Повесть о Соломоне

Соломон, сын Давида, — вполне реальный исторический персонаж; он был царем Израильско–Иудейской державы в период наивысшего расцвета последней, накануне ее распада (965—928 гг. до н.э.). Библейские хроники (3 Цар. 3—11; Паралип. 2, 1—9) дают трезвый, порой даже прозаичный образ проницательного и миролюбивого монарха, тонкого дипломата, сумевшего наладить отличные отношения с соседями, высоко поднять уровень культуры в придворных кругах своей столицы — Иерусалима и лично участвовать в интеллектуальных играх своих писцов и грамотеев. С похвалой отмечаются его «мудрость и весьма великий разум и обширный ум, как песок на берегу моря». (3 Цар. 4, 29); недаром ему приписано авторство сборника афоризмов (Книга Притчей Соломоновых), а позднее — Экклезиаста, Песни Песней и Книги Премудрости Соломона. Это царь–умник, царь–острослов, загадыватель и разгадыватель загадок. С религиозной точки зрения, важнейшее дело его жизни — строительство Иерусалимского храма, окруженного в иудейско–христианской традиции ореолом исключительной, ни с чем не сравнимой святости. Это дало импульс фантазии десятков поколений. Поскольку древнееврейская государственность никогда уже не смогла хотя бы отдаленно приблизиться к уровню эпохи Соломона, ностальгическая тоска по этой эпохе придавала ей все более сказочный блеск. С другой стороны, «мудрость» Соломона переосмыслялась как волшебное тайноведение, царственная белая магия, подчиняющая его владычеству мир демонов. Нескончаемые позднеиудейские и христианские, а затем мусульманские легенды изображают, как богоугодное дело строительства храма осуществляется силами покоренных и обузданных богопротивных сил. Здесь угадывается двойственность, амбивалентность, присущая древним представлениям о строителе: может быть, он творит благо, но при этом нарушает человеческую меру, выходит за ее пределы, налагая на естество некое насилие, и на его величии лежит отблеск чего–то демонического. Недаром первый в мире город, по Библии, построил первоубийца Каин (Быт. 4, 17), а величайшее строительное дело, о каком повествует Библия, — созидание Вавилонской башни (Быт. 11, 3—9); недаром также Моисею запрещено было строить жертвенники из тесаных камней, оскверненных обработкой (Исх. 20, 25), а праведные рехавиты похвалены пророком Иеремией за то, что воздерживались от строительства домов и продолжали обитать в кочевых шатрах (Иер. 35, 7) ; такой же шатер служил вплоть до построения Соломонова храма вместилищем святынь Яхве и местом его присутствия (скиния, ср. Исх. 26). Соломон как строитель храма очень далек от строителей Вавилонской башни, но от невинности рехавитов он тоже далек, и камни для его постройки употреблены, конечно, тесаные (3 Цар. 6, 7). Амбивалентность роли строителя сливается с амбивалентностью роли царя, оцениваемого одновременно как избранник Яхве, усыновленный им (пс. 2, 7), и как злой соперник Яхве ( 1 Цар. 8, 7). В царе есть магическая, нечеловеческая сила, и, если его дело благое, значит, это добрый волшебник. Во всяком случае, без того чтобы знаться с демонами, ему не обойтись.

Повестей о Соломоне существует множество: интерес, который в них преобладает, — демонологический. Датировать их нелегко. О повести, приводимой в этой книге, едва ли можно сказать больше того, что она принадлежит ранневизантийской эпохе.

 

ПОВЕСТЬ О СОЛОМОНЕ

Глава 1

Соломон, сын Давидов, рожден был от жены Уриевой; совершилось же сие так: Увидел царь Давид жену Уриеву * в купальне нагую, и послал Сатана в сердце его похотение страстное, и соблудил с нею Давид; но не только блудное сие дело содеял он, но и убить Урию, мужа им совращенной, умыслил — это он–то, возлюбленный Божий, пророк великий, избранный Богом, между всеми величайший, сладкопения церковного красота. Ветхого и Нового Завета знамение явленное, Богоотец славноименный! Но был он обманут от Велиара ·, врага злозачинательного, так обманут, как и первозданный оный Адам. И убит был Урия, от Давида на брань посланный, изволением Давидовым и хотением на переднее место поставленный, где и был он покинут и оставлен, дабы, пособляющего не имея, убиту быть; что и совершилось.

