Книга об антихристе. Антология. Деревенский Б.Г. (сост.) СПб.: ТИД Амфора, 2007. — 653 с.
Антология включает раннехристианские сочинения, так или иначе относящиеся к образу Антихриста, «человеку беззакония», который, согласно апостолу Павлу, должен воцариться перед концом света. Наряду с проведением параллелей с иудаизмом и другими древними религиями в книге прослежена история восприятия этого образа в традициях Восточной и Западной Церквей. Некоторые произведения публикуются на русском языке впервые.
Содержание
- Последний враг Церкви: «венец зла»
I. Прообразы, ветхозаветные ассоциации
- Книги пророка Исайи
Ис 10:12-19 ( « Пророчество о царе Ассирийском » ).
Ис 14:3-27 ( « Победная песнь на царя Вавилонского » ).
Иез 28:1-19 («Слово начальствующему в Тире», «Плач о царе Тирском»).
- «Небольшой рог» и «наглый царь» книги пророка Даниила
Книга пророка Даниила. 2:26-45, 7:1-9:2, 9:21-27, 10:20-12:13.
- «Коварный муж» и «новый рог» сивиллиных книг
3-Я Сивиллина книга, 381–400
- Велиар сивиллиных книг
2-я Сивиллина книга, 165-173.
3-я Сивиллина книга, 63-77.
- «Беззаконник» и «дракон» в Псалмах Соломона
Псалмы Соломона, II, VIII, XVII
II. Псалом Соломона о Иерусалиме.
- «Царь, которого не ожидают» апокалипсиса Ездры
Третья книга Ездры, 5:1–13,11:1–12:38
- «Кедр» сирийского апокалипсиса Баруха
Апокалипсис Баруха, 35:1–40:4
II. Слагаемые учения об антихристе (Новый Завет и новозаветные апокрифы)
- Антихрист в новозаветной литературе
- Лжехристы и лжепророки
Евангелие от Матфея, 7:15-20.
Мф 24:24; Мк 13:22.
Второе соборное послание апостола Петра, 2:1-3.
- «Человек греха, сын погибели»
Второе послание к Фессалоникийцам апостола Павла, 2:1-12.
- Антихристы
Первое соборное послание апостола Иоанна, 2:18-23, 4:1-6.
Второе соборное послание апостола Иоанна, 1:7.
- «Зверь»
Послание Варнавы, 4:1–5
Откровение Иоанна Богослова 11:1-13,13:1-18,14:6-12,16:1,10-16, 17:1-18,19:17-21.
Пастырь Герма, 4:1–3
Видение 4-е. О будущем гонении на христиан
- «Мирообольститель»
Учение двенадцати апостолов, 16
- Воплощённый Велиар
Вознесение Исайи, 3:11–17; 4:1–18
- Дополнение «последние времена»
Евангелие от Марка, 13:1–37
Евангелие от Матфея, 24:1–42
Евангелие от Луки, 21:5–36
Второе соборное послание апостола Петра, 3:3–13
Соборное послание апостола Иуды, 1:17–19
Первое послание к Тимофею апостола Павла, 4:1–5
III. Раннехристианские представления об антихристе
- Второе послание к Тимофею апостола Павла, 3:1–9
- От Иустина Философа до Оригена
- Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем, 32, 110
- Ириней Лионский против ересей, V 24–26, 28–30
- Тертуллиан о воскресении плоти, 24
- Ипполит Римский
О Христе и антихристе
Толкование на книгу пророкА Даниила, IV 1–21, 48–55
- Ориген
Толкование на Евангелие от Матфея
Против Цельса, I 57, II 49–50, VI 45–46
IV. Антихрист в восточнохристианской традиции
- От Ефрема Сирина до Андрея Кесарийского
- Ефрем Сирин
Слово [38] на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихриста
Слово [91] на Пришествие Господне (1)
Слово [92] на Пришествие Господне (2)
Толкование на второе послание к фессалоникийцам апостола Павла
- Кирилл Иерусалимский поучения, XV 9–18
- Иоанн Златоуст
