Повесть о Брунцвике

К чешскому источнику восходит и очень популярная у себя на родине повесть о Брунцвике, переведённая у нас во второй поло­вине XVII в., несомненно, с чешского оригинала. В основе её лежит немецкая повесть XIII в. о Рейнфриде Брауншвейгском, перело­женная в XIV в. в Чехии в стихи, а затем, в следующем столетии, со стихов в прозу, образовав две народные книги — о Штильфриде и его сыне Брунцвике. На русский язык переведена была лишь книга о Брунцвике. Повесть изобилует разнообразными чудесами и приключениями, выпадающими на долю Брунцвика. Став после смерти отца чешским королём, он из жажды рыцарских подвигов отправляется с тридцатью спутниками на семь лет в морское стран­ствие, оставив дома молодую жену. В море он терпит кораблекру­шение, постепенно лишается всех своих спутников, которые поги­бают; зашитый дядькой в конскую шкуру, он переносится птицей «ногом» (грифом) в далёкие страны. Странствуя по горам, Брунц­вик помогает встретившемуся ему льву одолеть десятиглавого огнедышащего змея. С того времени лев не покидает Брунцвика. Вместе со львом Брунцвик отплывает в некий город, населённый чудовищами — людьми одноногими, одноглазыми, пёсьеглавцами и т. п. У тамошнего царя Олимбриуса глаза спереди и сзади, на руках же у него по восемнадцати пальцев. Царь обещает Брунцвику помочь вернуться в его отечество, если он освободит царскую дочь Африку, похищенную драконом-василиском. Победив при помощи льва чудовищ, охранявших ворота сказочного по богатству и кра­соте города, в котором жил василиск, Брунцвик побил затем при содействии льва несметное количество гадов и змей, населявших город, а затем и самого василиска с восемнадцатью хвостами. После этого он увозит к её отцу красавицу Африку, имеющую два змеи­ных хвоста вместо ног и превращающуюся днём в змею, а ночью принимающую человеческий облик. Против своей воли Брунцвик берёт себе в жёны Африку, но затем, найдя меч-кладенец, посекает им всё царство Олимбриуса, его самого и его дочь Африку и вместе с львом на корабле уплывает к себе на родину. По пути Брунцвик испытывает ряд приключений, видит много чудесного, жизнь его часто подвергается опасностям, но его выручает меч-кладенец. В свою землю Брунцвик попадает после того, как про­шло семь условленных лет, в течение которых его должна была ждать жена, готовящаяся теперь к новому браку. Переодетый в каличье платье, Брунцвик, неузнанный, попадает к себе в дом и видит там свою жену рядом с женихом. Бросив в кубок с вином перстень жены, который он получил от неё при отъезде, он уда­ляется с пира. По перстню и по надписи, сделанной Брунцвиком на воротах дома, узнают, кто был удалившийся незнакомец. Жених пускается вдогонку за Брунцвиком, но вместе со своими спутниками гибнет, сражённый мечом-кладенцом и растерзанный львом. Через некоторое время Брунцвик вновь возвращается в свой дом и со­единяется с женой, устроив пир на весь город и всех щедро одарив. На королевском гербе, на котором ранее было изображение орла, теперь рядом с орлом по повелению Брунцвика изображён был и лев. Прожив после этого в полном благополучии тридцать лет, Брунцвик умирает. Наследниками его становятся двое его сыновей. Лев не мог пережить своего господина и в тоске по нём, придя на его гробницу, умер.

Возвращение мужа к своей жене после условленного срока в образе странника, когда жена собирается выйти замуж за дру­гого, узнавание мужа женой по перстню, опущенному в кубок с вином, наконец, расправа мужа с женихом — все эти мотивы при­сутствуют в широко распространённом сюжете — муж на свадьбе своей жены. В частности, эти мотивы налицо в многочисленных вариантах былины о Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче.

Алексей Ремизов. Брунцвик

Был в чешской земле король Брунцвик. Правил королевством разумно и честно в совете старшин и рыцарей. И по всей земле шла о нем добрая слава.

Но что-то было не так, и всякий раз говоря о Брунцвике, вспоминали старого короля Фредерика Штильфрида.1