§ 10. Игра случая

В римском хорографическом трактате III в. н. э. утверждается: «В Сагарисе родится камень, который называют саморезом; ведь его находят с уже вырезанным на нем изображением Матери Богов. Найти его трудно, и если его найдет кто-нибудь из резчиков, то он не удивляется, но с радостью смотрит на чудесную находку» (Лжеплутарх. О реках. 12. 2). Если принять на веру это сообщение, то речь может идти об агате, пейзажном халцедоне. Эти камни с полным на то основанием воспринимались как «чудеса природы». Таких чудес мне видеть не приходилось. Могу сослаться лишь на цветные фотографии пейзажного известняка в альбоме «Минералы мира», их сопровождает такой комментарий: «Вкрапления железа или марганца иногда образуют в горных породах причудливые узоры. Их можно сравнить с фантастическим пейзажем японских художников»15. В коллекции Роже Кайуа хранилась яшма, которой продавец дал единственно возможное название «Солнцепоклонница», странное творение природы, геологическая головоломка, каменное наваждение, избавиться от него можно, лишь убедив себя в том, что все эти цветные пятна выстраиваются в картину, некогда уже созданную художником и случайно подсмотренную писателем[16].

Лжеплутарха современные исследователи обвиняют в беззастенчивом вымысле (вся его вина в том, что он не пересказывает древние мифы, а сочиняет новые, дополняя их рассказами о диковинных растениях и камнях). Сведения о камне с изображением Матери Богов, скорее всего, пародия на аналогичные сообщения, например, у Плиния: «Про паросские каменоломни рассказывают чудо: когда однажды рубщики выломали клиньями глыбу камня, с обратной стороны оказалось изображение силена»[17]. Цицерон к подобной истории отнесся скептически: «Произвольно брошенные на доску краски могут обрисовать черты человеческого лица. Но неужели ты считаешь, что и красоту Венеры Косской также можно получить произвольным разбрызгиванием красок? (...) Карнеад выдумал, что в хиосских каменоломнях обнаружили голову паниска. Верю, что нечто похожее нашли, но уж, наверно, не такое, чтобы его можно было признать творением Скопаса» (Цицерон. О дивинации. I. 23).

Загадка камней, в которых можно различить тот или иной сюжет, волновала, как я уже сказал, Роже Кайуа, рационалиста, ставшего мистиком. В эссэ «Миражи» он дает психологическую разгадку: «При созерцании картины, зрелища, да и любого объекта, представшего перед глазами, чаще, чем кажется, устанавливается компромисс между ощущением и тем, что привносят, дополняя и корректируя его, смутные воспоминания, мгновенные догадки ума или игра воображения. Даже фотография не составляет исключения. При малейшем озадачивающем отклонении требуется ключ, который придаст образу прочность, незыблемость. Достаточно, чтобы на снимке был изображен предмет, странный сам по себе или вследствие непривычного ракурса, в котором фотограф решил его показать, — и разум спешит заполнить образовавшуюся брешь, то есть подавить свое удивление. Моментально включается интерпретация — рассудочная или импульсивная, которая, впрочем, не столько угадывает, сколько пассивно чему-то поддается»[18]. Самым знаменитым в средиземноморской традиции является описанный Плинием Пирров агат, в котором распознают Аполлона, играющего на лире в окружении девяти муз со свойственными каждой из них атрибутами, попавших внутрь камня без какого-либо вмешательства искусства.

В срезах ландшафтного халцедона порой обнаруживаются удивительные картины. Именно об этом говорит Плиний: индийские агаты «воспроизводят облик рек, лесов, вьючных животных, а также колесницы, фигурки и убранство коней» (Плиний. XXXVII. 54). О природных изображениях на агате говорится в поэме Марбода Реннского, пересказывающего сведения Плиния:

Камень агат, как считают, впервые был обнаружен
На берегах той реки, что такое же носит названье.
Он, драгоценный такой, достигает брегов Сицилийских.
Пусть он и черен, однако в окружии белых полосок;
Камень, считают, с рожденья содержит различные виды:
Ибо поверхность его от природы имеет прожилки,
То очертанья царей, то богов представляя обличья.
Пирр, царь Эпира, носил агат, сообщают, на пальце, —
Плоскость его представляла всех муз девяти очертанья,
А в середине стоял Аполлон, на кифаре играя:
Дивно сказать, — то природы творение здесь, не искусства.
Камень, но схожий с кораллом, привозится с острова Крита;
Ярко-шафранные жилки поверхность его покрывают.
Яд скорпиона он гонит и тот, что вливает гадюка.
Инд порождает агат, представляющий разные виды:
То он являет листву, то свирепых зверей очертанья.