Но прежде, нежели совершиться тому, пришел ангел Господень к пророку Нафану ·, говоря: — Ступай к Давиду, царю и пророку, и научи его не творить дел беззакония сатанинского.

И восстал Нафан, и пошел уже к Давиду Нафан *, но был в пути своем воспрепятствован от Велиара. Обрел бо диавол человека некоего убиенного, нагого, и положил его на пути Нафановом. Видя же мертвеца того, восхотел Нафан предать его погребению; но пока погребал он его, совершил Давид нечестивые дела Сатаны. Узнав же сие, восплакался Нафан и сказал: — По моей вине совершилось прегрешение сие.

И снова пришел к нему ангел и сказал: — Через тебя совершилось падение, через тебя будет и восстание; ступай же и обличай беззаконие его. И сказал Нафан ангелу: — Как же я, человек бедный, царя буду обличать? Ангел же молвит ему: — Я с тобою буду: ты говори, я же страх на него наведу.

И пошел Нафан к Давиду, и поклонился ему земно, и сказал: — Владыка царь! тяжбу имею с человеком неким и пришел сказать тебе о ней. Царь же говорит ему: — Из–за чего же тяжба твоя? И говорит ему Нафан в притче: — Владыку имею, что владычит надо мною; и стяжал он овец сотницу и веселится о них. У меня же была овца единая; и отнял ее он, сотницею владеющий, и пожрал ее.

Тогда уразумел Давид деяние, им учиненное, и, восстав с ложа своего, восстенал горько, говоря со слезами: — Я семь сотворивший сие!

И начал он с сокрушением сердца говорить псалом пятидесятый ·, и Нафан с ним; и отпустил ему на будущее Господь Бог грех его.

«Давид родил Соломона от бывшей за Уриею» (Матф. 1, 6). И приял Соломон царство Давида, отца своего, и взошел на вершину премудрости и разумения; и цепь родословия его достигла даже до божественного воплощения Господа нашего Иисуса Христа, ибо и Сей из рода и от чресл богоотца Давида есть, дабы исполнилось речение пророческое, глаголющее: «Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель» (Быт. 49, 10). Премудрость же Соломонова подобна была премудрости Адама *, первого из человеков. Наставлен же был он в той премудрости частою от дивного Сираха *, частию же от вышнего промысла. Знаменуя же премудрость ту, сказал Господь в Евангелиях о царице южной, что приходила от пределов земли послушать премудрости Соломоновой (Матф. 12, 42; Лк. 11, 31), по достоинству изрекши о ней суждение.

Глава 2

По причине премудрости таковой обретя дерзновение, восхотел дивный Соломон дом воздвигнуть Господу Богу *, прекраснейший и превосходнейший между всеми святилищами–земли. И совершилось сие, и воздвигся дом Господа Бога изволением, и премудростию, и зиждительною силою Божиею через премудрого Соломона и через усердие его. И воздвигал храм сей с благоговением великим сам он, и отроки его.

Держал же он одного из отроков своих в любви особливой перед всеми другими, так что и хлеба, и яств, и риз давал ему двойною мерою. Был же отрок сей видом прискорбен и ликом неукрашен; и печалился Соломон, таковым видя его. И в единый из дней говорит он отроку: — Почему так прискорбен ты? что в жизни сей печалит тебя? не всего ли получаешь ты у меня двойною мерою?

И отвечает отрок царю: — Так, владыка царь! яства, тобою даваемые, я потребляю все; однако не радует меня ничто из того, ибо приходит на меня по ночам дух лукавый и нечистый, и теснит меня, и терзает конец перста моего, и соделывает лик мой, каким видишь ты его, прискорбным и неукрашенным.

Услышав же слова сии, сотворил Соломон за него молитву и предстательство ко Господу Богу. И послан был к нему Михаил Архангел · с печати» на перстне медяном; и дал он печать ту Соломону, и говорит: — Дай отроку твоему перстень сей, и пусть хранит его на ложе своем; когда же приступит к нему диавол, пусть поразит его перстнем сим в перси и, связав, отведет его к тебе; ибо должно тебе связать всякого демона силою печати сей Божией и построить дом Божий силою множества демонов купно с человеками.

