Аббат Тритемий

Иоганн Гейденберг, которого впоследствии станут называть аббатом Тритемием, родился 2 февраля 1462 года в Триттенгейме. В 1480 году он поступил в прославленный Гельдельбергский университет, где вместе с Иоганном Дальбергом и Рудольфом Гюесманном он основал тайное общество по изучению астрологии, магии чисел, языков и математики, получившее название «Sodalitas Celtica» («Кельтское братство»). Учредители общества взяли себе псевдонимы: Иоганн Дальберг стал Иоганном Камерариусом, Рудольф Гюесманн стал Рудольфом Агриколой, а Иоганн Гейденберг стал Иоганном Тритемием (от латинизированной форма названия его родного города — Trittenheim). Четвертым членом братства стал Пауль Рикки, обучавший своих товарищей каббалистике (мистическое учение в иудаизме).

В 1482 году, в день своего двадцатилетия Иоганн Тритемий вступил в бенедиктинский монастырь Святого Мартина в Спонгейме, а через несколько лет стал его настоятелем. Тритемий собрал в монастыре Святого Мартина самую богатую в Германии библиотеку рукописей. Он не любил недавно изобретённого книгопечатания, напечатанные книги казались ему грубыми — в 1492 г. он даже написал трактат в поддержку рукописного ремесла против книгопечатания — De Laude Scriptorum («Во славу переписчиков»). Вскоре монастырь приобрел известность как крупный интеллектуальный центр, в 1503 году в библиотеке Спонгеймского аббатства находилось более 2000 рукописей и печатных изданий — для чтения этих книг сюда приезжали посетители из разных стран.

В этот период он пишет многочисленные руководства, наставления и исторические справки, касающиеся монашеского быта, религиозных институтов и персон:

  • Exhortationes ad monachos, 1486 (Наставления монахам)
  • De institutione vitae sacerdotalis, 1486
  • De regimine claustralium, 1486
  • De visitatione monachorum, около 1490
  • Catalogus illustrium virorum Germaniae, 1491–1495
  • De laude scriptorum manualium, 1492 — «Во славу переписчиков», написана в поддержку рукописного ремесла и против книгопечатания.
  • De viris illustribus ordinis sancti Benedicti, 1492
  • In laudem et commendatione Ruperti quondam abbatis Tuitiensis, 1492
  • De origine, progressu et laudibus ordinis fratrum Carmelitarum, 1492
  • Liber penthicus seu lugubris de statu et ruina ordinis monastici, 1493
  • De proprietate monachorum, до 1494
  • De vanitate et miseria humanae vitae, до 1494 (О суетности и ничтожности человеческой жизни)
  • Liber de scriptoribus ecclesiasticis, 1494 — «Книга о церковных писателях», библиографическая работа Тритемия, обеспечившей ему прочное место в истории библиографии. Это значительный по объёму труд, в котором учтено около 9000 произведений, принадлежавших 963 авторам. Он расположил их в хронологическом порядке и снабдил краткими биографическими заметками.
  • De laudibus sanctissimae matris Annae, 1494
  • Chronicon Hirsaugiense, 1495–1503 — Хроника монастыря Хиршау
  • Chronicon Sponheimense, 1495-1509 — Хроника монастыря Спонхейм, 1024—1509
  • De cura pastorali, 1496
  • De duodecim excidiis oberservantiae regularis, 1496
  • De triplici regione claustralium et spirituali exercitio monachorum, 1497

Работает он и над вполне светской «Хроникой баварских герцогов» (Chronicon successionis ducum Bavariae et comitum Palatinorum, около 1500-1506).

В это же время появляется самый известный труд Тритемия — Steganographia («Стеганография»), прославивший его как «колдуна» и «некроманта». Вот что пишет сам Тритемий о появлении «Стеганографии»:

«В один из дней упомянутого 1499 года после того, как я долго мечтал о том, что раскрою неведомые тайны, и, наконец, убедился в тщетности своих усилий, я отправился спать, немного стыдясь своего безрассудства в попытках совершить невозможное. Ночью (во сне) мне явился человек и назвал меня по имени:

– Тритемий, – сказал он мне, – не считайте безрассудством все эти мысли. Пусть вещи, к которым вы стремитесь, ни вам и никому другому не удастся осуществить, но они возможны.

– Так научите же меня, – ответил я, – как мне добиться этого?

И тогда он открыл мне тайну и показал, что ничего не может быть проще».

И о содержании этой книги:

«Могу вас заверить, что все, а тем более невежды, решат, что этот мой труд, в котором я раскрываю многие неизвестные секреты и тайны, заключает в себе сверхъестественные, удивительные и невероятные вещи, поскольку никто до меня никогда ещё не писал и не говорил об этом.

Первая книга содержит описание более сотни способов тайнописи, не вызывающей ни малейших подозрений, о чём угодно и на любом известном языке. И всё это можно сделать, не прибегая к метатезам, не испытывая страха и сомнений, что секрет когда-нибудь разгадает кто-то, кроме тех, кому я кабалистически передам эту науку. Поскольку все слова и выражения в тайнописи выглядят простыми, знакомыми и не вызывают ни малейшего недоверия, ни один человек, каким бы искусным он ни был, не сумеет собственными силами проникнуть в мой секрет, и всем это покажется удивительным, а невеждам – невозможным.

