Третья книга Еноха («Еврейская книга Еноха», или «Книга Небесных Дворцов»)

Позднесредневековая еврейская книга Еноха была издана Г. Одебергом по рукописи первой половины XVI в. в 1928 г. Книга озаглавлена «Книга Еноха (изложенная) через рабби Ишмаила бен Елиша, первосвященника», в ней 48 глав. В предисловии повествуется, как рабби Ишмаил (пострадавший от римлян в годы Адриана) был поднят в своем видении на небеса, где получил от бога руководителя, «Метатрона», в лице Еноха. Поучения, услышанные рабби Ишмаилом от этого метатрона, и составляют главное содержание книги. Об этих поучениях говорится в гл. 3—16 и в гл. 48. В гл. 17—28 приводятся сведения из ангелологии, гл. 29—33 рассказывают о божественном суде, ежедневно осуществляемом над людьми, оставшиеся главы повествуют о «небесных тайнах», о созвездиях, о космических силах, о судьбе душ умерших людей и др.1

* * *

Написанная на иврите «Книга (небесных) Дворцов» — Сефер Хехалот — является одним из наиболее экспрессивных произведений еврейской мистики Меркавы — Божественной «Колесницы»-Трона — визионерского течения, восходящего в конечном счете к первой и десятой главам Книги пророка Иезекиила. Большинство трактатов этого направления относятся к литературе Хехалот, т. е. небесных «Дворцов» («Палат»), через которые проходит визионер и в седьмом и последнем из которых возвышается Трон Божьей Славы. «Книга небесных Дворцов» известна также под наименованиями «Главы (Учение) рабби Ишма"эла», «Книга Еноха, (записанная) рабби Ишма"элом, первосвященником»2, «Еврейская книга Еноха». В одной из рукописей текст глав 3-15 «Книги небесных Дворцов» назван «Восхождением Метатрона». X. Одеберг по совету P.  X. Чарльза предложил название «3 (Еврейский) Енох»3. Центральной фигурой рассматриваемого произведения — как и 1 (Эфиопского) Еноха и 2 (Славянского) Еноха — является праведник Енох (Ханох), вознесенный на небеса и преобразившийся там в Метатрона. Сам он повествует в «Книге небесных Дворцов»:

Когда Святой, будь Он Благословен, удалил меня от поколения Потопа, Он вознес меня на бурных крыльях Шехины на высшее небо и ввел меня в великие Дворцы на высоте тверди 'Аравот, где находится Трон Славы Шехины и Меркавы, когорт гнева, воинств ярости, огненных шин'анимов, пламенных керувимов, и горящих 'офаннимов, огненных слуг, вспыхивающих хашмаллимов и сверкающих серафимов. Он поставил меня там, чтобы служить (у) Трона Славы день за днем (гл.7).

Когда Святой, будь Он Благословен, взял меня, чтобы служить Трону Славы, колесам (галгаллим) Меркавы и всем потребностям Шехины, тотчас моя плоть превратилась в пламя, мои мускулы — в яркий огонь, мои кости — в можжевеловые уголья, мои ресницы — во вспышки молнии, мои глазные яблоки — в огненные факелы, волосы на моей голове — в горячие (языки) пламени, мои конечности — в горящие огнем крылья, а мое тело — в ярко пылающее пламя (15:1).

После этого небесного преображения Енох получает имя Метатрон. В еврейской традиции Метатрон предстает в двух различных «ипостасях»: 1) как небесный ангел, совечный миру или даже сотворенный прежде мироздания, как «князь мира»; 2) как Енох, вознесшийся на небеса и ставший Архангелом.4

* * *

«Книга небесных Дворцов» представляет собой изложение слов Архангела Метатрона о небесных реалиях, изреченных известному палестинскому законоучителю и ученому рабби Ишма"элу во время путешествия последнего на небеса. Известно, что исторический рабби Ишма"эл бен-'Элиша' умер незадолго до начала Второй Иудейской войны против Рима (132-135). Этот рабби выступает в качестве рассказчика и в ряде других произведений мистики Меркавы. Согласно «Книге небесных Дворцов», на небесах рабби Ишма"эл был удостоен видения Трона Славы Самого Господа Бога и Божественной Колесницы — Меркавы, получал откровения от Архангела Метатрона; ему были явлены чудеса вышнего мира5.

«Книга небесных Дворцов» может быть подразделена на четыре части6:

1) Главы 1-2: Вознесение рабби Ишма"эла на небеса. Господь Бог благосклонно принимает его и поручает Архангелу Метатрону — Своему вице-регенту — заботу о нем. Рабби удостоин присоединиться к рецитации ангелами, прислуживающими при Троне Славы, небесной Кедушши (Sanctus)7.

2) Главы 3-16: Вознесение Еноха. Метатрон сообщает рабби Ишма"элу, что является не кем иным, как Енохом, сыном Йареда (см. Быт. 5:18-24), которого Бог взял на небо и сделал Своим вице-регентом, стоящим выше всех ангелов. Метатрон сообщает, как и почему он был взят на небеса, подробно рассказывает о стадиях постепенной трансформации своих души и тела из человеческих в ангельские, описывает свои отличительные признаки и функции, осуществляемые им на небесах.

3) Главы 17-40: Небесное Семейство. Метатрон сообщает Ишма"элу об организации небесного мира, ангельской иерархии и деятельности небожителей, описывает судебное разбирательство на небесах и высший акт ангельской литургии — рецитацию небесной Кедушши.

