Джордано Бруно и инквизиция

По изд.: Джордано Бруно и инквизиция. (К 350-летию со дня сожжения Джордано Бруно римской инквизицией). Протоколы процесса Джордано Бруно в венецианской инквизиции. Документы о выдаче Джордано Бруно римской инквизиции и о его сожжении // Вопросы истории религии и атеизма, Вып. I. 1950.
Текст и перевод: Рожицын В. С.

ДЖОРДАНО БРУНО И ИНКВИЗИЦИЯ
(К 350-летию со дня сожжения Джордано Бруно римской инквизицией)

Протоколы процесса Джордано Бруно в венецианской инквизиции
Документы о выдаче Джордано Бруно римской инквизиции и о его сожжении

ОТ РЕДАКЦИИ

В феврале 1950 г. исполнилось 350 лет со дня сожжения в Риме по приговору инквизиции католической церкви и по повелению главы этой церкви, папы Климента VIII, философа-материалиста и борца против религии и церкви Джордано Бруно.

Джордано Бруно (1548-1600) — один из замечательных передовых мыслителей, замученных католической церковью, один из тех людей эпохи Возрождения, которых Энгельс называл “гигантами учености, духа и характера”. Его произведения — “О бесконечности, вселенной и мирах”, “О причине, начале и едином”, “Изгнание торжествующего зверя”, “Пир на пепле”, “Тайна Пегаса”, “О безмерном и бесчисленном”, “О героическом восторге” и другие — занимают выдающееся место в истории материализма и атеизма, в критике церковно-феодальной идеологии.

Философия Бруно построена на ясно выраженных материалистических принципах, для которых пантеистическая терминология служит только внешней оболочкой. “Животные и растения суть живые произведения природы, а сама природа есть... не что иное, как бог в вещах”1, — заявляет мыслитель, тем самым отвергая дуализм духа и материи. Для него существует лишь единая материальная субстанция, являющаяся основою действительности, “развертывающая то, что содержит в себе свернутым”. Материя, пишет Бруно, “должна быть названа божественной вещью и наилучшей родительницей, породительницей и матерью естественных вещей, а также всей природы в субстанции”2. Отвергая религиозное учение о личном бессмертии, Бруно полагает всякую материю одушевленной и по сути дела отрицает существование [328] особого от материи духовного начала. Философская концепция Бруно содержит ряд диалектических положений.

Наиболее ярко проявились материализм и атеизм Бруно в его учении о вселенной и мирах, являющемся стройным философским обобщением обоснованной Коперником гелиоцентрической идеи. Вселенная, согласно Бруно, едина, бесконечна и вечна. Все, что совершается,— совершается в ней. К вселенной неприложимы понятия начала и конца, ибо она обнимает все, что было, есть и будет. Она есть полное единство материи и формы. Вселенная, утверждает Бруно, “никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична и, следовательно, неподвижна. Она не движется в пространстве, ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем. Она не рождается, ибо нет другого бытия, которого она могла бы желать и ожидать, так как она обладает всем бытием. Она не уничтожается, ибо нет другой вещи, в которую она могла бы превратиться, так как она является всякой вещью. Она не может уменьшиться или увеличиться, так как она бесконечна”3.

Отвергая религиозное представление о боге-творце, находящимся над миром, Джордано Бруно подходит вплотную к пониманию природы как причины самой себя, к отождествлению ее с действующим началом, обусловливающим непрерывный процесс развития составляющих вселенную вещей.

Натурфилософия Бруно подрывала самые основы религиозного мировоззрения, производила ошеломляющее впечатление на фанатичных, косных и невежественных приверженцев, средневековых традиций, на “ученых” богословов — ревнителей христианского “благочестия”. Недаром он с горечью писал о себе: “...я измеряю поле природы, стараюсь пасти души, мечтаю обработать ум и исследую навыки интеллекта — вот почему кто на меня смотрит, тот угрожает мне,— кто наблюдает за мной, нападает на меня,— кто догоняет меня, кусает меня, кто меня хватает, пожирает меня”4. И в своих сочинениях и в пламенных речах на диспутах великий мыслитель высказал многое, чего церковь никак не могла ему простить.

