Гесиод

Семья Гесиода происходила из эолийского поселения Кимы в Малой Азии (южнее Лесбоса), но переселилась в беотийскую деревню Аскру; вероятно, Гесиод родился уже здесь, так как сообщает в «Трудах и Днях», что никогда не совершал путешествия по морю, кроме поездки на соседний о-в Евбею, где он принял участие в погребальных торжествах в честь покойного царя Амфидаманта и завоевал в награду бронзовый треножник. Амфидамант погиб во время так называемой Лелантской войны, которую историки датируют по-разному, но, вероятнее всего, она происходила где-то около 700 г. Если к этому времени Гесиод уже успел овладеть искусством эпического сказителя (рапсода), то время его рождения надо отнести примерно к 730 г. Поэмой, с которой Гесиод выступал на Евбее, было его первое произведение — «Теогония», — посвященное смене трех поколений богов и их родственным связям.

Для следующего произведения Гесиода — поэмы «Труды и Дни» — был, по-видимому, личный повод. То ли отец Гесиода, умирая, не вполне равномерно поделил наследство между ним и его братом Персом, то ли последний, подкупив судей, оттягал большую часть и тем самым заставил Гесиода вложить много сил в хозяйство, чтобы добиться прежнего благосостояния. Впрочем, путь обмана не привел Перса к желаемому обогащению: он промотал неправедно приобретенное имущество и явился к брату с протянутой рукой. В ответ Гесиод и написал свою поэму, главный смысл которой сводится к тому, что только честный труд крестьянина в соответствии со знанием земледельческого календаря и соблюдением исконных нравственных заветов и норм повседневного поведения обеспечивает человеку благополучную жизнь. Кроме того, Гесиоду приписывали в античности целый ряд других поэм: «Щит Геракла», «Каталог женщин» (дошли многочисленные папирусные фрагменты и цитаты), «Великие труды» (то есть поэма о «трудах» большего размера, чем дошедшая до нас), «Астрономия» (от двух последних сохранилось только несколько цитат) и некоторые другие.

Гесиод. Теогония

По изд.: Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. — М.: Ладомир, 1999.

Гесиод. Притча о соловье и ястребе

Первый образец литературно зафиксированной басни в греческой поэзии. Ср.: Архилох, фр. 81—88; Каллимах «Спор оливы с лавром».

По изд.: Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. — М.: Ладомир, 1999

(Фрагмент поэмы «Труды и Дни», стр. 202-212)

Меламподия

Мелампод — сын Амифаона (см.: «Каталог женщин», фр. 74), врач и пророк, наделенный даром понимать голоса птиц и животных. Он исцелил, в частности, от безумия дочерей Прета (см.: «Каталог женщин», фр. 20 и примеч.).

Перевод О. П. Цыбенко

 

1 (270)

Кедра и сумраконосной сосны безжалостным дымом...

2 (271)

Эгимий

Эгимий — сын Дора, мифический предок дорийцев, давший им законы, когда они жили еще в долине Пенея в Фессалии. Впоследствии он усыновил Гилла, сына Геракла, дав ему третью часть своего царства. По имени Гилла и родных сыновей Эгимия — Дима и Памфила — три древних родовых объединения дорийцев назывались Гиллеи, Диманы и Памфилы (см. разд. П, Тиртей, фр. 10, 2) Авторство Гесиода крайне сомнительно.

Перевод О. П. Цыбенко

 

1 (294)

Сошествие Пирифоя

В поэме речь шла о сошествии в Аид Тесея и Пирифоя (соратник верный, 5), царя лапифов, с целью взять Ферсефонею (Персефону) в жены Пирифою. В царстве мертвых Тесей и Пирифой встречают тень Мелеагра и ведут с ней разговор. 1—6. ...Ни силой сразить... — слова Мелеагра (см.: «Каталог женщин», фр. 13 и примеч.), обращенные к Тесею.

Перевод О. П. Цыбенко

 

1 (280)

Каталог женщин

Вопрос об авторе этой поэмы, которая занимала 6 книг, и о времени ее создания принадлежит к числу достаточно трудных в классической филологии. Никто из современных исследователей не считает ее произведением Гесиода. Если он и был составителем такого каталога, примыкавшего к «Теогонии», то это должно было быть произведение, значительно более лаконичное, составленное по образцу ст. 886—1018 «Теогонии» как краткий перечень родоначальниц героических родов.

Щит Геракла

Хотя эта небольшая поэма сохранилась вместе с бесспорно гесиодовскими «Теогонией» и «Трудами и Днями» во многих средневековых рукописях, а отрывки из нее — в папирусах, уже в IV в. до н. э. ее считали неподлинной, а современные филологи единогласно относят к первым десятилетиям VI в. Автором поэмы являлся, вероятно, рапсод из Фессалии, предназначавший ее к исполнению в Пагасей- ском святилище Аполлона.

Из других произведений

В виде приложения к «Трудам и Дням» приводятся (в переводе О. Цыбенко) отрывки из других произведений, которые в древности приписывались Гесиоду. Все эти фрагменты носят, как правило, назидательный характер и вполне согласуются с содержанием поэм Гесиода. Прим. В. Ярхо.

Перевод О. Цыбенко

 

НАСТАВЛЕНИЯ ХИРОНА

1 (283)1

Труды и дни

Вторая поэма Гесиода возникла в русле «поучений», также известных в ближневосточной словесности 2-го — 1-го тысячелетий. Принципиальная ее новизна состояла, однако, в том, что гомеровский гексаметр, предназначенный для воспевания героических подвигов эпических героев, здесь был с соответствующими модификациями приспособлен для совершенно иной тематики — воспевания честного труда и наставлений по земледелию. Социальная обстановка в Беотии была в это время мрачной.

Теогония (О происхождении богов)

«Теогония», будучи первой на греческой почве поэмой о происхождении и функциях богов, не является вместе с тем изолированным явлением в Средиземноморском регионе. Известны — в отрывках или пересказах — сходные по тематике произведения, созданные во втором тысячелетии в Месопотамии, Финикии, у хурритов — народа, проживавшего в юго-восточной Малой Азии, севернее Сирии и Месопотамии, и завоеванного в XTV в. хеттами, которые переняли его мифологию.