Фрагменты книги Еноха из Кумрана
По изд.:Тантлевский И. Р. Книги Еноха. Сефер Йецира — Книга Созидания - М.: «Мосты культуры-Гешарим», 2002
Кумранские рукописи или рукописи Мертвого моря
В 1947—1956 гг. в одиннадцати пещерах, расположенных в окрестностях Хирбет-Кумрана (близ северо-западного побережья Мертвого моря), были обнаружены фрагменты около 800 рукописей на еврейском (около 90%), арамейском, греческом и набатейском языках, составлявших библиотеку проживавшей здесь во II в. до н. э.—I в. н. э. иудаистской религиозной общины.1
Осуществленный в 1990 г. в Цюрихе и в 1995 г. в Туксоне радиоуглеродный анализ кожи, на которой был написан ряд рукописей, показал, что она принадлежала животным, убитым в период между ок. 200 г. до н. э.—ок. середины I в. н. э. Приблизительно на тот же временной диапазон указывает и радиоуглеродный анализ льняных полотнищ, в которые были завернуты некоторые манускрипты.
Имеющиеся в нашем распоряжении рукописи Мертвого моря можно условно разделить на три группы:
1) Тексты Еврейской Библии; девтероканонические сочинения; новозаветные произведения (?).
2) Парабиблейские тексты; апокрифы и псевдэпиграфы, религиозно-догматические и ритуальные доктрины и установления которых близки соответствующим воззрениям кумранитов либо непосредственно создавались в ессейско-кумранской среде. К данной группе текстов как раз и относятся приписываемые Еноху произведения, фрагменты которых были обнаружены в кумранских пещерах.
3) Произведения, созданные кумранскими общинниками. Тексты кумранско-ессейских манускриптов (в том числе апокрифов) подчас носят зашифрованный характер, исполнены аллегорий и метафор, библейских аллюзий и реминисценций, что крайне усложняет их герменевтический анализ. Кроме того, большинство из них дошло до нас в крайне поврежденном состоянии, с многочисленными лакунами.
Кумраниты, жившие, как им казалось, в эпоху «конечных дней», составили как бы две «новые Библии», «параллельные» Священному Писанию:
1) «Парабиблию», т. е. переработку собственно библейских текстов (например, Парафразы Пятикнижия, арамейский Апокриф Пятикнижия; Псевдо-Самуил, Апокриф Самуила—Царей; книги Псевдо-Иеремии, Псевдо-Иезекиила, Псевдо-Даниила и
2) собрание текстов, вероятно почитавшихся кумранитами священными, которые прямо не коррелируются с библейскими книгами (Храмовый свиток (Q Т), возможно, «претендовал» на роль кумранской «Торы»; к «пророческим произведениям» могли быть отнесены книги Еноха, Завещания 12 патриархов, Завещание Кехата (Каафа), Видения 'Амрама, Псевдэпиграфы Моисея, произведения апокалиптического характера и др.; а к «Писаниям» — Псалмы Иисуса Навина и другие апокрифические Псалмы, Благодарственные гимны Учителя праведности, ряд поучительных и «исторических» сочинений и др.). Некоторые из перечисленных произведений, вероятно, были созданы самими кумранитами, другие — принесены в общину извне.2
Каталог манускриптов из Иудейской пустыни
Электронная библиотека свитков Мёртвого моря
* * *
В научной литературе все свитки Кумрана принято обозначать сиглами (буквенно-цифровыми шифрами), где:
- 1–11 – номера пещер в которых были обнаружены тексты;
- место обнаружения, например: Q – Кумран или 2М – вторая пещера Вади Мурабба’ат;
- 1–579 – номер свитка, или название свитка, напр. Myst;
- р перед названием текста означает, что этот текст является комментарием на другой текст;
- а–t – фрагменты текста свитка.
