 257 Троил упоминается как уже погибший; соответственно и у Верг. Эн. I. 474—478; Аполл. Эп. III. 32; Дикт. IV. 9.
  • 8По содержанию § 1 восходит к эллинистической версии о предполагаемом браке Ахилла с Поликсеной — см.: Дикт. III. 2—3, IV. 10—11; Дар. 27. В § 2 Диомед также введен в согласии с поздним вариантом, см. Дар. 30; в IX кн. «Илиады» он участия в посольстве к Ахиллу не принимает. Паламед — грубая ошибка: речь идет о Патрокле. Одетый в доспехи — Верг. Эн. II. 275.
  • 9Из Сервия. Эн. II. 32, в свою очередь заимствовавшего эту версию у Евфориона. Заголовок противоречит содержанию главы, так как Приам велел убить не своего сына, а родившегося у Фимета. Прорицатель — Эсак. Может быть разрушена Троя. — Имелся в виду, конечно, Парис.
  • 10Из Сервия. Эн. II. 506. В обеих версиях убийцей Приама являлся Пирр, о чем говорилось уже в «Разорении Трои». См. затем: Верг. Эн. II. 533—558; Аполл. Эп. V. 21; Дикт. V. 12. Юпитер Геркейский — покровитель домашнего очага (ερκος). У Лукана: Фарсалия. IX. 979. Следует Вергилий. — См. Эн. II. 557 сл., противоречащие версии, принятой самим поэтом.
  • 11Здесь опять механически объединены два рассказа, непосредственный источник которых неизвестен, — вероятно, тот же комм. к Верг. Эн. (I. 340—368 и 12—18), что и для гл. 5—9. §§ 1—4 находят соответствие у Юстина. XVIII. 4—6, и у Сервия. Эн. I. 342, 363, 367. Называет Белом. — См. Эн. I. 621. Называет Сихеем — там же. I. 343. Бирса — от греч. βύρσα «шкура». Войском и колесницами. — Дополнения сделаны издателем на основании Верг. Эн. I. 15—22.
  • 12Из Сервия. Эн. I. 443 (см. Верг. Эн. I. 442—446).
  • 13Из Сервия. Эн. I. 617. § 3 — добавление составителя. О любви Венеры к Анхису знает уже Ил. II. 819—821; V. 311—313; XX. 232—235; Гесиод. Теог. 1008—1010. Наиболее обстоятельное изложение мифа — гомеров. гимн к Афродите. См. также: Аполл. III. 12. 2; Гигин. 94.
  • 14Из Реми. III, pros. 5. 6, который, в свою очередь, использовал в §§ 1—2 Цицерона. Пр. б. III. 34. 83—84 и Валерия Максима. I. 1. 3; в §§ 3—6 — Циц. Туск. V. XXI. 61—62, и сх. к Гор. III. 1. 17—18. Дионисий — сиракузский тиран, правивший с 405 по 368/7 гг.
  • 15Из Реми. II, pros. 6. 11, который использовал для § 1 и 5 Орозия (IV. 8. 16, 10. 1), для § 3 — Гор. III. 5. 41 и комм. к нему. О пленении Регула во время I Пунической войны в 256/5 г. см.: Полибий (ок. 200 — после 120). Всеобщая история. I. 31—34; Циц. Обяз. III. 99—100, Гр. V. 82; Лив. XXX. 30. 23; Аппиан (кон. I — нач. II в. — 70-е II в.). Римская история. VIII. 1. 3—4. Орозий: IV. 10. 1.
  • 16Из Сервия. Эн. VI. 824. См. Лив. VII. 10, VIII. 6—7. Единоборство Манлия с вождем галлов относят к 361 г., когда он был военным трибуном, казнь его сына — к 340 г. до н. э., когда Манлий был в третий раз выбран консулом. Впрочем, современные историки считают оба этих эпизода, и особенно — второй из них, не более, чем историческим преданием, которое должно было давать наглядный пример неукоснительного исполнения военачальником своего долга и неумолимой отцовской строгости. Получил свое имя — от torques «ожерелье». Торквата старшего звали Тит Манлий, его сына — Луций. Свирепствующий секирой. — Верг. Эн. VI. 824, комментируемый у Сервия.
  • 17Из Сервия. VI. 825. Вторжение галлов в Италию датируют 390 или 387 г. до н. э. Добычу из Вей. — Речь идет о захвате под командованием Камилла этрусского города Вей в 396 г. до н. э. См.: Ливий. V. 1—25; Плутарх. Камилл. 7, 12, 23—25, 28—30. Было взвешено. — Название города Pinsaurum (вместо правильного Pisaurum) ошибочно возводится к глаголу pendere «взвешивать».
