Миракль о Берте
По изд.: История западноевропейского театра. Том 1 - Москва: Искусство, 1956. Миракль
Драматическія пьесы, изображающія чудесное вмѣшательство небесныхъ силъ въ судьбу людей, получили названіе мираклей (чудесъ). Въ концѣ ХІІ-го вѣка Бодэль составилъ «Представленіе о св. Николаѣ»; въ XIII-мъ вѣкѣ извѣстный поэтъ Рютбёфъ написалъ «Миракль о Ѳеофилѣ», — какъ Ѳеофилу былъ возвращенъ съ неба его договоръ съ Дьяволомъ; въ одной дошедшей до насъ рукописи ХІѴ-го вѣка собрано 40 мираклей о дѣяніяхъ Богородицы.1
Во многихъ изъ этихъ пьесъ перемѣшивается высокое и житейское, молитвенное и комическое; діалогъ прерывается пѣснями, ронделями и другими украшеніями стиля. Общая идея мираклей вытекаетъ изъ самаго понятія чуда, это — необходимость вѣры, которая превыше всего, все побѣждаетъ и все искупаетъ. Воплощеніе этой идеи въ обстановкѣ обычныхъ условій быта обнаруживаетъ иногда высокую и поразительно причудливую фантазію авторовъ.2
По изд.: История западноевропейского театра. Том 1 - Москва: Искусство, 1956. Миракль
Жан Бодель (1150–1210) — французский трувер и менестрель, живший в Аррасе второй половины XII в. Пораженный проказой в 1205 г., был вынужден оставить мир и написать по этому случаю трогательное «Прощание». Его весьма разнообразное творчество включает в себя песни, фаблио и эпические поэмы.
Жил в Шартре клирик, я читал,-
Гордец, бездельник и бахвал,
Охочий до влечений света
И столь увязший в сих тенетах,
Что было не сдержать его.
Дела дошли уж до того,
Что о другом он и не мыслил.
И в Рождество, и в Пасху мысли
Ко злу стремил, как дикий зверь,
Перед стыдом закрывши дверь.
Стыд, что столь многих укрощал,
Его уже не посещал.
Стремил он все свои старанья
На утоление желанья.
Однако ж, кой-какая малость