* * *
Рукописи 1 Еноха из Кумрана
Как до, так и после кумранских находок исследователи высказывали три предположения относительно языка оригинала 1 Еноха: еврейский; арамейский; частью еврейский и частью арамейский. В Кумране были обнаружены фрагменты Книги стражей, Астрономической книги, Книги видений и Послания Еноха на еврейском (1Q 19+1Q 19 bis; маленькие фрагменты), арамейском (4Q En ara-g, 4Q En astr ara-d) и греческом (7Q En gr [7Q 4, фр. 1 и 2, 7Q 8, 7Q 11, 7Q 12, 7Q 13, 7Q 14]; фрагменты отдельных слов) языках; ни одного фрагмента, относящегося к Книге образов (или притч), до сих пор обнаружено не было. Первоиздатель Ж. Т. Милик подсчитал процентное соотношение дошедших до нас арамейских текстов из Кумрана по отношению к эфиопским переводам: от Книги стражей сохранилось ок. 50 % арамейского текста, от Астрономической книги (Книги движений небесных светил) — 30 %, от Книги видений — 26 % и от Послания Еноха — 18 %. Палеографически рукопись 4Q En агa датируется первоиздателем первой половиной II в. до н. э; 4Q En arb — серединой II в. до н. э.; 4Q En arc-d — последней третью I в. до н. э.; 4Q En arf — третьей четвертью II в. до н. э.; 4Q En are — первой половиной I в. до н. э.; 4Q En arg — серединой I в. до н. э.; манускрипты 4Q En astr ara — концом III—началом II вв. до н. э. (Ф. М. Кросс — са. 175—125 гг. до н. э.); 4Q En astr arb — са. 30 г. до н. э.—20 г. н. э. (иродианский шрифт); 4Q En astr arc — серединой I в. до н. э.; 4Q En astr ard — второй половиной I в. до н. э.59. Палеографическая датировка кумранского фрагмента Книги стражей 4Q En ara первой половиной II в. до н. э. и фрагмента Астрономической книги 4Q En astr ara — концом III — началом II вв. до н. э., кроме прочего, свидетельствует о том, что становление иудейской апокалиптической традиции начинается, по крайней мере, со второй половины III века до н. э. и что, следовательно, возникновение наиболее древних апокалипсисов3 не связано с началом хасидейско-маккавейского движения4 (как это считалось до опубликования кумранских енохических фрагментов).
Фрагменты Первой книги Еноха
В свете кумранских находок большинство исследователей датируют Книгу стражей III в. до н. э.. Говорят также о существовании «енохической работы астрономического характера к концу III в. до н. э.»; главы же 80—81 1 Еноха (этическая и апокалиптические части), как полагают, возникли позже — около середины II в. до н. э. (или несколько ранее). Что касается Книги видений, то ее обычно датируют временем Маккавейских войн. Можно также говорить о том, что Послание Еноха было присоединено к енохическому корпусу, по крайней мере, к концу II в. до н. э..
Ж. Т. Милику удалось также воссоздать из кумранских фрагментов (на арамейском языке) и идентифицировать Книгу исполинов (гигантов) (1Q 23—24, 2Q 26, 4Q 203, 530—533 [4Q EnGiants ara-e], 6Q 8), оригинал которой, по его мнению, создавался между 128 и 115 гг. до н. э. (К. Байер же, к примеру, полагает, что это произведение было создано на еврейском языке в конце III в. до н. э.; по мнению Ф. Гарсиа Мартинеза, оно возникло не ранее середины II в. до н. э. и было инкорпорировано в «енохическую компиляцию» в конце того же века.) При этом Милик предположил, что именно данная книга входила в первоначальное арамейское пятикнижие Еноха, вместо Книги образов (притч). Это енохическое пятикнижие, по мнению французского исследователя, было составлено по аналогии с Пятикнижием Моисеевым в кумранском скриптории ок. 100 г. до н. э.
Отметим, что Книга исполинов пользовалась огромной популярностью не только в Иудее, но и далеко за ее пределами: она была переведена на различные языки Римской и Византийской империй, получила распространение в аршакидской Парфии, а затем и в империи Сасанидов; в своем манихейском варианте5 она приобретает известность от берегов Атлантики до Китая.
Фрагменты «Книги исполинов» (1Q 23, 2Q 26, 4Q 203, 4Q 530-532, 6Q 8)
* * *
Книга образов (притч), по мнению Ж. Т. Милика, была создана ок. 270 г. н. э. и несет на себе иудео-христианскую или христианскую печать. К 400 г. возникает греческое пятикнижие Еноха, в котором место Книги исполинов занимает Книга образов.