  • 18Из Сервия. VI. 832. Дальше перечисляются следующие войны: Цезаря против сенатской армии во главе с Помпеем при Фарсале (48 г.), его же — против Магна Помпея при Мунде (45 г.) и против республиканской армии Катона при Тапсе (46 г.); затем — Октавиана против республиканцев при Филиппах (42 г.) и при Перузии, взятой после длительной осады в 41/40 г. Наконец, победы Агриппы, флотоводца Октавиана, — при Милах в Сицилии (36 г.) и при Акции (2. IX. 31 г.) у побережья Эпира.
  • 19Компиляция, в которой под одним именем объединены два исторических лица. В § 1, из Сервия. Эн. VI. 844, речь идет об Атилии Серране, победителе карфагенского флота в сражении при Липарских о-вах во время I Пунической войны (264—241). В § 2 он ошибочно отождествлен с Марцием Квинтием Цинциннатом, который был назначен диктатором в 458 г. в войне против эквов; сведения о нем восходят, вероятно, к сх к Лукану. X. 153. Общим для обоих персонажей было то, что призванные возглавить войско в то время, как они пахали свой участок, они тотчас же по исполнении своих обязанностей вернулись к обработке земли. От слова сеять — лат. serere.
  • 20Из Сервия. VI. 845. Речь идет о сражении при р. Кремере в 477 г. См.: Лив. II. 48—50; Овид. Ф. II. 195—242. Впоследствии он. — На самом деле, то был совсем другой представитель рода Фабиев, отделенный от сражения при Кремере примерно двумя с половиной столетиями. — Квинт Фабий Максим, назначенный в 217 г. диктатором в войне против Ганнибала и завлекший его войско вглубь Италии. За свою выжидательную тактику он был прозван Кунктатором («Медлителем»). См. Лив. XXII. 9. 7—12, 15—18; Плутарх. Фабий Максим. Ошибка компилятора восходит к комм. Сервия. Энний (239—169) — римский поэт, автор эпической поэмы «Анналы», посвященной истории Рима от Энея до Пунических войн. Дошла только в отрывках; из нее взят цитируемый здесь неточно фрагмент, сохраненный Цицероном (Обяз. I. XXIV). У Энния было: «Лишь один человек промедленьем нам спас государство». Вергилий: Эн. VI. 846. Здесь, однако, Анхис, обращаясь к тени еще не родившегося Фабия, говорит: «Ты один, кто нам промедленьем спасешь государство». Сервий, цитируя, соединил оба варианта.
  • 21Из Сервия. Эн. VI. 855. Марк Клавдий Марцелл одержал победу, о которой идет речь, в 222 г. в сражении при Кластидии против галльского племени инсубров. Как Косс. — Военный трибун Корнелий Косс, убив в 428 г. в сражении полководца (ларта) из Вей Толумния, посвятил снятые с него доспехи в храм Юпитера Феретрейского (Лив. IV. 17), как то сделал до него, согласно Сервию. Эн. VI. 859, Ромул. Таким образом, Марцелл был третьим, кто применил эту процедуру, о чем и говорит Верг. Эн. VI. 859.
  • 22Из Сервия. Эн. VI. 861. Другой Марцелл — Марк Клавдий (43—23), племянник Августа, в котором тот видел своего преемника. Согласно стихам Вергилия — ошибка компилятора. У Сервия сказано: secundum Carminium «согласно Карминию», грамматику IV в. н. э., на которого Сервий часто ссылался. Мифограф принял собственное имя Carminium за падежную форму слова carmen «стих» и приписал это высказывание Вергилию. На шестнадцатом… на восемнадцатом. — Оба указания ошибочны: Марцелл умер на 20-м году жизни. Эдил — должностное лицо, ведающее городскими делами. Шестьсот избранных. — Переведено по ркп чтению Мифографа electos, не понявшего употребленного у Сервия слова lectos, т. е. 600 носилок с изображениями предков, которые составляли обязательную часть погребального шествия. Число носилок было тем больше, чем большим числом предков могли гордиться родные умершего. На Марсовом поле — в семейном склепе Августа на берегу Тибра. См. Верг. Эн. VI. 872—874. Нечто вроде надгробного слова. — Имеется в виду весь отрывок из VI кн. «Энеиды», 855—881, посвященный безвременно умершему Марцеллу.
  • 23Из Сервия. Эн. VII. 47. Фатуй и Фатуя, как Фавн и Фавна, — италийские божества, покровители стад. Их имена связывали как с глаголом faveo «покровительствовать», так и с глаголом fari «говорить», на чем основано объяснение в § 2.