И взял Соломон печать ту, и возблагодарил Бога Святого; и отошел от него ангел.

Призвав же к себе отрока, дал он ему перстень тот, возвестив поведенное от ангела. И взял отрок печать Божию, и возлег при наступлении вечера на ложе свое; и приступил к нему диавол по обычаю своему. И немедля отрок поражает врага против сердца его печатию Божией. И возопил Сатана гласом жалостным: — Увы мне, увы мне! Как поработился я царю Соломону?

Отрок же, связав его, отвел к царю Соломону.

Глава 3

Соломон же, узрев демона, молвит: — Скажи мне, лукавый душе и нечистый, каково прозвание твое * и каково делание твое? И сказал царю диавол: — Зовусь я Орния; делание же мое на все отменно. И говорит царь: — Кто есть ангел, упраздняющий силу твою? А бес: — От великого архангела Михаила упразднен бываю я с силою моею. Царь же говорит: — Можешь ли сотворить что полезное для храма Господня и для созидания его?

Бес же на то: — Могу силою перстня сего собрать всех демонов пред лицом твоим, и покорить их воле твоей, и строить; и воздвигнешь ты через рабское их служение и послушание храм Господа Вседержителя.

Услышав же сие, возблагодарил Соломон Господа Бога и повелел Орнии купно с перстнем тем и с отроком пойти и собирать демонов. И отошел он, и собрал всех, и ввел их к царю Соломону. Приблизясь же к царю, поклонились они ему земно. И вопросил царь каждого из демонов, что за имя ему, и каково делание его, и от кого из святых ангелов бывает он упраздняем. И исповедали они ему делание свое, и прозвание, и ангела упраздняющего. И повелел он им трудиться на созидание храма.

И нес каждый от них рабское свое служение, на которое поставлен был от Соломона Премудрого. И чудно было видеть, как человеки купно со множествами демонов велением Господа возводили и совершали храм Господень в мире, со всяким тщанием и попечением; и не дерзали демоны даже по случайности вводить человеков в соблазн или обижать их.

Глава 4

Но единый из мужей, имевших знание точное о созидании храма, пришел в любопрение и раздор с сыном своим, и вели они брань, гневом пыхая и друг друга растерзать вожделея. Исполнясь же ярости всецело, отошел отец к Соломону, со слезами и сетованиями говоря: — Владыка царь! или смертию казни сына моего за обиду беззаконную, от него мне, отцу его, чинимую, или ясно разумей, что никогда более не приложу руки моей к созиданию храма.

Когда услышал сие царь и задумался, пришел и сын строителя того к царю с таковою же на отца жалобой. Но пока беседовал с ними царь и размышлял, что ответить сыну, обернувшись, увидел он демона Орнию действующего и осклабляющегося; и сказал царь тяжущимся: — Оставьте меня на малое время.

И ушли они; он же подзывает Орнию и молвит ему: — Чему смеешься, Орния? над саном ли моим царским насмехаешься, или над судом моим, или над храмом Господним?

И говорит Орния царю: — Владыка царь, Соломон мудрейший и правосуднейший! Не над царским твоим саном насмехался я, и не над судом твоим, и не над храмом Господним, но над злополучными сими жалобщиками, сиречь, над жалким стариком и над сыном его. Ибо не пройдет и трех дней, и примет сын кончину свою * И говорит царь к Орнии: — Отыди и трудись со тщанием, и миром, и покорностию над созиданием храма Господа Бога Вседержителя.

И отошел Орния от места того, и трудился. Царь же призвал обоих тяжущихся и сказал им: — Ступайте и творите труд ваш пять дней; и после того положу решение и конец тяжбе вашей.

И повелел царь заметить день, в который сказал он сие.

Когда же прошли пять дней, пришел старец к царю унылый и угрюмый, точа слезы из очей, и молвит: — Умер сын мой, умер, и более не узришь его! меня же оставил он в скорби тягчайшей, и муке сердечной, и плаче нескончаемом. Се, уже не увижу его и на лицо его не погляжу; сокрыт бо он в месте безвидном, и темном, и мрачном.

Изумившись сему, вопрошает царь: — В какой же день умер он?

