§ 7. Послания исчезнувшей цивилизации

Несколько историй из занимательного сборника рассказов Абу Али ал-Мухассина ат-Танухи (940-994) показывают, как его современники воспринимали древние памятники Междуречья. Нас же интересует, какие ощущения испытывал в этом культурном ландшафте средневековый человек? Отрицать психологическое воздействие исторических декораций невозможно. Забвение, царившее в этих местах, дразнило воображение. Пространство исчезнувшей цивилизации превратилось в пространство чудес. Камни и скульптуры, покрытые забытыми письменами, на взгляд средневековых обитателей Междуречья, были талисманами.

«Некоторые из удивительных достопримечательностей и чудес света находятся в Васитском Саваде. Эту историю мне рассказывали многие люди, в том числе и человек, известный под именем Ибн ас-Саррадж, а также Мухаммад ибн Абдаллах ибн Мухаммад ибн Сахль ибн Хамид ал-Васити, чей дед Абу Бакр Мухаммад ибн Сахль был одним из самых почтенных людей в Басите, а потом многие годы занимал там пост судьи. После того как я записал этот рассказ, Мухаммад ибн Абдаллах заверил правильность записанного, поставив свою подпись.

— На расстоянии одного фарсаха с небольшим от Русафы на реке ал-Маймун есть селение набатейцев или иранцев, известное под названием Джиза. Люди говорили, что в нем сохранились руины древнего строения из известняка и гипса, а среди них купол, как у храма, и огромная статуя человека из гладкого черного камня, которую жители тех мест знают под именем Абу Исхак, потому что всякий раз, когда какой-нибудь силач пытался сдвинуть ее с места, он всегда оказывался поверженным, а кости его — переломаны. Одни погибли, другие стали калеками. Люди утверждают, что они слышали это имя еще от стариков. Селение это разрушено, и в нем нет никаких признаков жизни. Некто по имени ал-Джаланди, поставленный халифом ал-Мамуном для охраны дороги, взялся передвинуть этот камень. Он перевязал статую веревками, и быки оттащили ее в пустыню. Это было вечером. А когда наутро он вернулся туда, оказалось, что статуя отдалилась от того места, где он ее оставил накануне, и приблизилась к своему прежнему месту. Ал-Джаланди оставил статую там и ушел. Потом еще один человек из Русафы оттащил ее, наняв для этого носильщиков, которые поочередно волокли ее, и доставил статую в Русафу. Но жители тех мест, где она всегда стояла, пришли и стали кричать и шуметь: „Мы привыкли к ней. Ночами мы ищем возле нее приюта, и нам хорошо возле нее: дикие звери не тревожат нас, потому что не смеют приблизиться к тем, кому она дает приют". И ее с большим трудом оттащили на прежнее место. А на груди, на спине и на плечах этой статуи были древние надписи неведомыми буквами.

В этой же местности есть селение, которое называется Ка- сабат Нахр ал-Фадль, а настоящее его название — Талль Хавар. Примерно в двух фарсахах от него находится холм, именуемый Талль Риха. Это древний город, в котором есть много остатков старины, и среди них огромный квадратный камень, длиной в девять локтей, похожий на трон. Большая часть его вросла в землю. На нем есть изображения и надписи. Владелец Талль Хавара Ахмад ибн Хакан хотел откопать этот камень и посмотреть, что под ним. Стали откапывать — но ничего не получилось, потому что по мере того, как копали вокруг камня, он все глубже уходил в землю. Видя, что все его усилия ни к чему не ведут, Ахмад ибн Хакан оставил камень в покое» (ат-Танухи, с. 258-260).

Сны забытой цивилизации перетекли в сны людей, волей случая ставших наследниками чужих сокровищ.

(На сенсорных экранах страницы можно листать)