Исторический Дракула
Дракула, предмет ночных кошмаров! Классический роман Брэма Стокера, написанный в конце XIX века, ввергает в дрожь уже не одно поколение и породил массу имитаций, от сомнительных произведений Энн Райс до «Баффи – истребительницы вампиров» и последнего молодежного хита – саги «Сумерки» Стефани Майер. На вампирах нынче делают хорошие деньги, и каждый год выходят новые фильмы, книги, комиксы, музыкальные альбомы и видеоигры на эту тему, часть из которых посвящены самому трансильванскому графу.
Легенды о вампирах тесно связаны с Балканами, для которых стали фактически частью пейзажа. Но кто, или что, стало основой для истории о Дракуле, имя которого сегодня стало синонимом чистого зла? На самом деле за персонажем Стокера действительно стоит реальная личность. Давайте начнем расследование с немецкого поэта и музыканта XV века Михаэля Бехайма.
Бехайм, сын ткача, родился в 1416 году в германском графстве Вюртемберг (Германия в те времена представляла собой не единое государство, а собрание отдельных мелких независимых владений). Он был наемником, но при этом изучал музыку и стал мейстерзингером. Это были лирические поэты и музыканты, традиции которых уходили корнями в старинные немецкие «миннезонги» – «любовные песни». Мейстерзингеры процветали с XIV по XVI век, сохраняя средневековую практику сольного пения еще долго после того, как во Франции, Италии и Испании она сменилась другими музыкально-артистическими формами. У этих профессиональных певцов была своя гильдия, как и у представителей других ремесел, внутри которой каждый имел свой ранг в зависимости от положения, репутации и продолжительности членства.
Бехайм проявил талант в сочинении исторических песен и баллад. Его нанимали разнообразные богатые и знатные люди, в том числе венгерский король Ладислав (Ласло) V и император Священной Римской империи Фридрих III. В это время Бехайм создавал эпические произведения о недавних событиях, например, о продолжающейся войне с турками-османами, войско которых после взятия Константинополя в 1453 году (сегодня это турецкий город Стамбул) продвигалось все дальше и дальше в Восточную Европу. Это шокировало западный мир, и во многих государствах стали звучать все более громкие призывы собраться с силами и остановить наступление турок. Некоторые балканские лидеры были готовы буквально на все, чтобы добиться этого, и Бехайму предстояло убедиться в этом самому.
В 1462 году он отправился вместе с Фридрихом III в Винер-Нойштадт, город к югу от Вены. Там он познакомился с монахом братом Яковом, который бежал из Валахии, местности на юге современной Румынии. Общаясь с ним весной и летом 1463 года, Бехайм узнал отвратительную историю о жестоком и порочном тиране, который правил Валахией железной рукой, терроризируя и подвергая насилию подданных. Его имя было Влад Дракула, но его называли также Цепеш, то есть Колосажатель.
Вероятно, Бехайм с ужасом выслушивал эти рассказы и торопливо записывал самые смачные подробности, уже представляя эпическую поэму, которая поразит слушателей. К концу 1643 года он закончил сочинение, получившее название «О злодее, который звался Дракул и был воеводой Валахии». Поэма стала настоящим хитом, и той же зимой была исполнена (возможно, под музыку) перед императором; ничто так не радует христианскую душу, как описание массовых убийств! Императору, судя по всему, она тоже очень понравилась, и он не один раз за следующие несколько лет требовал повторения представления по разным случаям. Благодаря сочинению Бехайма австрийские и германские дворы узнали, что за чудовище живет неподалеку от их границ.
Так что же настолько ужасное брат Яков рассказывал Бехайму? Почему история Влада распространилась так широко и стала легендарной? Определенную роль сыграло изобретение нового печатного пресса, благодаря которому стало возможно более широкое распространение первого массового «ужастика». Кроме того, подробности действительно были так страшны, даже по меркам XV века, что очень скоро о Дракуле заговорили все. Разве возможно устоять перед песней, начинающейся такими словами:
О самом лютом из владык,
кто подданных своих привык
тиранить повсеместно,
с тех пор, как мир был сотворён,
о злейшем звере всех времён,
насколько мне известно,
поведаю стихами,
как Дракул, злобствуя, владел
Валахией и свой удел
упрочить мнил грехами[7].
