Мистерии (конец XIV-XVI вв.)
Это центральный жанр театра XV в. и большей части XVIв. Не считая нескольких мистерий, сюжет которых не является религиозным (например, «Мистерия о разрушении Трои», «Мистерия об осаде Орлеана», выводящая на сцену эпизод из жизни Жанны Д'Арк), эти театральные пьесы представляют жизнь какого-нибудь святого или эпизод из Библии (наиболее знаменитый сюжет – страсти Господни – история жизни, смерти и воскресения Христа). Самые первые мистерии относительно коротки: таковы «Страсти Палатинские» (XIV в., 1996 стихов) – переработка стихотворного текста конца XII – начала XIII в., известного под названием «Страсти жонглеров». В XV в. написание мистерий приобретает все больший размах. Среди самых известных «Мистерия Страстей Господних» Арнуля Гребана (1458 г., около 35000 стихов),признанная театральным шедевром XV в., пьеса Жана Мишеля с тем же названием (1486 г., около 30000 стихов), воспроизводящая и дополняющая предыдущую мистерию, а также огромная «Мистерия деяний апостолов» Арнуля и Симона Гребана (1470 г., около 62000 стихов). В «Страстях» рассказывается не только история Христа, в них включены также сцены из Ветхого Завета (например, история Адама и Евы и происхождения человечества после Сотворения Мира); к библейскому тексту добавляется множество легенд и даже светские, чуть ли не комические сцены («пасторали» про рождение Христа, «дьяблерии» в аду, перебранки в таверне).
Представления могли длиться весь день, иногда даже несколько дней («Страсти» Арнуля Гребана занимали четыре дня) с небольшими перерывами. Чаще всего они проходили на свежем воздухе, на какой-нибудь площади; зрители собирались в круг или по двум сторонам прямоугольника, или перед сценой, закрытой сзади стеной. Чаще всего представления осуществлялись силами каких-нибудь братств – некоторые из них были настоящими ассоциациями актеров (например, «Парижское братство Страстей Христовых», основанное в 1402 г. Карлом VI). Во время больших представлений, устраивавшихся по особому поводу, большая часть городских жителей принимала в них участие в качестве либо зрителей, либо актеров. Бывало так, что во время представления помимо мистерий исполняли один или несколько фарсов и моралите, служивших антрактами. Мистерии становились объектом все более продуманных постановок с использованием многочисленных декораций (очень часто с одной стороны изображался Рай, с другой – Ад; между ними располагались различные «домики», куда актеры перемещались в соответствии с той или иной сценой); в XV в. часто используют сложные «машины», особенно в сценах, изображающих Ад (во французском всегда Рай и Ад с большой буквы).