4) Главы 41-48: Небесные видения Ишма"эла. Эти видения подразделяются на три категории: космологические, эсхатологические и психологические. (1) Рабби Ишма"элу были явлены космические буквы, с помощью которых был сотворен мир, а также вселенские «противоположности», такие, например, как огонь и вода, баланс между которыми поддерживается силой Божественных Имен. (2) Рабби Ишма"эл видит Занавесь (Паргод), висящую пред Ликом Бога; на этой Занавеси представлен весь ход человеческой истории, от Адама до прихода Мессии в Конце дней. Ишма"элу была явлена Десница Божия, которую Всевышний заложил назад, позади Трона Славы; в Установленный Срок Он распрямит ее для освобождения Израиля. (3) Ишма"элу также были явлены: души праведников, которые блаженствуют в Присутствии Бога; души нечестивцев и людей, находящихся в промежуточном состоянии между праведностью и нечестием, пребывающие в Шеоле; души патриархов, ходатайствующих за Израиль; души звезд; души ангелов, некорректно рецитировавших Кедушшу и посему изгнанных из Божественного Присутствия и пребывающих в заточении за огненными стенами8.

Время и место создания

В XIX-первой четверти XX вв. было принято считать, что «Книга небесных Дворцов» создана в эпоху Га'онов (VII— IX вв.). Однако, X. Одеберг полагал, что древнейший пласт материала в «Книге небесных Дворцов» — 9:2-13:2 — может быть датирован временем не позднее I в. до н. э.9 Основная же часть текста, гл. 3—48А, была, по его мнению, отредактирована во второй половине III в. н.э. И даже гл. 1—2, 15В, 22ВС и 48ВС — все доисламского происхождения. Г. Шолем и П. Александер датируют «Книгу небесных Дворцов» V—VI вв.10 (или даже несколько более поздним временем11), И. Гринфилд12 — VI—VII вв. Особняком стоит концепция Ж. Т. Милика, который полагает, что в своем первоначальном варианте «Книга небесных Дворцов» не могла возникнуть ранее IX—X вв., а ее большая часть была создана между XII и XV вв. в Западной Европе.13

В «Книге небесных Дворцов» можно, прежде всего, проследить две традиции — палестинскую и вавилонскую. Это произведение бесспорно основывается на палестинской апокалиптической традиции, касающейся Еноха (см. кумранские тексты енохического цикла). Что касается вавилонских параллелей к «Книге небесных Дворцов», то указывают, прежде всего, на такие обозначения Метатрона на магических чашах из Вавилонии как «Великий князь», «Великий князь Трона Бога», «Великий князь всего мира»; на одной из мандейских чаш упоминается «Метатрон... который служит перед Занавесью (prgwd')».14

* * *

Книга Небесных Дворцов

Перевод И. Р. Тантлевского, по изд.: И. Р. Тантлевский. Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 200715

 

  • 1. Н. А. Мещерский. К истории текста славянской книги Еноха / Византийский временник, том XXIV
  • 2. Так она озаглавлена в Оксфордской (Бодлейанской) рукописи.
  • 3. Odeberg H. 3 Enoch or The Hebrew Book of Enoch. Cambridge, 1928 (repr.: New York, 1973. Prolegomenon by J. C. Greenfield).
  • 4. И. Р. Тантлевский. Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007
  • 5. Ср. Вавилонский Талмуд, Берахот, 51а.
  • 6. Alexander P. S. 3 (Hebrew Apocalypse of) Enoch. P. 223.
  • 7. Гимн Святости Божьей — Свят, Свят, Свят, Господь воинств... (Яс. 6.3) — центральный акт небесного Богослужения в «Книге небесных Дворцов». В данном произведении Кедушша представляется в нескольких формах: см. (1) 22В:8; (2) 1:12, 20:2; (3) гл. 39—40, 48В:2.
  • 8. В Приложении к «Книге небесных Дворцов» приводятся переводы вариантных глав 15В, 22В-С, 48B-D.
  • 9. Odeberg H. 3 Enoch. Part. 1. P. 188.
  • 10. Jewish Gnosticism, Merkabah Mysticism and Talmudic Tradition. 2nd ed. New York, 1965. P. 8 и др.
  • 11. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. С. 81.
  • 12. Prolegomenon to: Я. Odeberg. 3 Enoch or The Hebrew Book of Enoch. P. XI.
  • 13. Александер, как представляется, убедительно опровергает гипотезу Ж. Т. Милика; см.: Alexander P. S. 3 (Hebrew Apocalypse of Enoch). P. 228.
  • 14. И. Р. Тантлевский. Мелхиседек и Метатрон в иудейской мистико-апокалиптической традиции. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007
  • 15. В настоящем переводе «Книги небесных Дворцов» учитываются варианты текста следующих рукописей: Ватиканской (Bibliotheca Apostolica Vaticana 228/4 (Assemanus)), главы 1—48A—D; Оксфордской (Bodleian Library 1656/2 (Neubauer)), главы 1—48A—D; Оксфордской (Bodleian Library 2257/4 (Neubauer)), главы 3—16; 22—24; 15В; 22В—С; Мюнхенской (Bayerische Staatsbibliothek 40/10 (Steinschneider)), главы 1—15; 23—48A—В; Римской (Bibliotheca Casanatense 180/5 (Sacerdote)), главы 1—15; 23—48A—В; Ватиканской (Bibliotheca Apostolica Vaticana 228/3 (Assemanus)), главы 48B—D. В расположении текста мы в основном следуем за: Alexander P. S. 3 (Hebrew Apocalypse of) Enoch. P. 223—315.