Фотий. Мириобиблион (Библиотека)
Среди наиболее изучаемых византийских интеллектуалов особое место занимает жизнь и деятельность философа и гуманиста, профессора и госсекретаря Фотия (ок. 815-891), впоследствии патриарха Константинопольского (858-867 и 878-886).
Фотий родился в начале IX века в Константинополе, семья его отличалась знатностью, благочестием и образованностью: отец, спафарий Сергий, приходился племянником восстановителю иконопочитания на VII Вселенском Соборе константинопольскому патриарху Тарасию (784-806), а брат матери, Ирины, был мужем Марии, сестры августы Феодоры. Во время гонений против иконопочитателей при императоре Феофиле (829-842) отец Фотия был осужден, имущество было конфисковано, вся семья была анафематствована и отправлена в ссылку (ок. 832/833 гг.). Впрочем, и в изгнании у родителей Фотия было достаточно средств, чтобы дать ему и его братьям (Сергию и Тарасию) приличное образование. Из–за тягот гонений Сергий и Ирина прожили недолго. После смерти их стали почитать исповедниками — в Византийском синаксаре их память отмечается 13 мая. После воцарения малолетнего Михаила III и его матери Феодоры (842 г.) Фотий с братьями вернулся в столицу, им было возвращено конфискованное имущество, а анафемы были сняты. Он начал преподавательскую деятельность в Константинопольском университете. Среди его учеников были просветитель славян св. Константин—Кирилл и известный богослов и писатель Арефа Кесарийский. Вскоре Фотий и его братья были удостоены высоких придворных чинов: Тарасий стал патрикием, Сергий и Константин — протоспафариями, сам Фотий в чине протоспафария занял важную должность протоасикрита — начальника императорской канцелярии. В 845 или 855 г. Фотий участвовал в посольстве к арабскому халифу Аль Муттаваккилу, отправляясь в которое он составил послание своему брату Тарасию, впоследствии ставшее знаменитым как «Мириобиблион», или «Библиотека» — более или менее подробное описание прочитанных им книг.
Появление «Библиотеки» в IX веке не было случайностью. Это время известно возрождением интереса к классической древности, расцветом науки, литературы и просвещения, энциклопедическими сборниками и ученым коллекционированием.
Сочинение Фотия сохранилось в разных списках и дожило до времени книгопечатания — в 1601 году его издал Д. Хёшель (David Höschel) в Аугсбурге, оно переиздавалось в 1643 году, а в 1824-25 в Берлине И. Беккер издал выверенную версию «Библиотеки». Что касается манускриптов, их датирование идет с X по XVI век (Martini E., Textgeschichte der Bibliotheke des Patriarchen Photios von Konstantinopel; Erster Teil: Die Handschriften, Ausgaben und Uebertrgungen, Leipzig, 1911). Интересно, что два манускрипта «Библиотеки» Фотия были переданы в Венецианскую Республику кардиналом Виссарионом Никейским в 1468 году в составе собрания из 482 книг, и теперь они хранятся в Biblioteca Marciana (Венеция). В одной из них (Marc. gr. 450, Codex A) сочинение Фотия носит название «Опись и перечисление прочитанных нами книг».
Наиболее полное комментированное издание «Библиотеки» Фотия было осуществлено французским ученым Р. Анри. Он выпустил 8 томов Библиотеки — на греческом и французском языках — с 1959 по 1977 год. А в 1991 году в качестве 9 тома Ж. Шамп издал Индекс к Библиотеке. Если говорить о составе восьми томов, «записи» Фотия — в науке они именуются кодексами (codex, сокращенно cod.) — в них распределены следующим образом: 1 том — 1-83; 2 том — 84-185; 3 том — 186-222; 4 том — 223-229; 5 том — 230-241; 6 том — 242 -245; 7 том — 246-256; 8 том — 257-280. Все 9 томов были переизданы вторым тиражом в 2003 году.