Уже в ранней своей комедии “Подсвечник” Бруно высмеивал религиозное суеверие, тупоумие схоластов и педантов, которые, как он писал, “жуют доктрины, нюхают мнения, [329] выплевывают сентенции”. Не менее острым в этом плане является его диалог “Тайна Пегаса” и приложенный к нему диалог под названием “Киленский осел”. Но особо выдающееся место в истории атеистической мысли занимает принадлежащее перу Джордано Бруно “Изгнание торжествующего зверя”, где под маской обличения древних религий кроется весьма разносторонняя критика христианства и папства. Замечательны страницы этого диалога, вскрывающие абсурдность догмата о божьем промысле, высмеивающие учение о двойственной — божественной и человеческой — природе Христа, “вещь, которую не понять тем, у кого есть хоть крупица ума”. “Божественная миссия” Христа, выведенного под именем Ориона, выглядит в диалоге нелепой сказкой, породившей множество заблуждений и дорого обошедшейся человечеству.

Джордано Бруно горячо ненавидел церковь и ее служителей. Его суждения — о невежественных ли и алчных монахах или о самом папе римском — одинаково беспощадны. Он предлагал заставить духовенство работать, лишить его всех привилегий и богатств, пресечь экономическое могущество папства, секуляризовать церковные владения. Эти высказывания приводили в особую ярость католическую церковную знать и сыграли немалую роль в трагической судьбе философа. В своей критике религии и церкви Бруно одинаково отрицательно относился как к католичеству, так и к протестантизму, называя, например, кальвинистов “глупой сектой педантов”.

“Милосердная” папская церковь жестоко расправилась с этим замечательным мыслителем и борцом. Спасаясь от ее преследований, Бруно вынужден был скитаться по разным странам Европы. Преданный коварным образом в руки инквизиции, он во время длительного пребывания в руках тюремщиков-святош подвергался пыткам. И, тем не менее, инквизиторы не смогли сломить его духа. Тогда они сожгли “брата” Джордано Бруно на костре.

В 1603 г., через три года после чудовищной расправы с мыслителем, все без исключения его произведения были включены в папский Индекс запрещенных книг. Церковники всеми силами пытались и пытаются предать Джордано Бруно забвению. Реакционные буржуазные историки философии и поныне подвергают грубейшей фальсификации учение великого мыслителя-материалиста, объявляя его пантеистом и агностиком. Однако все ухищрения инквизиторов человеческой мысли остаются тщетными. “Смерть в одном столетии дарует жизнь во всех веках грядущих”,— восклицал Бруно, и эти слова с полным [330] правом можно отнести к нему самому. Имя его не изгладится в памяти прогрессивного человечества — оно навсегда останется в почетном списке борцов за освобождение людей от религиозных предрассудков.

Опираясь на марксистско-ленинскую методологию истории, на данный Энгельсом классический анализ эпохи и культуры Возрождения, советская наука, разоблачая идеалистическую фальсификацию творчества Джордано Бруно, впервые раскрывает подлинный облик великого итальянского мыслителя-материалиста и воинствующего атеиста, непримиримого борца против церкви и религиозного мракобесия.

В наши дни, когда Ватикан по указке американских империалистов активно участвует в походе мировой реакции против международного рабочего движения и СССР, против передовой науки, прикрывая эту антинародную свою деятельность лицемерными и лживыми уверениями о том, что он озабочен “спасением христианской цивилизации”, уместно напомнить, как под “флагом защиты христианства” римские папы на протяжении столетий совершали чудовищные преступления, одним из которых был позорный процесс и сожжение Джордано Бруно. “Святейшие отцы” и ныне мечтают о возрождении времен инквизиции. Выполняя директиву Ватикана, современные католические писатели всячески превозносят средневековье со всеми его институтами и прежде всего папство и католическую церковь. Они оправдывают преступления инквизиции, в том числе и сожжение ею Джордано Бруно. Отвечая современным католическим мракобесам, которые хотели бы память о Бруно стереть с лица земли, руководитель итальянских коммунистов товарищ Тольятти в своей статье “Бруно и мы” (“L'Unita” 1 октября 1950 г.) писал: мы почитаем Бруно потому, что — “он один из наших предшественников”.

Коммунисты являются идейными наследниками всего лучшего, что в прошлом дала прогрессивная человеческая мысль, которую так ненавидит империалистическая буржуазия.

Публикуемые ниже протоколы инквизиционного процесса Джордано Бруно являются ярким обвинительным актом против католической церкви и папства, выступающего, как и в прошлом, в авангарде самой махровой реакции.

Как известно, прежде чем попасть в руки римских инквизиторов, предавших его сожжению после восьмилетнего заключения, Джордано Бруно в 1592 г. находился под судом венецианской инквизиции. Протоколы венецианской инквизиции представляют большой интерес, так как в известной мере раскрывают содержание допросов Джордано Бруно и дают [331] представление о характере обвинений, предъявленных ему церковниками.