В качестве свидетельства в пользу поздней датировки Книги образов Ж. Т. Милик указывает на текст 1 Еноха 61:1, в котором есть фраза о том, что ангелы «подняли крылья и улетели». Французский исследователь указывает на то, что «за исключением серафимов6 и керувимов7, ранняя еврейская литература не знает крылатых ангелов; определенно не о таком ангеле говорится в 1-й книге Хроник 21:168, как это часто утверждается. Ангел в Апокалипсисе 14:69 также не обязательно крылатый. Первое бесспорное свидетельство по данному вопросу содержится в Apologeticum XXII.8 Тертуллиана10: «Omnis spiritus aies est: hoc et angeli et daemones»11. В христианской ангелологии крылатые ангелы не появляются вплоть до конца IV века (на саркофаге Саригюзела в Константинополе); классический же тип устанавливается со времени создания в 432—440 гг. фресок в базилике Санта Мария Маджоре в Риме». Однако, как замечает Е. Исаак, в одной из древнейших эфиопских рукописей 1 Еноха (Kebràn 9/II [Hammerschmidt—Tânâsee 9/II]), датируемой XV веком, отсутствует упоминание о крылатых ангелах, что, вероятно, свидетельствует в пользу того, что в первоначальном варианте оно также отсутствовало.
Другие идеи Ж. Т. Милика по поводу столь поздней датировки Книги образов также отвергаются практически всеми исследователями. Большинство ученых полагают, что она была создана не позднее I в. н. э.12
* * *
Календарь Кумранской общины основывается на календарных исчислениях Астрономической книги Еноха (или Книги небесных светил; 1 Енох, гл. 72—82) и книги Юбилеев 6:30—3813. Книга Юбилеев, обозначаемая в кумранском Дамасском документе как «Книга разделений времен соответственно их Юбилеям14 и Неделям (т. е. семилетиям)15» (16:3—4; ср. также 1Q S [Устав общины] 10:7—8). Дошедший до нас арамейский текст Астрономической книги из Кумрана составляет приблизительно 30% эфиопского текста. В начале Астрономической книги — 1 Енох, гл. 72—75 — описываются движения Солнца и Луны в рамках особого солярного календаря, состоящего из 364-х дней (или 52 недель; см. также 11Q Psalmsa [11Q 5] 27:6—7; 4Q 540, 2) —12 месяцев по 30 дней плюс дополнительные дни в конце 3-го, 6-го, 9-го и 12-го месяцев (72:32, 74:10, 75:2). Тексты этих глав в Кумране не были обнаружены. В то же время здесь были найдены фрагменты синхронистического календаря, в котором день за днем, месяц за месяцем тщательно фиксируются фазы луны, прибывание и убывание которой выражается последовательным прибыванием и убыванием долей ее света (по одной 7 1/2-й части). Синхронизируя конъюнкции и оппозиции Солнца и Луны, создатель(-ли) данного календаря указывают на «ворота», через которые светила восходят и в которые они заходят. Синхронизация лунного года, состоящего из 354 дней (попеременно 6 месяцев по 30 дней и 6 месяцев по 29 дней), и солнечного года, состоящего из 364 дней, реализуется в трехгодичном цикле путем интерполяции добавочного месяца: 364X3 = 354x3+30. Резюме данного календаря содержится в тексте 1 Енох 73:1—74:9.16
Астрономическая книга Еноха (4Q En astr)
- 1. Ф. М. Кросс, разработавший принятую ныне большинством исследователей палеографическую (т. е. основанную на сравнительном изучении особенностей письма) классификацию кумранских рукописей (называемых также рукописями Мертвого моря), выделяет в развитии кумранского письма три основных периода:
1) архаический, или прехасмонейский: ок. 250—ок. 150 гг. до н. э. (Хасмонеи — династия иудейских первосвященников-правителей (царей) (152—37 гг. до н. э.).);
2) хасмонейский: ок. 150—ок. 30 гг. до н. э.;
3) иродианский: ок. 30 г. до н. э.—ок. 70 г. н. э. (Царь Ирод правил в Иудее в 37—4 гг. до н. э.) - 2. I. Обнаружение рукописей в районе Хирбет-Кумрана. Датировка и классификация манускриптов // Тантлевский И. Р. Книги Еноха. Сефер Йецира — Книга Созидания - М.: «Мосты культуры-Гешарим», 2002
- 3. Апокалиптические (греч. — «обнажение», «обнаружение», «откровение») произведения претендуют на раскрытие тайного знания, повествуя в спекулятивно-аллегорической форме о коллизиях исторического процесса и грядущем Конце света.
