Монах и украденный петух

13 июля 1558 года.
Перевод А. Левинтона

 

Во Франкфурте не позабыты
Еще монахи-кармелиты,1
Чья братья святостью кичилась.
С одним из них беда случилась.
Когда в великую субботу2
Святили куличи, заботу
Паписты эту очень чтут,
Монашек юный тоже тут
Искал с мальчишкою вдвоем,
Где позажиточнее дом,
Чтоб куличи святить мирянам
И яйца. Он, не будь болваном,
К богатым бюргерам3 зашел,
А в доме том обильный стол
Был, соответственно приличью,
Уставлен курами и дичью,
Еще дымящейся, и дух
Весь воздух насыщал вокруг.
Монашек, проглотив слюну,
Подумал только: «Ну и ну,
Вот если мне бы стол такой!»
И когда мальчик вдруг спиной
К нему случайно повернулся,
Монах с опаской оглянулся
И тут же, не боясь греха,
Зажаренного петуха
Рукой проворною схватил
И между ног под рясой скрыл.
Затем занялся куличами:
Сперва благословил речами,
Затем кропил святой водой.
Когда ж он уходил домой,
Мальчишке дали два яйца
И проводили до крыльца.
Монашек, очутившись дома,
Два хлебца взял у эконома,
Сумел еще винца достать
И все припрятал под кровать.
Он, видно, чаял объеденья
После полунощного бденья,
Но, как читатель здесь прочтет,
Случилось все наоборот.
Во время службы в нетерпенье
Считал он каждое мгновенье.
Ну вот и ей пришел конец,
Домой торопится хитрец.
Но не успел он под кровать
Залезть и петуха достать,
Как постучали в дверь у кельи.
И тут, забывши о веселье
И о приверженности к мясу,
Он сунул петуха под рясу.
Вошел монах, его приятель,
И сообщил, что настоятель
Зовет монашка тут же в храм.
«Ты будешь нынче в ночь к мощам
Приставлен, охранять святыни,
Носительницы благостыни,
Да отпущенья продавать,
И до заутрени давать
Для поцелуя «агнец божий»4
Тому, кто платит подороже».
Беднягу пот прошиб от страха —
Не выдал бы петух монаха!
Но все-таки поплелся в храм
И сел, как велено, к мощам.
Но дверь открыта у собора,
И вот бежит собачья свора,
Почуявшая запах мяса,
Что издает монашья ряса.
Монаха довели до дрожи,
У бедного мороз по коже.
Он проклинает песью свору
И мыслит в страхе: «Быть позору!»
Он их попробовал прогнать,
Те скалить зубы да рычать!
Еще тесней сомкнулась стая.
Монашек, голову теряя,
Испытывал мученья ада…
А тут вдруг всенощную надо
Ему служить, его ждут там.
Другой монах присел к мощам,
А наш прошел в алтарь… тогда
И разразилася беда —
За ним немедля по пятам
Псы ринулись чрез божий храм,
И когда он напялил ризу,
Его обнюхивало снизу,
Расположась в священном месте,
Кольцо из ненасытных бестий;
Когда он надевал стихарь,5
То, как обычно это встарь
Водилось, послушник ему
Помог завязывать тесьму.
Когда ж монах был облачен,
Заметил послушник, что он
Неровно узел завязал,
И поправлять тесемку стал,
Что, видимо, была плоха…
Да вдруг нащупал петуха.
Монашек же решил со зла,
Что то собака подошла
И зубы в петуха вонзила.
Дрожа от гнева, с дикой силой
Он как брыкнет назад ногой!
И тут помощник молодой,
Рукой схватившись за живот,
Бряк на пол, да и не встает.
Толпа от смеха надрывалась.
Ей вся история казалась
Шутливой праздничной игрой,
Но настоятель шуткой той
Рассержен был, когда узнал.
Он вора строго наказал,
Отнявши у него свободу
И посадив на хлеб и воду.
 
Из этого могли бы вы вот
Такой, послушав, сделать вывод,
Что и в стенах монастыря,
По совести-то говоря,
Заводятся грехи подчас.
Монахи ведь не лучше нас,
Такая ж плоть и кровь у них,
И те же страсти бродят в них.
Вот если б, вместе с волосами,
Они простились со страстями,6
Не зарились на петухов,
Тогда была бы для грехов
В монастырях иная такса.
Вот наблюденье Ганса Сакса.
  • 1. Кармелиты — монашеский орден, основанный в XII в. на горе Кармель, в Палестине, итальянским крестоносцем Бертольдом. Впоследствии кармелиты рассеялись по всей Европе, основав множество монастырей и общин.
  • 2. Великая суббота — суббота на страстной неделе, последней неделе великого поста, накануне пасхи.
  • 3. Бюргер — горожанин, житель немецкого города.
  • 4. Агнец божий — ягненок, символизирующий непорочность Иисуса Христа. Его изображение на металлической пластинке католический священник целует и дает целовать верующим во время исполнения молитвы, которая так и называется «Агнец божий».
  • 5. Стихарь — верхнее облачение дьяконов, надеваемое при богослужении. У священников поверх стихаря надевается риза.
  • 6. Вот если б, вместе с волосами // Они простились со страстями… — Принятие монашеского сана сопровождается обрядом пострижения волос.
(На сенсорных экранах страницы можно листать)