Беседы на Евангелие от Иоанна, XLI
Беседы на второе послание к Фессалоникийцам апостола Павла, I 1; III 2; IV 1–2
Слово о лжепророках и лжеучителях, 6; 8
- Феодорит Кирский
Толкование на видения пророка Даниила, 7:7–28
Собрание еретических толков
- Иоанн Дамаскин – Изложение Православной Веры, IV, 26
- Андрей Кесарийский – Толкование на Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
30. [О Енохе и Илии]
36. [О семиглавом и десятирогом звере]
37. [О лжепророке]
38. [О скверном имени Антихриста]
40. [Об ангеле, предсказывающем близость будущего суда]
41. [Об ангеле, возвещающем падение Вавилона]
42. [Об ангеле, предупреждающем верных не принимать Антихриста]
50. [О том, что пятой язвой омрачается звериное царство]
51. [О том, что шестой чашей открывается путь через Евфрат царям от восхода солнечного]
53. [Об одном из семи снятых ангелов, который показывает блаженному Иоанну разрушение города блудницы, и о семи главах и десяти рогах]
54. [О том, как истолковал ему ангел виденную тайну]
59. [Об Антихристе и о тех, которые вместе с ним брошены в геенну]
60. [О том, что Сатана от распятия Христова связан до кончины века, и о тысяче лет]
- Приложение
- Слово блаженнейшего Ипполита, епископа и мученика, о кончине мира, и об антихристе, и о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа
- Откровение псевдо-Иоанна
Откровение святого Иоанна Богослова, 1–16
- Откровение псевдо-Мефодия
Слово Мефодия Патарского о царстве народов и последних временах, 5–12.
- Видение псевдо-Даниила
Последнее видение пророка Даниила (CODEX VENETO ST. MARCI, 125 CLASS. II)
Видение пророка Даниила о последних временах и кончине века (CODEX BARBERINO, FOL. 142 SQ.)
CODEX CANONICIANUS, FOL. 148–152
- Провидение о Цареграде
Житие Андрея Юродивого, 853А – 873А
V. Антихрист в западнохристианской традиции от Лактанция до Фомы Аквинского
- Лактаниий
Божественные установления, VH 14–20, 25
О смертях гонителей, II 6–9
- Викторин Петавийскии – Толкование на откровение Иоанна Богослова
- Иероним Стридонский
Толкование на книгу пророка Даниила
Письмо к Алгазии [письма, 121]
- Августин Гиппонский – о Граде Божием, XVIII 52–53; XX 19, 23
- Сульпиций Север – диалоги, II
- Кассиодор – заключение об Откровении [Иоанна Богослова]
- Хаймон Халъберштадский – Изъяснение второго послания к фессалоникийцам апостола Павла
- Валафрид Страбон – Толкование на второе послание к фессалоникийцам апостола Павла
- Адсоа из Монтье-Эн-Дера – О месте и времени антихриста
- Гонорий отенский – ELUCIDARIUM
- Фома Аквинский – Сумма теологии, 1114.4; III 8.8
Приложение
- Амвросиаст
Толкование на второе послание к фессалоникийцам апостола Павла
- Псевдо-Амвросий толкование на откровение Иоанна Богослова
- Энциклопедии, периодические издания
Настоящее издание представляет свод исторических документов, в которых речь идет либо непосредственно об Антихристе, либо шире, о мировом злодее, который должен появиться перед концом света. Это отрывки из Библии, библейских апокрифов и псевдоэпиграфов, вероучительных книг, трудов церковных писателей, а также различные пророчества и оракулы. Все эти материалы расположены в хронологической последовательности и сгруппированы по разделам.