Во второй книге я расскажу о ещё более поразительных вещах, касающихся способов, которыми я смогу точно и надёжным образом передать свою волю любому, кто постигнет смысл моей науки, как бы далеко он ни находился от меня, пусть даже за сто вёрст, и при этом никто не заподозрит, будто я пользовался какими-либо знаками, фигурами или буквами; а если я воспользуюсь услугами гонца, и этого гонца перехватят в пути, никакие мольбы, угрозы, посулы и даже пытки не принудят этого гонца открыть секрет, потому что он ничего о нём не будет знать; вот почему ни один человек не сумеет открыть тайну.

И все эти вещи при желании я смогу с лёгкостью проделывать, не прибегая ни к чьей помощи и не посылая гонца; даже узнику, заточённому в глубоком подземелье и находящемуся под неусыпной охраной, я способен передать свою волю».

В том же 1499 году случайно стало известно содержание письма Тритемия его другу Арнольду Бостиусу, в котором он излагал идеи «Стеганографии». Возможности, о которых писал Тритемий, поразительно напоминали способности, приписываемые колдунам и черным магам  — например, о передаче информации на любое расстояние при помощи потусторонних сил — что возбудило против него соответствующие подозрения. Кроме того, около 1503 года учёный Каролюс Бовиллус, ознакомившийся в Спонгейме с еще не оконченной «Стеганографией», осудил автора в своем получившим широкую огласку письме как мага, вдохновляемого самим дьяволом.

В 1505 году Тритемий был отставлен с поста настоятеля Спонгеймского монастыря, однако, уже в 1506 году по предложению епископа Вюрцбургского был назначен настоятелем монастыря св. Иакова в Вюрцбурге, где оставался до конца жизни и был похоронен в 1516 г.

В Вюрцбурге Тритемий продолжал активно писать. В 1507 г. появляется Nepiachus — автобиографическое сочинение Тритемия, в котором он защищает необходимость изучения магии и оккультизма.

«Полиграфия» (Polygraphia, 1508) — еще одно сочинение Тритемия, посвященное криптографии. Эта книга была издана в 1518 году и скоро стала источником многочисленных заимствований. Однако, в ней уже нет никакого оккультизма, из нее исключены идеи «Стеганографии», ставшие основанием для обвинения автора в колдовстве.

«О семи вторичных причинах, то есть о мировых Духах после Бога, или Мистическая хронология, заключающая восхитительные и достойные интереса тайны» (De septem secundeis id est intelligentiis sive spiritibus orbes post deum moventibus, около 1508). В этой книге, обнародованной в 1515 году, Тритемий изложил собственную теорию циклической истории человечества, опираясь на идеи падуанского врача, философа и астролога Пьетро д’Абано (?), также обвинявшегося в колдовстве.
Из этой книги Тритемия К. С. Льюис позаимствовал идею «eldila», ангелов, приводящих в действие Солнечную систему (цикл романов «Космическая трилогия»). Считается также, что Тритемий предсказал в своей книге дату Бальфурской декларации о создании еврейского государства в Израиле (1917 г.).

Другие сочинения аббата Тритемия:

  • Antipalus maleficiorum, 1508
  • Annales Hirsaugienses, 1509–1514 — «Хроника монастыря Хиршау», огромный двухтомный труд в 1400 страниц, представляющий собой, по мнению многих исследователей, один из первых образцов гуманистического исторического исследования. Его полное название: «Хроника монастыря Хиршау, включая историю Франции и Германии, подвиги императоров, королей, принцев, епископов, аббатов и выдающихся людей» (Annales hirsaugiensis ... complectens historiam Franciae et Germaniae, gesta imperatorum, regum, principum, episcoporum, abbatum, et illustrium virorum). Хиршау — монастырь недалеко от Вюртемберга, аббат которого заказал Тритемию эту работу в 1495 году, однако закончена она была лишь в 1514 г.
  • Compendium sive breviarium primi voluminis chronicarum sive annalium de origine regum et gentis Francorum или De origine gentis Francorum compendium, 1514 — работа Тритемия, в которой он старался установить наследственную связь между современными немцами, древними троянцами и друидами, ссылаясь на сфальсифицированную им «Франкскую хронику Хунибальда (и Мегинфрида)».
  • Liber octo quaestionum, 1515

* * *

Вот что писал Тритемий о своих научных занятиях и об обвинениях его в колдовстве:

«Ибо эта наука есть беспредельный хаос, глубины которого никому не дано постичь, потому что, несмотря на все познания и искусность в этом деле, то, что тебе удастся ухватить, всегда будет намного меньше того, что тебе неизвестно. Это глубокое и очень тайное умение в самом деле обладает той особенностью, что ученик легко может превзойти учителя, если только этому ученику от природы даны способности этого рода и если он выказывает усердие в науках еврейской кабалы. На случай, если какой-нибудь читатель моего труда будет поражён названием, порядком и природой некоторых операций, обращённых к духам, и на этом основании вообразит, будто я волшебник, некромант или же вступил в сделку с нечистой силой и причастен к тому или иному суеверию, этим предисловием я счёл нужным заявить торжественный протест и охранить тем самым свою славу и своё имя от подобного бесчестья».

И еще одна цитата:

«Я не совершил ничего особенно удивительного, и тем не менее обо мне распускают слухи, будто я «волшебник». Я прочёл много магических книг не для того, чтобы подражать написанному в них, но с целью когда-нибудь опровергнуть содержащиеся в них злостные суеверия».

По материалам: Жак Бержье. Проклятые книги; ru.wikipedia.org; en.wikipedia.org

Иоганн Тритемий. О семи вторичных разумах, или духах, управляющих миром под божественным водительством

По изд.: Иоганн Тритемий. О семи вторичных разумах, или духах, управляющих миром под божественным водительством — М.: Энигма, 2015
Перевод: Владилен Каспаров,
Редактор-консультант, приложения: Шаэн Еремян