Обри Бердслей

Роберт Росс, автор знаменитой биографии «Обри Бердслей» (1909), рассуждая о том, на­сколько литературная традиция прочно вошла в его сознание, приходит к выводу, что «искус­ство Бердслея в конечном итоге было глубоко литературно». И хотя не всем его литератур­ным амбициям суждено было до конца сбыть­ся, написанная им «История Венеры и Тангей­зера» (1897) заняла свое достойное место среди таких культовых произведений эпохи декадан­са, как «Наоборот» Ж-К. Гюисманса и «Порт­рет Дориана Грея» О. Уайльда.

Помимо «Истории Венеры и Тангейзера», к числу литературных работ Бердслея следует отнести три его поэмы - «Три музыканта» (The Three Musicians), «Баллада о цирюльнике» (The Ballad of a Barber), «Застольная болтовня», переводы из Катулла. Следу­ет упомянуть и его менее известные произведения: «The Story of a Confession Album', напечатанная в Tit-Bits, XVII, No. 429, Jan. 4th, 1890, и статья «The Art of the Hoarding», написанная для The New Review, XI, July, 1894. Последнее издание его работ содержит также незаконченную поэму «The Ivory Piece» (слегка видоизмененная версия « The Ballad of a Barber») и проспекты для Volpone, написанные для издания Смитерса. Бердслей также сочинил фарс «A Brown Study», который был исполнен в Royal Pavilion, в Брайтоне, в поддержку благотворительности. Тогда же он приступил к созданию комедии «A Race for Wealth», но успел написать лишь три акта. В планах Бердслея были статьи о Вольтере, Жорж Санд и др. В его письмах можно обнаружить многочисленные ссылки на литературные планы, на перевод шестой сатиры Ювенала, которого он иллюстрировал. Роберт Росс заявляет, что Бердслей начал писать пьесу в сотрудничестве с мистером Брэндоном Томасом.1

* * *

Обри Бердслей. «Три музыканта»
пер. М. Кузьмина

Тропинкой узкой вдоль леска
Три музыканта еле-еле
Плетутся, радуясь слегка
Последней Химмеля ронделе,
Работе, теме, зною дня, тому,
     Что закусить успели.

Одна – сопрано; локоток
Чуть розовеет из муслина;
мелькнул коричневый чулок,
Подвязка (милая картина!),
Чуть пробежавший ветерок –
     Виденью резкая причина.

За нею мальчик вслед; он рад
Поправить локон, что на воле,
И умереть готов стократ,
Чтоб ей понравиться, и боле:
Мечтает славу он стяжать в Париже,
     Вене, Сен-Джемс-Холле.

Последний – польский был пьянист,
Имел повсюду приглашенье,
Рукою крепок, сердцем чист,
Волос густое украшенье
Носил, а в секстах перелив
     Мог новичка привесть в смущенье.

...

 


Обри Бердслей «Баллада о цирюльнике»
пер. М. Кузьмина

О Каруселе песнь прочтите,
Цирюльнике в Меридьян Стрите.
Чесать и брить так ловко мог,
Что целый мир держал у ног.

Вверяли волосы без гнева
Ему король и королева,
Успех же разных первых дам
Его принадлежал трудам.

...

...

...

...

...

...

Но как же так могло случиться,
Когда к нему пришла девица,
Дочь короля, раз в летний день, -
На Карусель напала лень?

Не знаем, как принцессу звали…
Тринадцать лет ей шло едва ли,
Как вешний цвет, она была
Причудлива и весела

...

...

Вдруг пальцы сделались бездушны
И гребни стали непослушны,
Туман на Карусель нашел,
Таинственно шатнулся пол

...

Схватив флакон одеколона,
Он горлышко отбил без звона,
Незрим для посторонних глаз,
Он силен, как царя указ.

Вот легкий крик, затмилось око –
Он резанул ее глубоко.
Потом ее покинул он,
Как спящего бросает сон.

Из комнаты с улыбкой вышел,
Никто не видел и не слышал…
Повешен карусель давно,
Молиться за него грешно.»

  • 1. К.Н. Савельев. «История Венеры и Тангейзера» О. Бердслея как мифологема английского декаданса // Вестник ОГУ 5`2005

Обри Бердслей — М.: Игра-техника, 1992

Обри Бердслей. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее — М.: Игра-техника, 1992

Обри Винсент Бердслей (1872-1898) — гениальный английский график, один из основоположников стиля модерн. Созданное этим художником, чья короткая жизнь буквально ослепила небосвод европейского искусства конца XIX века, до сегодняшнего дня продолжает существовать как уникальный памятник книжной иллюстрации и дизайна.

Обри Бердслей. Под Холмом, или История Венеры и Тангейзера

...Премьера «Тангейзера» имела для Обри особое значение. Он хотел сделать рисунки по мотивам этой оперы, вдохновленный легендой о кающемся рыцаре, проведшем целый год в царстве языческой богини любви Венеры, и о жестокосердом папе римском, в руках которого зацвел сухой посох. [...] [Бердслей] считал, что либретто этой оперы Вагнера можно полностью нарисовать. Конечно, потребуется немного текста, но он его напишет. Обри очень хотел явить публике и свой литературный талант. [...]