Документы I раздела почти целиком относятся к древнееврейской пророческой и апокалипсической литературе. Хотя раздел открывают фрагменты ветхозаветных писаний, большинство его документов представляют так называемый межзаветный период, – примерно 400 лет между завершением основного корпуса еврейской Библии (Танаха) и появлением грекоязычного Нового Завета. Именно в этот период интенсивно развивается еврейская эсхатология, появляются образы особенных врагов Израиля и грядущего Мессии. «Четвертый зверь» и «небольшой рог» Книги Даниила, «беззаконник» и «дракон» апокрифических Псалмов Соломона, грозный «кедр» Апокалипсиса Баруха, Велиар Сивиллиных пророчеств – всё это прообразы христианского анти-Мессии, которому передались их многие черты. Не случайно в раннехристанской литературе, когда обозначение «антихрист» ещё не было общепринятым, противник Христа нередко назывался Велнаром, «зверем», «драконом» и другими именами, заимствованными из еврейской эсхатологии.
II раздел уже непосредственно касается христианской традиции. Однако здесь учение об Антихристе как таковое ещё отсутствует. Это различные раннехристианские пророчества о грядущих врагах – то, из чего впоследствии возник церковный образ эсхатологического врага. В Евангелиях говорится о многих лже-христах и лжепророках. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостола Павла уже возникает отдельная личность – «человек греха, сын погибели». В Первом соборном послании апостола Иоанна впервые появляется термин «антихрист», означающий как действующих врагов Церкви, так и некую особенную фигуру, которая должна появиться в будущем. Огромное влияние на церковное учение об Антихристе оказало Откровение Иоанна Богослова. Здесь «четвертый зверь» Книги Даниила выступает как предводитель язычников, который обладает мировым господством и борется с верными христианами, У него появляется помощник, другой «зверь», называемый также лжепророком. Гибель этих двух врагов знаменует собою конец света и наступление Царствия Божия.
III раздел представляет выдержки из раннехристианских сочинений, трудов виднейших учителей и отцов Церкви, повествующих о «последних временах века сего». Здесь мы видим уже вполне сложившееся учение о пришествии Антихриста, в котором аккумулированы основные идеи предшествующей эпохи.
Следующие два раздела продолжают церковную традицию. В IV разделе представлены писатели Восточной Церкви, творившие на греческом языке, а в V разделе – писатели Западной Церкви, писавшие по-латыни. Кроме того, в тот и другой разделы включены отрывки и целые сочинения, авторство которых не установлено и которые ошибочно приписаны тому или иному церковному автору. Однако именно в таких произведениях, как правило, содержатся наиболее подробные рассказы о грядущем общемировом супостате. Эти произведения внесли большой вклад в церковное учение об Антихристе и оказали существенное влияние на общехристианскую традицию. Наряду с ними представлены особенно популярные в среде рядовых верующих апокрифические апокалипсисы и пророчества, рассказывающие о пришествии эсхатологического врага и также оказавшие влияние на официальную церковную литературу. Некоторые из этих произведений в русском переводе публикуются впервые.
Документы I и II разделов, представляющие, как правило, уникальные материалы, предваряются короткими историческими справками. Документы III-V разделов, представляющие труды церковных писателей, каждый в отдельности не анонсируются, но имеют сводную характеристику в начале каждого раздела. Исключения представляют оригинальные труды, посвященные непосредственно данной теме – пришествию Антихриста. В таком случае, в виде исключения, каждый такой труд предваряется сообщением о времени и обстоятельствах его появления, а также даётся его характеристика.
Тексты документов сопровождаются сносками, указывающими источники и параллельные места, а также подстрочным комментарием – как историческим, так и филологическим, объясняющим значение тех или иных терминов и выражений.
Названия библейских книг, в том числе второканонических, а также библейских апокрифов и псевдоэпиграфов даются в сокращении, принятом в научной и богословской литературе, например: Ис 10:12 (=Книга пророка Исайи, глава 10, стих 12); 1 Ен 53:45 (=1-я книга Еноха, глава 53, стих 45); Мф 24:24, Евангелие от Матфея, глава 24, стих 240); Герм 4:1 (=Пастырь Герма, глава 4, стих 1). Также сокращаются названия трактатов Талмуда. Названия остальных источников не сокращаются.