Открытые в Венеции во время революции 1848 г. Ц. Фукаром и впервые опубликованные в 1867 г. Д. Берти, эти протоколы до сих пор не были переведены на русский язык. Настоящая публикация является, таким образом, первым изданием на русском языке протоколов венецианской инквизиции, а также документов, касающихся выдачи по требованию папы Климента VIII Джордано Бруно римской инквизиции и его сожжения.

Перевод публикуемых материалов был выполнен умершим несколько лет назад советским исследователем жизни и деятельности Джордано Бруно — Валентином Сергеевичем Рожицыным. В. С. Рожицын (1888-1942) в период своей работы в Центральном антирелигиозном музее в Москве ряд лет посвятил изучению жизни и деятельности Джордано Бруно. Он написал труд о Джордано Бруно, оставшийся в рукописи, и подготовил к печати сборник материалов, озаглавленный “Джордано Бруно. Документы и свидетельства современников”, снабженный им обстоятельными комментариями и примечаниями. Печатаемые здесь материалы представляют собой часть этой последней работы В. С. Рожицына.

Ценность написанных В. С. Рожицыным комментариев заключается в том, что кроме необходимых фактических сведений о лицах и событиях, упоминаемых в публикуемых материалах, они, раскрывая действительное мировоззрение Джордано Бруно на основании выдержек из его произведений, расшифровывают подлинный смысл сообщаемых протоколами его ответов инквизиторам, подчас скрытый за туманными формулировками, к которым вынужден был прибегать Джордано Бруно в тяжелых условиях инквизиторских допросов.

Этим самым комментарии дают читателю представление о том колоссальном напряжении мысли, которое выдерживал Джордано Бруно во время допросов, и той титанической борьбе, которую он вел со своими палачами.

Автор комментариев с полным основанием высказывает предположение о том, что данные протоколы суда над Джордано Бруно местами фальсифицированы. Это, в частности, относится к той их части, где Джордано Бруно представлен “кающимся грешником”.

Если бы Джордано Бруно “покаялся”, то есть отказался от своих убеждений перед судом инквизиции в Венеции, как об этом сообщают заключительные строки протоколов, то инквизиция не мучила бы его после этого восемь лет в своих [332] римских застенках и не вынесла бы ему приговора, объявляющего его “нераскаянным, упорными непреклонным еретиком”.

Комментарии В. С. Рожицына ценны также и тем, что в них приводятся отрывки из еще неопубликованных на русском языке произведений Джордано Бруно. Комментарии даются в сокращенном виде.

Настоящую работу подготовили к печати Л. Н. Лазаревич и М. М. Шейнман.

Сличение переводов публикуемых документов с итальянскими изданиями их, а также редактирование приводимых в комментариях переводов выдержек из латинских и итальянских сочинений Джордано Бруно проведено проф. В. П. Зубовым.

Настоящая публикация основана на следующих источниках:

  1. D. Berti. Giordano Bruno da Nola, sua vita e sua dottrina, Torino...1889.
  2. V. Spampanato. Vita di Giordano Bruno. Con documenti editi e inediti, .Messina, 1921.
  3. V. Spampanato. Documenti della vita di Giordano Bruno, Firenze, 1933.
  4. Nuovi documenti del processo di Giordano Bruno, “Giornale critico della filosofia italiana”, v. VI, Messina (1925), p. 121-139.

Сочинения Джордано Бруно цитируются по двум изданиям:

  1. Латинские соч. — Jordanus Brunus. Opera latine conscripta, Neapoli (et Florentiae), 1879 и сл. (в комментариях “лат. соч.”)
  2. Итальянские соч.— Giordano Bruno. Opere italiane, t. I-III, Bari, 1923-1927 (в комментариях “ит. соч.”5).
  • 1. Джордано Бpуно. Изгнание торжествующего зверя M. 1914 стр. 162.
  • 2. Джордано Бруно. Диалоги, 1949, стр. 267.
  • 3. Джордано Бpуно. Диалоги, 1949, стр. 273.
  • 4. Там же, стр. 297.
  • 5. Уже после того, как настоящая работа была подготовлена к печати, вышло советское издание некоторых итальянских сочинений Джордано Бруно, в которое из числа цитируемых в комментариях произведении вошли “Пир на пепле”, “О причине, начале и едином” “О бесконечности, вселенной и мирах” (см. Джордано Бруно “Диалоги”, Госполитиздат, 1949).