«Библиотека» состоит из 279 (или по другой версии 280) глав — традиционное название каждой главы — «кодекс» (codex). Кодекс представляет собой небольшой очерк, излагающий содержание какого–нибудь произведения, иногда — нескольких произведений и/или дающий краткую характеристику творчества какого–нибудь автора в целом. Библиотека охватывает широкий круг древнегреческих и византийских авторов — хронологически от V в. до н. э. (историк Геродот) до IX в. н. э. (византийский хронист Сергий Исповедник). Аннотируемые сочинения — по большей части прозаические — по тематике весьма разнообразны (среди них 158 церковных и 122 светских автора). Фотий игнорировал в своих аннотациях школьные тексты, — а в программу тогда входили именно поэты и классики философии (Платон и Аристотель). В некоторых кодексах даны также сведения об авторах, и зачастую приводятся критические оценки их произведений. Кроме того, нужно отметить, что около 60 светских и около 100 церковных сочинений, упомянутых в «Библиотеке» считаются ныне полностью или частично утерянными (например, сочинения Энесидема, Гегезиппa, Гиерокла, Геласия Кизического, Ипполита Римского, Ктесия, Диодора, Дионисия Галикарнасского, Юста Тивериадского, Диона Кассия[, «Библиотека» Аполлодора] и др.) — этот факт делает труд Фотия особенно ценным для истории многих научных дисциплин.
Тематический состав «Библиотеки» выглядит так:
Теология: cod. 1-2, 5-13, 25-26, 32, 38, 43, 51, 86, 106, 109, 110-114, 116, 125-126, 139, 141-144, 168, 170-174, 183-184, 191-207, 207, 222, 228-237, 240, 270-277;
Философия: cod. 39, 44, 48, 151, 154-156, 181, 187, 212, 214, 215, 223, 241-242, 247-249, 251, 278;
Полемические труды богословско–философского характера: cod. 4, 14, 21-24, 45-46, 49-50, 55-56, 75, 81, 85, 95, 102, 104-105, 107-108, 115, 117-118, 120-123, 130, 136-138, 140, 162, 169, 176-177, 179, 182, 208, 225-227, 280;
Риторика: cod. 61, 74, 90, 100-101, 132-135, 158-160, 165, 185, 209, 211, 243, 259-268;
Филология: cod. 73, 87, 94, 128-129, 145-150, 152-153, 157, 161, 239, 245-246, 279;
Деяния Соборов: cod.15-20, 52-54, 59, 88;
Церковная история: cod. 27-31, 40-42, 89;
Историография: cod. 3, 33-35, 47, 57-58, 60, 62-72, 76-80, 82-84, 91-93, 97-99, 127, 131, 175, 213, 224, 238, 244, 250;
Патристика: cod. 96, 119, 252, 256-258, 269;
Мартиролог: 253-255;
Мифология: cod. 180, 186, 188-190;
Политика: cod. 37, 103;
Медицина: cod. 163-164, 178, 216-221;
Топография: cod. 36;
Зоология: cod. 278;
Разное: cod. 124, 166-167.
Нужно отметить, что по количеству кодексов «Библиотека» состоит на 56,4% из христианских и на 43,6% – из светских произведений. А по реальному объему (количеству страниц) наоборот, только на 42% из христианских и на 58% из светских текстов. Иными словами, из 168 авторов «Библиотеки» — 99 светских.1
***
Имеющиеся русские переводы отдельных кодексов и фрагментов:
Вступление | ||
cod. 3 | Ноннос. История | |
cod. 26 | Синесий, епископ Кирены. "О промысле и о прочем" | |
cod. 33 | Юст из Тибериады. Хроника царей иудейских | |
cod. 34 | Юлий Африкан. История | |
cod. 35 | Филипп из Сиде. Христианская история. | |
cod. 36 | Косьма Индикоплов, Христианская топография | |
cod. 41 | Иоанн Эгский. Церковная история. | |
cod. 42 | Василий Киликийский. Церковная История. | |
cod. 44 | Филострат, Жизнь Аполлония Тианского | |
cod. 47 | Иосиф Флавий, Иудейская война | |
cod. 48 | Иосиф Флавий. О Вселенной | |
cod. 52 | Постановления собора в Сиде против мессалиан | |
cod. 57 | Аппиан. Римская история | |
cod. 58 | Арриан Парфика | |
cod. 60 | Геродот. История | |
cod. 61 | Эсхин. Против Тимарха, О фальшивом посольстве, Против Ктесифона | |
cod. 62 | Праксагор Афинский. История Константина Великого. | |
cod. 63 | Прокопий. История | |
