Фотий. Мириобиблион (Библиотека)

Среди наиболее изучаемых византийских интеллектуалов особое место занимает жизнь и деятельность философа и гуманиста, профессора и госсекретаря Фотия (ок. 815-891), впоследствии патриарха Константинопольского (858-867 и 878-886).

Фотий родился в начале IX века в Константинополе, семья его отличалась знатностью, благочестием и образованностью: отец, спафарий Сергий, приходился племянником восстановителю иконопочитания на VII Вселенском Соборе константинопольскому патриарху Тарасию (784-806), а брат матери, Ирины, был мужем Марии, сестры августы Феодоры. Во время гонений против иконопочитателей при императоре Феофиле (829-842) отец Фотия был осужден, имущество было конфисковано, вся семья была анафематствована и отправлена в ссылку (ок. 832/833 гг.). Впрочем, и в изгнании у родителей Фотия было достаточно средств, чтобы дать ему и его братьям (Сергию и Тарасию) приличное образование. Из–за тягот гонений Сергий и Ирина прожили недолго. После смерти их стали почитать исповедниками — в Византийском синаксаре их память отмечается 13 мая. После воцарения малолетнего Михаила III и его матери Феодоры (842 г.) Фотий с братьями вернулся в столицу, им было возвращено конфискованное имущество, а анафемы были сняты. Он начал преподавательскую деятельность в Константинопольском университете. Среди его учеников были просветитель славян св. Константин—Кирилл и известный богослов и писатель Арефа Кесарийский. Вскоре Фотий и его братья были удостоены высоких придворных чинов: Тарасий стал патрикием, Сергий и Константин — протоспафариями, сам Фотий в чине протоспафария занял важную должность протоасикрита — начальника императорской канцелярии. В 845 или 855 г. Фотий участвовал в посольстве к арабскому халифу Аль Муттаваккилу, отправляясь в которое он составил послание своему брату Тарасию, впоследствии ставшее знаменитым как «Мириобиблион», или «Библиотека» — более или менее подробное описание прочитанных им книг.

Появление «Библиотеки» в IX веке не было случайностью. Это время известно возрождением интереса к классической древности, расцветом науки, литературы и просвещения, энциклопедическими сборниками и ученым коллекционированием.

Сочинение Фотия сохранилось в разных списках и дожило до времени книгопечатания — в 1601 году его издал Д. Хёшель (David Höschel) в Аугсбурге, оно переиздавалось в 1643 году, а в 1824-25 в Берлине И. Беккер издал выверенную версию «Библиотеки». Что касается манускриптов, их датирование идет с X по XVI век (Martini E., Textgeschichte der Bibliotheke des Patriarchen Photios von Konstantinopel; Erster Teil: Die Handschriften, Ausgaben und Uebertrgungen, Leipzig, 1911). Интересно, что два манускрипта «Библиотеки» Фотия были переданы в Венецианскую Республику кардиналом Виссарионом Никейским в 1468 году в составе собрания из 482 книг, и теперь они хранятся в Biblioteca Marciana (Венеция). В одной из них (Marc. gr. 450, Codex A) сочинение Фотия носит название «Опись и перечисление прочитанных нами книг».

Наиболее полное комментированное издание «Библиотеки» Фотия было осуществлено французским ученым Р. Анри. Он выпустил 8 томов Библиотеки — на греческом и французском языках — с 1959 по 1977 год. А в 1991 году в качестве 9 тома Ж. Шамп издал Индекс к Библиотеке. Если говорить о составе восьми томов, «записи» Фотия — в науке они именуются кодексами (codex, сокращенно cod.) — в них распределены следующим образом: 1 том — 1-83; 2 том — 84-185; 3 том — 186-222; 4 том — 223-229; 5 том — 230-241; 6 том — 242 -245; 7 том — 246-256; 8 том — 257-280. Все 9 томов были переизданы вторым тиражом в 2003 году.

