092. Литература периода феодальной раздробленности XIII-XIV вв.
Определившийся ещё в середине XI в. процесс экономического и политического дробления Руси к середине XIII в. углубляется и приводит к образованию ряда своего рода феодальных полугосударств. В эту пору политическое дробление происходит даже в пределах отдельных земель. Так, уже в первую половину XIII в. наиболее мощное на северо-востоке Руси великое княжество Владимирское, включившее в сферу своего политического влияния и Великий Новгород, представляло собой непрочный союз мелких княжеств, возглавляемый великим князем владимирским. Обрушившееся на Русь татарское иго, сильно подорвавшее производительные силы страны, повлекло за собой экономический упадок городов и обнищание народных масс, на которые легло главное бремя выплаты татарской дани и которые в середине XIII в. несколько раз поднимали восстания против татарских баскаков. Это экономическое оскудение ещё более содействовало процессу дробления государства. Положение вещей очень осложнялось обострившимся соперничеством и раздорами между князьями, старавшимися снискать к себе благосклонность со стороны золотоордынских ханов, политика которых заключалась в том, чтобы «натравливать русских князей друг на Друга, поддерживать несогласия между ними, уравновешивать их силу и никому из них не давать усиливаться» '.
Но бедствия Руси, связанные с татарским игом, в то же время пробуждали никогда не угасавшее в народе сознание единства Русской земли и необходимости сотрудничества всех живых сил русского народа для отпора врагу. Этим поддерживалось назревание объединительных тенденций в государственной жизни Руси, проявлявшихся в политической практике крупнейших государственных деятелей той поры. Стремление к объединению поддерживалось ещё и тем обстоятельством, что Руси приходилось терпеть не только от татарского владычества, но и от посягательств на её границы северных и западных соседей — шведов, ливонских рыцарей, Литвы.
Начавшееся в половине XII в. оскудение Киевской Руси, довершённое разгромом Юга, и в частности Киева, татарами, привело около середины XIII в. к значительному ослаблению в ней литературной продукции. С середины XIV в. южная Русь (за исключением Галичины) вместе с западной входит в состав Литовского государства. На севере и северо-востоке Руси между тем литературная традиция не ослабевает и уже в XII в. пополняется новыми памятниками, возникающими в связи со специфическими условиями политической жизни Севера. Вначале, в соответствии с политической децентрализацией северной Руси, её литература имеет областной характер. Дальнейшее развитие феодальных отношений в северной Руси характеризуется борьбой за объединение разрозненных областей, завершающейся к началу XVI в. слиянием их в едином централизованном Русском государстве.
Параллельно с этим процессом концентрации отдельных северных политических образований вокруг Москвы происходит такая же концентрация и областных литератур, постепенно объединяющихся в общерусскую литературу, в XVI в. уже устраняющую центробежные автономные устремления местных литературных центров.
Прямым продолжением киевской литературной традиции, помимо ряда переводных произведений, является уже рассмотренный нами Киево-Печерский патерик, зародившийся в начале XIII в. Явные следы этой традиции мы найдём и в других памятниках этого и ближайшего времени, появившихся как на Севере, так отчасти и на Юге. Из них наибольшее значение в пределах XIII — начала XIV в. имеют «Моление Даниила Заточника», ряд повестей, связанных с татарским нашествием, житие Александра Невского, проповеди Серапиона Владимирского, Галицко-Волынская летопись.