  • 24Из Сервия, VI. 893, в сильно урезанном виде, что делает изложение не слишком понятным. Вергилий говорит, что из роговых ворот вылетают правдивые сны, а из тех, которые изукрашены слоновой костью, — лживые. К этому Сервий прибавляет «естественнонаучное» объяснение: глаз правдиво передает то, что он видит, а зубы прикрывают лживые речи, исходящие из уст. Никакой связи между этим объяснением и тем обстоятельством, что Эней у Вергилия покидает подземное царство через ворота из слоновой кости (ст. 898), нет.
  • 25Из Сервия. Ге. III. 391, и Фульгенция. II. 16. § 3 — объяснение в духе Палефата. 27. О любви Луны к Эндимиону и его сне первое, очень короткое свидетельство, — Платон. Федон. 72 с. См. также: Циц. Туск. I. 38. 92; Аполл. I. 7. 5. Или Диану. — См. II. 11 и примеч.
  • 26Из Фульгенция. III. 5. Берекинтия — эпитет фригийской Великой богини или Матери богов — Кибелы. Имя её производят от названия горы Берекинт во Фригии, с которой нередко смешивали гору Берекинф (вероятно, тождественную критской горе Иде) на Крите, где Кибела пользовалась особым почетом (см. Верг. Эн. VI. 619: «Берекинтия, Идейская Матерь»). Из греческого названия горы Βερέκυνθος происходит частое в латинских ркп написание имени богини Berecynthia. Характеристика Матери богов — у Лукр. II. 598—643. См. также: Верг. Эн. IX. 80—92; Овид. Ф. IV. 179—186, 350—356. Kydos bebeon — транслитерация греч. κυδος «могущество, слава» и причастия βεβαιων «укрепляющий(ся)». К имени Кибелы эта этимология, разумеется, никакого отношения не имеет.
  • 27Из Фульгенция. III. 6, который излагает содержание знаменитой сказки об Амуре и Психее из «Метаморфоз» («Золотого осла») Апулея, кн. IV. 28 — VI. 24. Купидон по просьбе Юпитера. — У Апулея сам Купидон просит Юпитера дать ему в жены Психею. Ошибка допущена Фульгенцием.
  • 28Из Фульгенция. III. 2. На эту же тему сохранился эпиллий в 290 стихов «Болезнь Пердикки» (Латинская антология, № 808), иногда приписываемый Драконцию. Согласно Вергилию: Ге. I. 144. См. также: Ов. Метам. VIII. 241—255; Гигин. 39. Актеон, охотясь в лесу, случайно увидел обнаженной купающуюся Диану (по позднейшей версии — подглядывал за ней), был превращен ею в оленя и растерзан собственными собаками. См.: Овид. Метам. III. 138—252; Аполл. III. 4. 4; Гигин. 180 и 181. Адонис погиб от удара клыком напавшего на него кабана. Ипполит (ср. I. 46) предпочитал охоту любовным утехам.
  • 29Из Астрономии. II. 35. 1. В ркп Мифографа пропущено: «Говорят также… в качестве дара»; восстановлено по тексту Астрономии. Прокрида. — См. I. 44 и примеч. О псе Кефала также Аполл. II. 4. 7. Истр (III в. до н. э.) — ученик Каллимаха, автор историко-антикварных сочинений, в том числе — об аттических преданиях. Орион. — См. I. 32. 3, 6—7; 33. 1—6; III. 32. 6—7. Пес Икара. — См. I. 19. 3.
  • 30Из Астрономии. II. 21. 2—4. Плеяды упоминаются уже у Гесиода. ТиД 382; подробнее — у Арата. Явления. 254—268. См. также: Овид. Ф. IV. 169—178, V. 83—84; Аполл. III. 10. 1; Гигин. 192. Или Гиадами. — Отождествление ошибочное: Гиадами называли семь нимф, кормилиц Диониса (см. II. 18, 8—10). Поскольку отцом их также считался Атлант и за ними гонялся Орион (Гесиод. ТиД 619—620), это могло породить их смешение с Плеядами. По одной из версий, Гиант, брат Гиад, погиб на охоте, и тоскующие по нему сестры были превращены в созвездие. См.: Ил. XVIII. 486; Овид. Ф. V. 163—182; Аполл. III. 4. 3; Гигин. 182 и 192. Главк. — См. I. 70. 1. От Электры родился. — См. II. 33; III. 1. 6—10 и примеч. Орион. — См. 31. 5 и примеч.
(На сенсорных экранах страницы можно листать)