И старец отвечает: — Да в третий день после того, как приходили мы к величеству твоему. И говорит царь: — С миром отыди, старец; Господь Бог, Отец всяческого утешения и скорбящих радование, утешит сердце твое, чтобы не скорбеть тебе более. Вспомни, что сын твой человек был, всякий же человек смертей. Так не печалься; все равно желанного не стяжаешь.

Выслушав сие, старец ушел с сердцем ободренным.

Царь же, призвав Орнию, вопрошает: — Скажи нам, как провидел ты смерть человека того, духом нечистым будучи? Орния же говорит: — Мы, владыка, с небес ниспали долу, прежде ангелами Божьими быв, во свет облеченными. Ныне стали мы бесами, и духами нечистыми, и тьмою, как и сам ты видишь, были же служителями Божьими. Ныне же, Божьим на то повелением, твои мы слуги и пособники соделались. Ниспавши же с небес и быв во Ад ввержены со ужасом, снова возлетаем мы до нижнего предела неба, и ангельские беседы внимаем, и из сего познаем смерть человека за сорок дней. Услышав же сие, прилагаем заботу и рвение, устрояя смерть человеку от огня, или от воды, или от кручи, дабы иметь нам в нем часть некую. Однако через то, что не имеем мы на пределе неба устоя, ниспадаем мы, словно листы с древес, и представляемся человекам, будто звезды падучие, дабы иметь нам славу от человеков.

Царь же на сие: — Итак, звезды падучие, звездами представляясь, не суть звезды поистине? Орния же: — Нет, царь! звезды бо небесные бессмертны суть, и утверждены, и не подвижутся с места своего.

И, услышав сие, отпустил царь Орнию на труд его.

Глава 5

И был храм воздвигнут; и все цари земные, и первенствующие во князях, и царица Севера, сама Сивилла Премудрая, пришли посмотреть на храм Господень; и принесла Сивилла сама на воздвижение храма древеса многоценные и достославные.

Глава 6

И послал царь Аравийский к царю Соломону послание: — Царь Соломон, радуйся! Да ведает величество твое, что в земле нашей обретается демон грозный и могущий, и по три дня возбуждает ветер крепкий, и домы исторгает с места их, и древеса, и скоты, и человеков губит, ввергая их в пропасти земли, и в воду, и во огнь. Итак, если изволит мощь твоя, отряди к нам подмогу, и отжени, и истреби беса того от земли нашей. Если же сотворит сие величество твое, внесем на сотницу и двадцать пять талантов злата, и сребра, и меди.

Прочтя же послание то, повелел царь отроку, перстень имущему, прийти к нему со всякою поспешностию; когда же пришел тот, говорит ему царь: — Поспешно ступай к царю Аравийскому и возьми перстень тот с собою, и верблюда проворнейшего, и мех новый; и пусть покажет тебе царь место, где веет дух лукавый. Придя же на место то, приложи мех устами его открытыми к выходу из логова духа и дожидайся дня, в который выйдет дух лукавый. Когда же увидишь, что мех наполнился словно бы воздухом, запечатай перстнем уста его, и возверзи на верблюда, и поспешай к нам.

И пошел отрок, и сотворил все по велению Соломонову, царскому.

На возвратном же пути его говорит демон: — Отверзи мне, отрок, и покажу тебе место, в коем сокрыты камень смарагд * и злато многоценное. Отрок же говорит: — Пойдем сначала к царю, а после сотворим по велению его.

Когда же скончали они путь свой и явились на место, где был царь, демон, ниспав с верблюда и носясь горе и долу, земно поклонился Соломону. Царь же вопрошает: — Кто ты и какое тебе имя? Тот же ответствует: — Демон я, нарицаемый Ефиппа. И говорит ему Соломон: — Можешь ли сотворить мне что полезное? Ефиппа же на то: — Могу поднять камень краеугольный, его же отвергли человеки и демоны, и во главу угла положить его *.

