Один из самых крупных лириков XV в. — Карл Орлеанский (1394-1465). Ограниченная любовной тематикой, аллегоричная, наполненная книжными реминисценциями, но вместе с тем отличающаяся особой «отделанностью» и изяществом поэзия Карла Орлеанского свидетельствует о высоком уровне профессионализма французской лирики в первой половине XV в. Наиболее подкупающая черта творчества Карла Орлеанского — та живая искренность, которой наполнены традиционные формы и образы его стихотворений. Кроме того, Карл Орлеанский сыграл заметную роль и в «литературно-общественной» жизни своей эпохи. Его двор в Блуа стал одним из поэтических центров Франции, где поэт-меценат устраивал столь распространенные в эпоху Средневековья литературные «состязания». В одном из них, по преданию, принял участие и Франсуа Вийон.
* * *
Шарль (или Карл) Орлеанский — герцог Орлеанский, граф де Блуа, граф де Дрё и граф де Куртене, крупный французский феодал и военачальник, член королевского дома Валуа и отец короля Людовика XII. Считающийся одним из самых выдающихся поэтов Франции, русскому читателю он долгое время был почти неизвестен. Только в 1953 г. в хрестоматии «Зарубежная литература Средних Веков» под редакцией Б.И. Пуришева были опубликованы три его стихотворения, однако, всякий, кто вспоминает вийоновское «От жажды умираю над ручьём», цитирует строку Шарля Орлеанского, предложенную им в качестве темы на знаменитом поэтическом состязании в Блуа.
Поэтическое наследие Шарля Орлеанского включает 131 песню (chansons), 102 баллады, 7 плачей (complainte) и 400 рондо. Многие строки его стихов стали крылатыми, а сами они оказали огромное влияние на французскую культуру — от «Романа о Розе» до «Пьяного корабля», «Песен Мальдорора» и графики Анри Матисса.