218. Сказание о попе Саве

Если Калязинская челобитная сатирически изображает быт чёрного монастырского духовенства, то «Сказание о попе Саве и о великой славе», написанное целиком неискусными виршами, точ­нее — рифмованной прозой, повествует о жизни белого городского духовенства, промышлявшего подготовкой и обучением тех мирян, которые намерены были ставиться в попы. Контингент этих канди­датов на священнические места в большинстве случаев и с нрав­ственной и с образовательной точки зрения был очень невысок. Ставились часто в попы люди малограмотные, откупавшиеся за своё невежество перед своими посредниками в этом деле — их учи­телями-священниками— взятками и всякого рода натуральными приношениями. Немалый доход от ставленников шёл и в патриар­шую казну, так как патриарх Никон и его предшественник Иосиф установили порядок, что поставление в попы делалось в Москве, хотя бы кандидат жил на расстоянии нескольких сот вёрст. Отсюда—двойные поборы, которым подвергался постав­ляемый.

Повесть о попе Савве обличает одного из тех московских свя­щенников-профессионалов, которые нажили себе богатство обуче­нием ставленников, но и жестоко поплатились за крайнее злоупот­ребление своей профессией и вообще за слишком нерадивое отно­шение к своим церковным обязанностям.

Поп Савва служил у Козьмы и Дамкана, за Москвой-рекой, я в приходе у него всё «богатые мужики». В церковь он ни ногой:

Люди встают, молятся, а он по приказам волочитца, Ищет, с кем бы ему потегатца и впредь бы ему с ним не видатца. Да он же по площеди рыщет, ставленников ищет
И много с ними говорит, за реку к себе манит:
У меня де за рекою стойте, а в церкви хоть и не пойте,
Я де суть поп Сава, да немалая про меня слава,
Аз вашу братью в попы ставлю, что и рубашки на вас не оставлю.

Держит он ставленников до тех пор, пока они не истратят всех своих денег, а с иных, отпуская их домой, берёт расписку, что они вновь приедут в Москву и винца ему привезут. Ставленники у него и капусту поливают, и баню топят.

Жена предупреждала Савву, чтобы он был осторожнее в своих поступках, но он жены не послушался и сел в конце концов на цепь. Сидя на цепи, Савва видит сон. Пришли к нему два ангела и гово­рят ему, что много у него в мошне денег, и заберут они эти деньги в опеку. Спал Савва дома на перине, а проснулся в патриаршей хлебне на рогатине. К нему приставлен был человек с плетью, ко­торый чуть было не прибил его. Денег в мошне не оказалось — их вытрясли те два ангела, и из опеки денег теперь уже не вернуть.

Заканчивается повесть «смешным икосом» попу Савве:

Радуйся, шелиой Сава, дурной поп Саво!
Радуйся, в хлебне сидя, ставленнически гидне. Радуйся, что у тебя барадёнка вырасла, а ума не вынесла...

«Сказание о попе Саве» может служить документальной иллю­страцией к историческим фактам второй половины XVII в. Так, в «Сказании» говорится, что в приходе Саввы за Москвой-рекой, у Козьмы и Дамиана, жили «богатые мужики». Действительно, за­москворецкая церковь Козьмы и Дамиана находилась в слободе Кадашево, заселённой царскими ткачами и мастерицами полотня­ной казны, получавшими значительные привилегии в области торговли и потому зажиточными. Реальная историческая фигура священника, обучавшего ставленников, нашла довольно типичное отражение в попе Савве. Что касается, наконец, того наказания, ко­торое претерпевает Савва, будучи посажен на цепь в патриаршей хлебне, то и оно вполне соответствует практике наказаний прови­нившихся церковников во второй половине XVII в. При палатах патриарха Никона, а также при епископских дворах находились темницы с железными цепями и деревянными колодками. В эти темницы сажали на цепь проштрафившихся церковников, которые в цепях должны были просеивать муку для патриаршей или епис­копской пекарни.

Так же как и Калязинская челобитная, повесть о попе Савве написана живой разговорной речью и ещё больше, чем челобитная, вводит в изложение рифмованные пословицы и поговорки, окрашивающие повесть в тон фольклорных произведений. Любопытно, что один из эпизодов «Сказания» — «Сон попа Савы», начинающийся словами: «Мало мне ночесь спалось, да много виделось», представ­ляет собой пародию на народные песни о сне девицы, также начи­нающиеся словами: «Мне ночесь, молодёшеньке, мне ночесь спалося, да мне во сне много виделось» и т. д.