Марбод Реннский. Лапидарий. 2

Агат — название, прилагаемое к полосатым разновидностям халцедона, прослойки которого контрастны по цвету, например серо-голубые и белые. Различно окрашенные слои агата отличаются чрезвычайной нежностью и тонкостью узора. Как правило, этот минерал прозрачен. По характеру расположения различно окрашенных слоев и по образуемому ими узору различают несколько разновидностей агата. Ал-Бируни сообщает о редких агатах. «Говорит Наср: заменой ониксу служит жилковатый агат (му‘аррак). (...) Жилки его тонки, как волос; они смешанных цветов — черного, красного и белого; иногда на них встречаются рисунки деревьев и животных. И рассказывают об этой разновидности со слов торговцев драгоценностями (а я думаю, что рассказчик — ал-Кинди, который видел ее сам). Такое [смешение цветов] происходит потому, что камни этой разновидности составлены из однородного вещества различной окраски. [Отдельные слои] его соединены различными способами, как будто они были расположены [правильными] рядами, но затем не остались [в этом положении]. Их [как будто] мяли и растягивали, пока они не приняли вид и форму; и случается, что во время раскалывания и шлифовки в них обнаруживаются удивительные и неожиданные изображения» (ал-Бируни. Минералогия, с. 164).

В 1403 г. испанские послы, направлявшиеся ко двору Тимура, прибыли морем в Константинополь и удостоились чести увидеть святыни и церкви знаменитого города. В храме Св. Софии послам показали истинное чудо — каменную плиту с нерукотворным рисунком. Вот какое впечатление она произвела на Руи Гонсалеса де Клавихо: «Верхние хоры и их своды покрыты мозаикой, очень красивой и искусной. На одной из стен этих ходов, как поднимаешься наверх, прямо слева, вделана в стену между других огромная белая плита, на которой сами по себе, без участия живописца или ваятеля, появились изображения [с одной стороны] пресвятой девы Марии с Господом нашим Иисусом Христом на святых руках и с другой — преславного Предтечи его, святого Иоанна Крестителя; а эти изображения, как я уже сказал, не были ни нарисованы, ни написаны какой-либо краской, ни высечены, а сделались сами по себе, так как сам камень родился таким, со знаками и прожилками, которые хорошо видны, и сами собой образовались на нем эти изображения. Говорят, что когда этот камень был обработан и привезен, чтобы быть поставленным в этом священном месте, то заметили на нем эти удивительные святые изображения. И увидев это таинственное и великое чудо, привезли этот камень сюда, так как эта церковь должна была быть главной в городе. Эти изображения казались как бы подернутыми слабой дымкой, подобной легкому покрывалу, при ясном небе среди облаков. И это тем более удивительно, что представляется чем-то возвышенным, что Господь Бог хотел показать» (Руи Гонсалес де Клавихо, с. 39-40).

Странно, что никто из современников Руи Гонсалеса де Клавихо не перепроверил сведений об удивительном изображении. И почему на эту тему молчат другие паломники?

В книге турецкого архитектора и любителя древностей Джелал Ассад-бея (1907), посвященной памятникам Константинополя, при описании собора Св. Софии затрагивается интересующая нас тема: «Нартекс (сводчатая галерея) имел 60 метров длины и 10 ширины. Стены его были украшены, как и внутренности корабля, разноцветным мрамором с симметрично разбросанными по нему пятнами. Благодаря этому казалось, что мрамор был из одной глыбы, и это представляло декоративный рисунок поразительной красоты. Антониадис в недавно напечатанном интересном труде о Св. Софии доказывает, что, будучи несколько мистически настроенным, можно найти там лики и изображения святых»[19]. Видимо, испанский посол и был таким зрителем.

(На сенсорных экранах страницы можно листать)