О разнообразии и чудесах мира, а также об их значении
В конце XIX в. немецкий медиевист Остерлей опубликовал старопечатный текст по утрехтскому и расширенному кельнскому изданиям (Gesta Romanorum / Ed. H. Oesterley. Berlin, 1872) с прибавлением частью печатных, частью сохранившихся в рукописной форме историй, увеличив их количество до 283 номеров.
По изд.: Жизнь чудовищ в Средние века. СПб.: Азбука-классика, 2004. Перевод Н. Горелова (Gesta Romanorum / Ed. H. Oesterley. Berlin, 1872. P. 574–576.)
Плиний рассказывает, что существуют люди с собачьими головами, которые общаются лаем и одеваются в шкуры животных. Они обозначают проповедников, которые всегда должны одеваться в шкуры животных, а именно: налагая на себя суровое покаяние, показывать остальным добрый пример.
Также в Индии обитают некие люди, у которых только один глаз, расположенный над носом посреди лба. Они питаются мясом животных. Оные обозначают людей, которые обладают только оком разума и обращаются в христианскую веру лишь подневольно, когда упираются лбом в истину.
В Ливии обитают некие безголовые женщины, у которых рот и глаза на груди. Они обозначают людей, у которых повиновение идет от сердца, их грудь не изнежена, и прежде, чем совершить что-либо, они сначала хорошенько обдумывают это в своем сердце.
На Востоке поблизости от Рая обитают люди, которые ничего не едят, ибо рот у них столь маленький, что они через тростинку всасывают питье. Они живут ароматами цветов и плодов и от дурного запаха тут же погибают. Они обозначают отшельников (claustrales), которым надо соблюдать исключительную воздержанность в еде и питье, а потому и иметь маленький рот и через тростинку, то есть с разборчивостью, принимать пищу. Это им следует жить ароматами плодов и цветов, то есть духовно, подкрепляя себя благими деяниями, и тем самым внушать другим желание жить в чистоте и воздержании. Но от плохого запаха, то есть греха, они тут же погибают, ибо как только человек совершает грех, он тут же умирает для Христа.
Также там обитают люди, у которых лицо вовсе лишено носа, и что бы они ни увидели, все считают за благо. Оные обозначают глупцов, лишенных носа разборчивости, вот почему все, что бы они ни видели и ни совершали сами, им кажется благом.
Обитают там люди, у которых нос и нижняя губа такие длинные, что, ложась спать, укрывают лицо полностью. Оные обозначают справедливых, у которых нижняя, то есть обращенная к миру, губа — это осмотрительность, они настороженно относятся к злословию и лживости мирской тщеты и с помощью губы защищают все свое лицо, то есть свою жизнь, покровами размышления, чтобы не уснуть во грехе.
В Сихии обитают люди с такими огромными ушами, что заворачивают в них все свое тело. Они означают тех, кто охотно внимает Слову Божьему, с помощью которого могут и душу свою, и тело оградить от греха.
Есть там и другие, которые передвигаются подобно скоту, и они обозначают тех, кто не почитает ни Бога, ни Его святых, но, подобно лишенному разума скоту, скитается от одного греха к другому, и это о них сказал Псалмопевец: «Не смейте поступать подобно лошади и мулу…»
Обитают там и люди рогатые, с маленькими носами и козлиными ногами. Они означают гордецов, которые повсюду выставляют рога своей гордыни и обладают слишком маленьким носом, чтобы учуять путь к спасению. Козы и бегают стремительно, и взбираются вверх отменно. Не то ли самое можно сказать о гордецах!
В Эфиопии живут люди, у которых только одна нога, однако они столь быстры, что преследуют бегущих зверей. Это те, у кого только одна нога совершенства, а именно Бог и те, кто рядом с Ним, то есть нога чистоты. Они со всей стремительностью направляются к Царствию Небесному.
В Индии обитают пигмеи ростом в два локтя, которые ездят верхом на козлах и сражаются с журавлями. Они обозначают тех, кто поступал низко на протяжении долгой жизни, у кого было хорошее начало, но не хватило упорства мужественно сражаться против журавлей, то есть скверны пороков.
В Индии также обитают и другие люди, имеющие по шесть рук, а также голые и волосатые, живущие в реках. Шестирукие люди означают усердных, которые трудятся, чтобы обрести жизнь вечную. Псалмопевец: «Душа моя в руках моих». Люди нагие обозначают грешников, лишенных добродетелей, которые обретаются в стремнине этого мира.
Там же живут люди, у которых на руках и ногах по шесть пальцев. Каждую седмицу они воздерживаются от всякого совершения греха и день седьмой непременно празднуют и почитают священным.
А еще женщины с бородами по грудь и плоскими приплюснутыми головами. Оные обозначают людей добропорядочных, которых с прямого пути соблюдения церковных предписаний не склонить ни любовью, ни ненавистью.
В Эфиопии обитают люди, у которых четыре глаза, и они обозначают тех, кто испытывает страх как перед Богом, так и перед миром, дьяволом и плотью. Одно око они обращают к Богу, чтобы лучше видеть, как совершать поступки, Ему угодные, другое к миру, ибо оного следует избегать, третьим смотрят на дьявола, чтобы противостоять ему, четвертое обращают на плоть, чтобы ее усмирять.
В Европе обитают изящные люди с журавлиными головами и шеями. Они обозначают судей, которые, наподобие журавлей, должны иметь шеи длинные, чтобы сначала со всей мудростью принять решение в своем сердце, прежде чем обнародовать, произнося устами. Если бы такими были все судьи, то не выносилось бы столько и таких дурных приговоров.