- 4. Хасидеи (евр. — «благочестивые») — антиэллинизаторское религиозно-политическое движение, возникшее в середине 70-х гг. II в. до н. э.
Прозвище Маккавей (евр. «Молотоголовый», «Голова молота») первоначально применялось к сыну Маттафии Хасмонея Иехуде (Иуде), возглавившему ок. 166 г. до н. э. вместе со своим отцом и братьями Иохананом (Иоанном), Шим'оном (Симоном), ’Эл‘азаром и Ионатаном вооруженное восстание против сирийского владычества в Иудее. Впоследствии Маккавеями стали также называть и братьев Иуды. Не исключена возможность, что наименование «Маккавей» было дано Иуде из-за формы его черепа. (См.: S. Zeitlin. The Rise and Fall of the Judaean State. New York, 1968, т. I, c. 96.) - 5. Книга (в переработанном виде) была канонизирована манихеями в III в. Манихейская традиция приписывает авторство Книги исполинов (на среднеперсидском: «Kawân», «Исполины [Гиганты]») самому Мани (ок. 215 — ок. 276/277), наряду с другими шестью книгами их канона). [Мани (ок. 215—ок.276/277) был сыном приверженца иудео-христианской секты элкасаитов, которая, согласно Епифанию (Панарион, XIX; XXX, 3, 1) была связана с ессеями (оссеями).
- 6. См. книгу пророка Исайи 6:2: «Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал».
- 7. См., например, книгу Исхода 37:9; Первую книгу Царей [Третью книгу Царств] 6:24, 27, 8:7; Вторую книгу Хроник [Вторую книгу Паралипоменон] 3:11,13,5:7—8; книгу пророка Иезекиила 10:5 («И шум (букв. «глас». — И. Т.) от крыльев керувимов слышен был даже на внешнем дворе, как бы Глас Бога Всемогущего, когда Он говорит»), 19, 11:22.
- 8. «И поднял Давид глаза свои, и увидел Ангела Господня, стоящего между землею и небом, с обнаженным в руке его мечом, простертым на Иерусалим; и пал Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица свои».
- 9. «И увидел я другого ангела, летящего по середине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу».
- 10. Даты жизни: 160—после 220 гг.
- 11. «Всякий дух крылат, будь то ангел или демон» (лат.).
- 12. II. Рукописи 1 Еноха из Кумрана // Тантлевский И. Р. Книги Еноха. Сефер Йецира — Книга Созидания - М.: «Мосты культуры-Гешарим», 2002
- 13. Многочисленные фрагменты книги Юбилеев на еврейском языке были обнаружены в пещерах Кумрана.
- 14. Юбилей (Йовел; букв. «баран», «бараний рог»; тж. «звучание бараньего рога»). Постановления о Юбилейном годе зафиксированы в книгах Левита 25:8—55, 27:17—24 и Числ 36:4. Отметим, что в эпоху эллинизма и позднее в определенных кругах Юбилей рассматривался — вопреки прямому указанию Лев. 25:10—11 — как период времени, равный не 50, а 49 годам (или, точнее, 50-й год рассматривался как год, завершающий один Юбилей и одновременно начинающий новый пятидесятилетний цикл). В частности, этого воззрения, вероятно, придерживались ессеи-кумраниты, автор(ы) книги Юбилеев, также самаритяне, некоторые раббим (см. например, талмудические трактаты 'Арахин, 12b, Недарим, 61а [р. Иехуда]; ср. Седер 'Олам, 15). [50-летние Юбилеи обычно относятся в раввинистической литературе к периоду Первого Храма.]
- 15. Семилетие завершалось Субботним годом — «Суббота покоя для земли, Суббота Господня», — постановления о котором содержатся в текстах Левита 25:1—7, 18—22 (см., кроме того, 26:34—35), а также Исхода 23:10—11 и Второзакония 15:1—11.
- 16. X. Астрономическая книга Еноха и календарь кумранской общины // Тантлевский И. Р. Книги Еноха. Сефер Йецира — Книга Созидания - М.: «Мосты культуры-Гешарим», 2002