И повелел царь Ефиппе сотворить сие; и сотворил он сие на глазах царя и всех человеков, стоявших в месте том. Изумясь тому, вопросил царь Ефиппу, не знает ли тот и другого духа, подобного ему. И говорит Ефиппа: — Есть, царь, и другой дух, в Красном море сидящий и столп порфировый в себе имущий. И говорит царь: — Ступай с перстнем и приведи мне его сюда! И отошел Ефиппа с перстнем тем и, исторгнув демона того с места его, привел его и с ним бесов двух, подъявших столп и несущих по воздуху. Узрев же сие и подивившись, повелел царь им подъять столп, и в воздухе повесить даже до скончания века, и не повергать его более на землю, дабы вреда не чинить роду человеческому.

Глава 7

И после снова говорит царь Орнии: — Есть ли и другой какой демон? И Орния ответствует: — Много их, о царь! Но есть между всеми единый, величайшую стяжавший силу. Вопрошает царь: — Кто же сей, и какую силу имеет он величайшую, и какое имя ему? Говорит Орния: — Имя ему Самаил *, о царь, и князь он над всем воинством демонским; и полезно тебе, о царь, вовсе не видеть его.

Царь же на то: — Не твоя то забота, дух лукавый и нечистый! но, взяв перстень, приведи мне его сюда, и елико возможно скорее.

И взял Орния перстень Божий, и отошел на совершение воли царевой.

Соломон же воссел на престол свой и украсился венцом и диадемой державства своего, дабы принять ему Орнию купно с Самаилом; в руке же держал он скипетр царский. Когда же пришли Самаил и Орния к царю, говорит царь Самаилу: — Кто ты и что за имя тебе? Тот же молвит: — Зовусь я Самаил, и я князь над всем воинством демонским.

Царь же на то: — Можешь ли что сотворить мне? Тот же молвит: — Могу дуновением моим унести тебя даже до края земли *.

И с сим словом подул, и унес Соломона даже до края земли.

Глава 8

И прошла слава царева во все пределы земли, и поклонились ему все цари земли и князи, и жертвовали все на построение храма. В оное же время соплел царь риторскою своею хитростию Песнь Песней. И сказал так: «Стяжал я царство; стяжал певцов и певиц» (ср. Еккл. 2, 8). Совершив же писание сие, конец прилагает: «Все суета сует и суета всяческая» (Еккл. 1, 2). Сказал же он и сие: «Над всеми письменами буква хи князь есть» *.

Благоволением же Божьим огражден был Соломон во царствии своем. И созижден был всечестной храм Божий; созиждено же было в нем всё по образу устроения небесного. И были там Херувимы, и Серафимы, и Шестикрылатые; и позади жертвенника — Многоочитые, и Престолы, и Господства.

Несказуема же красота храма того и неизъяснима есть, и такового не было никогда и не будет.

 

Примечания

Глава 1

Увидел царь Давид жену Уриеву… — Эпизод падения Давида изложен по Библии (2 Цар. 11, 2—24).

Велиар — дух небытия, пустоты, лжи и разрушения. Преступление названо в пс. 100, 3 «делом Велиара» (в синодальном переводе — «вещь непотребная»). В иудейской апокалиптике оказывается вождем совращённых им воинств «сынов тьмы».

Но прежде, нежели совершиться тому, пришел ангел Господень к пророку Нафану… — Этот эпизод в Библии отсутствует.

…и пошел уже к Давиду Нафан… — Обличительная речь Нафана и его басня об овечке снова взяты из библейского повествования (2 Цар. 12, 1—10).

И начал он с сокрушением сердца говорить псалом пятидесятый… — Этот покаянный псалом введен в библейском каноне «надписанием»: «Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии».

Премудрость же Соломонова подобна была премудрости Адама.. — Многочисленные позднеиудейские тексты говорят о тайноведении, которым обладал Адам до своего грехопадения и малые крохи которого сохранились в мистических и оккультно–магических преданиях.

…шстию от дивного Сираха… — Имеется в виду Иисус сын Сирахов, иудейский мудрец начала II в. до н. э., сочинивший дидактическую Книгу премудрости Иисуса сына Сирахова, которая была переведена на греческий язык внуком автора и в таком виде вошла в христианский канон Ветхого Завета, где оказалась рядом с Книгой Премудрости Соломона. Это соседство, как и сходство заглавий обеих книг, побуждало сближать в воображении Соломона с Иисусом сыном Сираховым («Сирахом»), хотя исторически их разделяют восемь столетий. Один из примеров — красивая миниатюра манускрипта № 6 Королевского собрания в Копенгагене (Византия, середина Χ в.): на высоком престоле в венце и царских ризах восседает Соломон, у его ног на простом табурете сидит Иисус сын Сирахов, скромный мудрец, с виду несколько похожий на античных философов, а из–за колоннады с аканфовыми капителями, замыкающей сцену сзади, видна по грудь Премудрость в мафории и со свитком в руках.