Сложная биография Влада представляет собой смесь известных исторических фактов, народных легенд и политической пропаганды. Разобраться во всем этом непросто, но за последние несколько десятилетий образ реального человека постепенно начал вырисовываться более четко. Влад III (1431–1476) правил воеводством Валахия, независимой от Венгрии территорией, лежащей к северу от нее, в состав которого входила и небезызвестная Трансильвания. Его отца, Влада II, прозвали Дракул, что на старорумынском языке значит Дракон. Влад III называл себя Дракула, то есть «Сын дракона». Одним из главных занятий Дракулы была защита своих земель от весьма реальной и постоянно присутствующей угрозы турецкого вторжения. Кроме того, он был крайне озабочен восстановлением морали и справедливости (в его понимании) в обществе, которое стало слишком расслабленным и терпимым ко всему. Но способы достижения этой цели он выбрал совершенно жуткие.
Прозвище Колосажатель точно отражало его натуру. Любимым методом пыток и казни у Влада было сажание жертв на длинные деревянные колья; преступников в таком виде затем выставляли на публичное обозрение в качестве предостережения для всех, и зачастую они умирали в жуткой агонии еще на протяжении многих часов, а то и дней. Это не были периодические приступы садизма, которым он поддавался время от времени, он был по-настоящему одержим этим. Возможно, за время его правления были убиты десятки тысяч людей, большинство вышеописанным способом, остальные – иными, не менее жуткими. Бехайм рассказывает о группе купцов, которые отказались подчиниться торговым законам Дракулы:
Он многих на кол посадил,
А прочих истязали…
Велел он, чтобы, как сельдей,
В котел с водой живых людей
Под крышку водворили,
В которой дыры для голов,
И в кипятке такой улов
Безжалостно сварили.
Конечно, не все его придворные одобряли такое поведение своего вождя, но и на них у него находилась управа:
На кольях частых, словно лес,
Висело множество телес,
Отравленных распадом.
Не устрашившись никого,
Сказал он честно, каково
Дышать подобным смрадом.
Задет его словами
Был Дракул, говорят, всерьез
И гостя выше всех вознес
Над всеми головами.
И на колу своем смельчак
Не мог почувствовать никак
Отвратного зловонья.
Дракула не сам изобрел сажание на кол, этот метод применяли турки и прочие, и, возможно, он видел в этом достойный ответ врагам. Но он возвел жуткую казнь в ранг искусства, если так можно выразиться.
Он ненавидел иностранцев, «загрязняющих» его землю, в особенности немцев и цыган, а также преступников, бездомных и любого рода отбросы общества. Его представление о «чистой» родине, где живут только те, кто угоден правителю, чем-то напоминает идеи Гитлера.
Выслушав все то, что рассказал Яков, Бехейм подробно пересказал эти ужасы в своей поэме. Он отмечал, что Дракула неуважительно обходился даже с послами, которые должны были быть неприкосновенны. Однажды он принимал у себя итальянских послов. По другой версии, послы были турецкими; возможно, это просто были два разных случая. Вот как описывает встречу Бехайм:
…не сняли, как всегда,
Береток итальянцы…
Спросил их воевода, как
Дерзнули на подобный шаг
Они в обход запретов…
Ответили: «Ломаем
Мы шапки, если захотим,
Но перед кесарем самим
Беретов не снимаем».
Ответил Дракул: «Вам и впредь
Отныне так вольно хотеть,
Даю вам слово в этом»…
А он потребовал гвоздей,
Чтобы вознаградить гостей
За умные ответы.
Как я могу поведать вам,
Прибить велел к их головам
Он модные береты.