cod. 64 | Феофан Византиец. История | |
cod. 65 | Феофилакт Симокатта. История | |
cod. 66 | Никифор, Историческая Эпитома | |
cod. 67 | Сергий Исповедник. История | |
cod. 68 | Кефалион. Эпитомы истории. | |
cod. 69 | Гесихий Иллюстрий. История. | |
cod. 70 | Диодор Сицилийский. Историческая библиотека | |
cod. 71 | Дион Кассий, История | |
cod. 72 | Ктесий Книдский. Персика | |
cod. 72 | Ктесий Книдский. Индика | |
cod. 73 | Гелиодор. Эфиопика | |
cod. 74 | Фемистий, Политически Речи. Лесбонакх, Выступления | |
cod. 76 | Иосиф Флавий, Иудейские древности | |
cod. 77 | Евнапий. Хроника | |
cod. 78 | Малх. История Византии | |
cod. 79 | Кандид. История | |
cod. 80 | Олимпиодор из Фив. История | |
cod. 81 | Теодор из Мопсуесты, О магии и в чем она отличается от христианства | |
cod. 82 | Дексипп. История | |
cod. 83 | Дионисий Галикарнасский. Римские Древности. | |
cod. 84 | Дионисий Галикарнасский. Извлечение. | |
cod. 85 | Гераклиан, Против манихеев | |
cod. 86 | Хрисостом, Письма | |
cod. 87 | Ахилл Татий, Приключения Клитофона и Левкиппы | |
cod. 90 | Речи и письма софиста Либания | |
cod. 91 | Арриан О царствовании Александра | |
cod. 92 | Арриан. О событиях после Александра | |
cod. 93 | Арриан. Вифиника | |
cod. 94 | Ямвлих. Вавилонская повесть | |
cod. 97 | Флегонт из Тралл. Хронология и список олимпийских победителей | |
cod. 98 | Зосим. История | |
cod. 99 | Геродиан. История | |
cod. 116 | Аноним. Третий том на праздник Святой Пасхи, в восьми книгах | |
cod. 127 | Евсевий, Жизнь Константина | |
cod. 128 | Различные сочинения Лукиана | |
cod. 129 | Луций из Патр. Метаморфозы | |
cod. 130 | Дамаский | |
cod. 131 | Аминтиний. Об Александре. | |
cod. 145 | Элладий. Лексикон. | |
cod. 146-157 | Лексиконы | |
cod. 158 | Фриних Аравийский. Инструменты риторики. | |
cod. 159 | Исократ, Речи, письма | |
cod. 160 | Хорикий. Декламации | |
cod. 161 | Сопатер. Различные извлечения | |
cod. 163 | Винданий Анатолий из Берит, Собрание Сельскохозяйственных Заповедей | |
cod. 164 | Гален. О медицинских школах | |
cod. 165 | Гимерий, Декламации | |
cod. 166 | Антоний Диоген. Невероятные приключения по ту сторону Фулы | |
cod. 167 | Иоанн Стобей. Антология | |
cod. 175 | Памфилия. Разнообразные исторические заметки | |
cod. 176 | Феопомп | |
cod. 178 | Диоскорид. О веществах | |
cod. 186 | Конон. Повествования | |
cod. 188 | Александр из Минда, Собрание Чудес — Протагор, Всемирная География | |
cod. 189 | Сотион из Александрии, Удивительные рассказы о воде - Николай из Дамаска, Странные обычаи - Акесторид, Городские басни | |
cod. 190 | Птолемей Хенн. Новая история для многознающих | |
cod. 213 | Агатархид. О красном море | |
cod. 214 | Гиерокл, О промысле и судьбе | |
cod. 216 | Орибазий, Эпитома произведений Галена. | |
cod. 217 | Орибазий, Медицинский сборник. | |
cod. 218 | Орибазий. Эпитома медицинского сборника | |
cod. 219 | Орибазий. Эйфория | |
cod. 220 | Теон Александрийский. Человек. | |
cod. 224 | Мемнон. О Гераклее | |
cod. 227 | Евлогий Александрийский. Против феодосиан и гаинитян | |
cod. 229 | Ефрем Антиохийский. Четыре книги | |
cod. 238 | Иосиф Флавий. Иудейские древности | |
cod. 241 | Филострат. Жизнь Аполлония Тианского | |
cod. 244 | Диодор Сицилийский. Историческая библиотека | |
cod. 245 | Плутарх. Сравнительные жизнеописания | |
cod. 249 | Аноним. Жизнь Пифагора. | |
cod. 250 | Агатархид. О Красном море. | |
cod. 259 | Антифон, Речи | |
cod. 260 | Исократ | |
cod. 261 | Андокид | |
cod. 262 | Лисий | |
cod. 263 | Исей | |
cod. 264 | Эсхин | |
cod. 265 | Демосфен. Речи | |
cod. 266 | Гиперид | |
cod. 267 | Динарх | |
cod. 268 | Ликург |
- 1. Из статьи: Иванов И. А. «Мириобиблион» Фотия как источник по истории философии // Вестник ИНЖЭКОНА. Вып. 4 (55). СПб., СПбГИЭУ, 2012.