Викрамадитья (Викрама)

Историчность полулегендарного царя Викрамы (викрама букв. «доблесть») до сих пор вызывает споры среди исследователей. Согласно преданиям, Викрама царствовал в I в. до н. э. в Удджайини — одном из священных городов Индии, в области Малава. Он изгнал из своей страны скифских кочевников — саков, положив тем самым начало новому летосчислению (так называемая эра Викрамы с 57 г. до н. э.), до сих пор употребляющемуся в Индии. Легенды наделяют Викраму непревзойденными достоинствами — отвагой, силой, самоотверженностью, щедростью; его рисуют покровителем ученых и поэтов, величайшие из которых жили будто бы именно при его дворе. Несмотря на явно вымышленный характер многих этих сведений, нет достаточных оснований отрицать реальное существование Викрамы.1

* * *

Викрамадитья или просто Викрама (Vikramâditya = vikrama — выступь, шаг, сила, мужество, от корня kram — шагать + vi и âditya — солнце) — одно из знаменитейших имен индийской истории, царь Уджайини (Ujjayinî — в Западной Индии, у северного склона хребта Виндхья = Όζηνη греков). Время его царствования, как и большинство хронологических дат древней и средней индийской истории, не может быть определено точно, тем более что это имя придавалось, по-видимому, нескольким разным царям. Большинство ученых помещает его в половине VI в. по Р. Х. В. является любимым героем разных индийских сказок, но достоверных сведений о его происхождении и деятельности не имеется. По преданиям одного памятника на языке телугу, В. был сыном брахмана, пренебрегавшего его воспитанием и заставлявшего делать всякую черную работу. Недовольный этим, он тайно оставил дом отца и после многих приключений достиг Уджаини, женился на дочери тамошнего царя и сам сделался царем. Суровыми аскетическими упражнениями он вошел в милость богини Кали, которая обещала сделать его неуязвимым от всех неприятелей (за исключением одного) и дать ему тысячелетнее безмятежное правление. Эта легенда, очевидно, сложена брахманами, желавшими присвоить себе любимого народного героя. По другим сказаниям, В. был сыном одного из Гандхарвов (низшие божества). Точно так же мало мы знаем о его исторических заслугах, которые сводятся к освобождению страны от господства так называемых индоскифских народов шака и млеччха (Çaka и Mleccha), вероятно, туранского происхождения. Победа над варварами (Mleccha) была одержана им в 544 г. около Корура. В память этой победы им установлено было новое летосчисление, носящее его имя и до сих пор еще очень часто употребляющееся у индусов. Начало этой эры Викрама было отнесено на 600 лет назад от года победы (544 г.), т. е. до 56 г. до Р. Х. Это обстоятельство и заставляло некоторых ученых (напр. Лассена) помещать В. и его современника Калидасу в I стол. до Р. Х., чему, однако, противоречат многие исторические факты. Победы Викрамы расширили пределы его царства; туземные свидетельства приписывают ему господство над Бенгалией, Хиндустаном, Деканом и Западной Индией, хотя, как кажется, действительными его завоеваниями можно считать только Кашмир, Пенджаб и восточную часть Раджапутаны. Его правление было в то же время эпохой процветания наук, поэзии и искусств. По индийским преданиям, при его дворе находилось девять знаменитых мужей Индии, так называемых «девять драгоценных камней»2. (С. Булич.3)

  • 1. Предисловие // Повести, сказки, притчи Древней Индии — М.: «Наука», 1964
  • 2. Нава-ратна (санскр. nava-ratna = девять драгоценных камней) — девять знаменитых людей (писателей и ученых), живших при царе Викрамадитье. Имена этих знаменитостей не во всех источниках одинаковы, но некоторые встречаются постоянно. Таковы поэты Калидаса и Гхата-карпара, автор изречений Веталабхатта, врач Дханвантари, астроном Варагамигира, грамматик Вараручи и лексикограф Амарасинха. Н. есть также собирательное имя для девяти главных драгоценных камней, известных индусам: жемчуг, рубин, топаз, бриллиант, изумруд, ляпис-лазурь, коралл, сапфир и какой-то еще не истолкованный, по имени Гомеда (Gomeda). (С. Б—ч, ЭСБЕ)
  • 3. ЭСБЕ

ЖИЗНЬ ВИКРАМЫ, ИЛИ ТРИДЦАТЬ ДВЕ ИСТОРИИ ЦАРСКОГО ТРОНА

Перевод П. А. Гринцера
Перевод сделан с Южной Рецензии сборника в издании: «Vikrama’s adventures or the Thirty-two tales of the throne», ed. by F. Edgerton, Cambridge, Mass., vol. I–II, 1926. (Жизнь Викрамы, или 32 истории царского трона. Пер. с санскрита, предисл. и прим. П. А. Гринцера, М., 1960).

* * *

Жизнь Викрамы (Тридцать две истории царского трона)

Викрамачарита («Жизнь Викрамы»), или Синхасанадватриншатика («Тридцать две истории царского трона») — сборник рассказов (в жанре «обрамленной повести») о подвигах царя Викрамы (= Викрамадитья). Согласно преданиям, Викрама царствовал в I в. до н. э. в Удджайини — одном из священных городов Индии, в области Малава. Он изгнал из своей страны скифских кочевников — саков, положив тем самым начало новому летосчислению (так называемая эра Викрамы с 57 г. до н. э.), до сих пор употребляющемуся в Индии.

Двадцать пять рассказов Веталы

«Двадцать пять рассказов Ветáлы» («Ве­та­ла-пан­ча­вим­ша­ти»), па­мят­ник по­ве­ст­во­ва­тель­ной литературы на сан­ск­ри­те. Со­хра­нил­ся в не­сколь­ких вер­си­ях, ста­рей­шая из ко­то­рых да­ти­ру­ет­ся 2-й половиной 1-го тысячелетия н. э. Об­рам­ляю­щий сю­жет – про­ти­во­стоя­ние ле­ген­дар­но­го ца­ря Ви­кра­ма­ди­тьи и злого ду­ха (Ве­тá­лы), ис­пы­ты­ваю­ще­го ца­ря рас­ска­за­ми-за­гад­ка­ми. Другая ре­дак­ция «Двадцати пяти рассказов Веталы» (под названием «Вол­шеб­ный мерт­вец») по­пу­ляр­на в Ти­бе­те и сре­ди монгольских на­ро­дов.