Летом 1462 года (в тот же год, когда Бехейм встретил Якова), турецкий султан привел в Валахию армию, более чем в три раза превосходящую армию Влада. При всей жестокости, Влад не был слишком самонадеян или глуп. Зная, что его войску не побить превосходящие и лучше вооруженные силы турок в открытой битве, он перешел к партизанской войне в виде ночных набегов, стараясь хоть как-то повысить свои шансы. Он применил тактику «выжженной земли», сжигая поля и деревни, чтобы оставить турецкую армию без еды и воды. Он использовал даже своего рода «биологическое оружие», засылая в стан врага больных (туберкулезом, проказой, чумой и прочими заболеваниями), переодетых в турецкую форму. Влад обещал тем, кому удастся избежать гибели как от болезни, так и от турок, щедрое вознаграждение. Эти методы возымели определенный эффект, и боевой дух в турецких войсках существенно упал.
Но прогнать турецкую армию – правда, при этом окончательно разрушив собственную репутацию, – Дракуле удалось самой бесстыдной демонстрацией своей жестокости. Несмотря на трудности, султан приближался к столице Валахии, Тырговиште. И тут Влад выложил свою последнюю карту, вероятно, понимая, что город не выдержит осады.
Подойдя к городу примерно на шестьдесят миль с севера, турецкая армия увидела самую ужасную сцену, которую только можно было себе представить: в землю полукругом примерно в полмили шириной были воткнуты колья, на которые были насажены трупы турецких солдат, взятых в плен в различных битвах. Бехайм утверждал, что было их двадцать тысяч, и некоторые из них провисели так долго, что птицы вили гнезда в их черепах.
Учитывая, что дело происходило летом, вонь от гниющих трупов была совершенно невыносима. Это кошмарное зрелище окончательно добило османских воинов и самого султана, который признал поражение и приказал своим войскам отступить. Вероятно, он решил, что, по крайней мере сейчас, Валахия не стоит той цены, которую он должен был заплатить за ее взятие.
Владу действительно удалось задержать наступление мощной Османской империи на Европу, – чего не мог сделать ни один из прочих балканских вождей, – но триумф его был недолгим. Вскоре после этого события Влад лишился власти и на несколько лет оказался в венгерской тюрьме. Его народ определенно был сыт своим воеводой по горло. В 1476 году он ненадолго вернулся к власти, но вскоре был убит при очередном нападении турок. Бехайм считает, что жизнь его не закончилась раньше, потому что он «внушал отвращение самому дьяволу».
История о Дракуле стала легендой и основой для разного рода пропаганды. Бехайм пересказал то, что рассказал ему Яков, но насколько правдивым был его рассказ? Несомненно, Влад Дракула был чудовищем; существует ряд независимых свидетельств, подтверждающих некоторые из его зверств, но не стоит верить абсолютно всему, что говорилось, какой бы жуткой привлекательностью не обладали эти истории. Император Священной Римской империи и король Венгрии давно имели политические претензии к Валахии, поэтому в их интересах было изображать воеводу Влада Антихристом. Бехайм, будучи слугой Фридриха III, мог стремиться угодить своему императору; большинство историков убеждены, что он приукрасил события, описанные в поэме, сделав описания разнообразных ужасов еще более ужасными. Вероятно, заявления о том, что Влад убивал людей тысячами, – это все же преувеличение. Точно так же рассказы о том, что он ел человеческую плоть и пил кровь, вероятно, не соответствуют истине.
Глупо и неправильно было бы оправдывать его действия тем, что он был продуктом своей эпохи, тем не менее страшные пытки, которые он так любил, практиковались и в других странах; он лишь усовершенствовал их и применял в большем масштабе. Его нетипичные военные тактики остановили турецкое наступление, по крайней мере, на несколько десятилетий. В результате этого сегодня в Румынии многие считают его национальным героем. Определенно нельзя сказать, что его оболгали совершенно незаслуженно, но, по крайней мере отчасти его злодеяния были преувеличены теми, кто хотел продать свои книги или угодить своим патронам.
Был ли он психопатом, тираном или просто слишком большим патриотом, но сложенные немецким мейстерзингером стихи обеспечили Сыну Дракона и легенде о нем долгую жизнь на страх слушателям и читателям более поздних эпох.