Глава 2

…восхотел дивный Соломон дом воздвигнуть Господу Богу… — Ср. Деян. 7, 47: «Соломон же построил Ему дом».

Михаил Архангел — главный антагонист Сатаны, предводитель ангелов и защитник верующих в космической войне против бесовских сил (ср., напр., Алок. 12, 7—9). Его имя часто фигурирует в заговорах и оберегах греческого средневековья как оборона от злого действия.

Глава 3

В практику экзорцизма (заклинания беса) входит вопрос об имени, на который бес нехотя отвечает, понуждаемый силой святыни (в данном случае — Михайловой печати).

Глава 4

…не пройдет и трех дней, и примет сын кончину свою. — Распространенный в апокрифических и фольклорных преданиях иудаизма и христианства мотив: пребывающий среди людей (явно или инкогнито) обладатель нечеловеческого знания о будущем — ангел, демон, ходящий по земле пророк Илия и т. п. — с позиций этого своего знания видит насквозь суету дел человеческих. В апокрифах о Соломоне роль эта часто отво — " дится бесу Асмодею, а в славянских переработках этих легенд—чудищу Китоврасу (т. е. Кентавру).

Глава 5

Царица Севера, сама Сивилла Премудрая. — Долговечная и вещая Сивилла — героиня античных легенд, первоначально связанных с Малой Азией. Позднее рассказывали о появлении Сивиллы в Дельфах, в Риме, показывали Сивиллин грот в окрестностях Неаполя. Римский ученый Варрон уже различает 10 Сивилл. На исходе античности имели хождение «Сивиллины книги» — собрания оракулов, выставлявшие древнюю вещунью провозвестницей то ли иудаизма, то ли христианства. Поэтому для христианского средневекового сознания Сивилла — пророчица о Христе, конце света и т. п.; именно так она упомянута в знаменитой католической секвенции XIII в. «Dies irae», и еще Микельанджело поместил Сивилл на потолке Сикстинской капеллы рядом с ветхозаветными пророками. Как «добрая» язычница, близкая к «истинной вере», выступает она и здесь. Обозначение «царица Севера» явно имеет целью поставить Сивиллу в отношение парной симметрии к «царице Юга», как названа в Евангелии (Матф. 12, 42) царица Савская — легендарная собеседница Соломона, пришедшая поклониться ей о мудрости из своего царства на юге Аравии (3 Цар. 10, 1—13). Малая Азия лежит от Иудеи на север; что касается царского сана, то он устойчиво ассоциировался для воображения с сакральной мудростью (ср. образы царей–волхвов), чему способствовала реальность маленьких «теократических» государств древнего Ближнего Востока с царями–жрецами.

Глава 6

Камень смарагд — изумруд.

…камень краеугольный, его же отвергли человека и демоны… — Ср. пс. 117, 22: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла».

Глава 7

Самаил— в иудейской демонологии злой дух, отождествлявшийся и с ангелом смерти, и с Сатаной.

Могу дуновением моим унести тебя даже до края земли. — Отголосок рассказа о наказании Соломона за гордыню: бес Асмодей, приняв облик царя, подменял его на .престоле, в то время как царь должен был бродить нищим, отверженным и неузнанным, искупая свой грех.

Глава 8

«Над всеми письменами буква хи князь есть». — Это начальная буква слова «Христос», образующая основу монограммы имени Христа.

И были там Херувимы, и Серафимы, и Шестикрылатые; и позади жертвенника — Многоочитые, и Престолы, и Господства. — Херувимы, Серафимы, Престолы и Господства — чины ангельские, т. е. ступени иерархии ангельских существ (первые два упоминаются в Ветхом Завете, вторые два — в Новом Завете); эпитеты «шестикрылатые» и «многоочитые» обычно применяются к Серафимам и Херувимам.