«Библиотека» состоит из 279 (или по другой версии 280) глав — традиционное название каждой главы — «кодекс» (codex). Кодекс представляет собой небольшой очерк, излагающий содержание какого–нибудь произведения, иногда — нескольких произведений и/или дающий краткую характеристику творчества какого–нибудь автора в целом. Библиотека охватывает широкий круг древнегреческих и византийских авторов — хронологически от V в. до н. э. (историк Геродот) до IX в. н. э. (византийский хронист Сергий Исповедник). Аннотируемые сочинения — по большей части прозаические — по тематике весьма разнообразны (среди них 158 церковных и 122 светских автора). Фотий игнорировал в своих аннотациях школьные тексты, — а в программу тогда входили именно поэты и классики философии (Платон и Аристотель). В некоторых кодексах даны также сведения об авторах, и зачастую приводятся критические оценки их произведений. Кроме того, нужно отметить, что около 60 светских и около 100 церковных сочинений, упомянутых в «Библиотеке» считаются ныне полностью или частично утерянными (например, сочинения Энесидема, Гегезиппa, Гиерокла, Геласия Кизического, Ипполита Римского, Ктесия, Диодора, Дионисия Галикарнасского, Юста Тивериадского, Диона Кассия[, «Биб­лио­те­ка» Апол­ло­до­ра] и др.) — этот факт делает труд Фотия особенно ценным для истории многих научных дисциплин.

Тематический состав «Библиотеки» выглядит так:
Теология: cod. 1-2, 5-13, 25-26, 32, 38, 43, 51, 86, 106, 109, 110-114, 116, 125-126, 139, 141-144, 168, 170-174, 183-184, 191-207, 207, 222, 228-237, 240, 270-277;
Философия: cod. 39, 44, 48, 151, 154-156, 181, 187, 212, 214, 215, 223, 241-242, 247-249, 251, 278;
Полемические труды богословско–философского характера: cod. 4, 14, 21-24, 45-46, 49-50, 55-56, 75, 81, 85, 95, 102, 104-105, 107-108, 115, 117-118, 120-123, 130, 136-138, 140, 162, 169, 176-177, 179, 182, 208, 225-227, 280;
Риторика: cod. 61, 74, 90, 100-101, 132-135, 158-160, 165, 185, 209, 211, 243, 259-268;
Филология: cod. 73, 87, 94, 128-129, 145-150, 152-153, 157, 161, 239, 245-246, 279;
Деяния Соборов: cod.15-20, 52-54, 59, 88;
Церковная история: cod. 27-31, 40-42, 89;
Историография: cod. 3, 33-35, 47, 57-58, 60, 62-72, 76-80, 82-84, 91-93, 97-99, 127, 131, 175, 213, 224, 238, 244, 250;
Патристика: cod. 96, 119, 252, 256-258, 269;
Мартиролог: 253-255;
Мифология: cod. 180, 186, 188-190;
Политика: cod. 37, 103;
Медицина: cod. 163-164, 178, 216-221;
Топография: cod. 36;
Зоология: cod. 278;
Разное: cod. 124, 166-167.

Нужно отметить, что по количеству кодексов «Библиотека» состоит на 56,4% из христианских и на 43,6% – из светских произведений. А по реальному объему (количеству страниц) наоборот, только на 42% из христианских и на 58% из светских текстов. Иными словами, из 168 авторов «Библиотеки» — 99 светских.1

***

Имеющиеся русские переводы отдельных кодексов и фрагментов:

  Вступление
cod. 3 Ноннос. История
cod. 26 Синесий, епископ Кирены. "О промысле и о прочем"
cod. 33 Юст из Тибериады. Хроника царей иудейских
cod. 34 Юлий Африкан. История
cod. 35 Филипп из Сиде. Христианская история.
cod. 36 Косьма Индикоплов, Христианская топография
cod. 41 Иоанн Эгский. Церковная история.
cod. 42 Василий Киликийский. Церковная История.
cod. 44 Филострат, Жизнь Аполлония Тианского
cod. 47 Иосиф Флавий, Иудейская война
cod. 48 Иосиф Флавий. О Вселенной
cod. 52 Постановления собора в Сиде против мессалиан
cod. 57 Аппиан. Римская история
cod. 58 Арриан Парфика
cod. 60 Геродот. История
cod. 61 Эсхин. Против Тимарха, О фальшивом посольстве, Против Ктесифона
cod. 62 Праксагор Афинский. История Константина Великого.
cod. 63 Прокопий. История
cod. 64 Феофан Византиец. История
cod. 65 Феофилакт Симокатта. История
cod. 66 Никифор, Историческая Эпитома
cod. 67 Сергий Исповедник. История
cod. 68 Кефалион. Эпитомы истории.
cod. 69 Гесихий Иллюстрий. История.
cod. 70 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
cod. 71 Дион Кассий, История
cod. 72 Ктесий Книдский. Персика
cod. 72 Ктесий Книдский. Индика
cod. 73 Гелиодор. Эфиопика
cod. 74 Фемистий, Политически Речи. Лесбонакх, Выступления
cod. 76 Иосиф Флавий, Иудейские древности
cod. 77 Евнапий. Хроника
cod. 78 Малх. История Византии
cod. 79 Кандид. История
cod. 80 Олимпиодор из Фив. История
cod. 81 Теодор из Мопсуесты, О магии и в чем она отличается от христианства
cod. 82 Дексипп. История
cod. 83 Дионисий Галикарнасский. Римские Древности.  
cod. 84 Дионисий Галикарнасский. Извлечение.
cod. 85 Гераклиан, Против манихеев
cod. 86 Хрисостом, Письма
cod. 87 Ахилл Татий, Приключения Клитофона и Левкиппы
cod. 90 Речи и письма софиста Либания
cod. 91 Арриан О царствовании Александра
cod. 92 Арриан. О событиях после Александра
cod. 93 Арриан. Вифиника
cod. 94 Ямвлих. Вавилонская повесть
cod. 97 Флегонт из Тралл. Хронология и список олимпийских победителей
cod. 98 Зосим. История  
cod. 99 Геродиан. История
cod. 116 Аноним. Третий том на праздник Святой Пасхи, в восьми книгах
cod. 127 Евсевий, Жизнь Константина
cod. 128 Различные сочинения Лукиана
cod. 129 Луций из Патр. Метаморфозы
cod. 130 Дамаский
cod. 131 Аминтиний. Об Александре.
cod. 145 Элладий. Лексикон.
cod. 146-157 Лексиконы
cod. 158 Фриних Аравийский. Инструменты риторики.
cod. 159 Исократ, Речи, письма
cod. 160 Хорикий. Декламации  
cod. 161 Сопатер. Различные извлечения
cod. 163 Винданий Анатолий из Берит, Собрание Сельскохозяйственных Заповедей
cod. 164 Гален. О медицинских школах
cod. 165 Гимерий, Декламации
cod. 166 Антоний Диоген. Невероятные приключения по ту сторону Фулы
cod. 167 Иоанн Стобей. Антология
cod. 175 Памфилия. Разнообразные исторические заметки
cod. 176 Феопомп
cod. 178 Диоскорид. О веществах
cod. 186 Конон. Повествования
cod. 188 Александр из Минда, Собрание Чудес — Протагор, Всемирная География
cod. 189 Сотион из Александрии, Удивительные рассказы о воде - Николай из Дамаска, Странные обычаи - Акесторид, Городские басни
cod. 190 Птолемей Хенн. Новая история для многознающих
cod. 213 Агатархид. О красном море
cod. 214 Гиерокл, О промысле и судьбе
cod. 216 Орибазий, Эпитома произведений Галена.
cod. 217 Орибазий, Медицинский сборник.
cod. 218 Орибазий. Эпитома медицинского сборника
cod. 219 Орибазий. Эйфория
cod. 220 Теон Александрийский. Человек.
cod. 224 Мемнон. О Гераклее
cod. 227 Евлогий Александрийский. Против феодосиан и гаинитян
cod. 229 Ефрем Антиохийский. Четыре книги
cod. 238 Иосиф Флавий. Иудейские древности
cod. 241 Филострат. Жизнь Аполлония Тианского
cod. 244 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
cod. 245 Плутарх. Сравнительные жизнеописания
cod. 249 Аноним. Жизнь Пифагора.
cod. 250 Агатархид. О Красном море.
cod. 259 Антифон, Речи
cod. 260 Исократ
cod. 261 Андокид
cod. 262 Лисий
cod. 263 Исей
cod. 264 Эсхин
cod. 265 Демосфен. Речи
cod. 266 Гиперид
cod. 267 Динарх
cod. 268 Ликург
  • 1. Из статьи: Иванов И. А. «Мириобиблион» Фотия как источник по истории философии // Вестник ИНЖЭКОНА. Вып. 4 (55). СПб., СПбГИЭУ, 2012.
Теги: