Деревенский Б.Г. (сост.) Книга об антихристе. СПб.: Амфора, 2007

Книга об антихристе. Антология. Деревенский Б.Г. (сост.) СПб.: ТИД Амфора, 2007. — 653 с.
Антология включает раннехристианские сочинения, так или иначе относящиеся к образу Антихриста, «человеку беззакония», который, согласно апостолу Павлу, должен воцариться перед концом света. Наряду с проведением параллелей с иудаизмом и другими древними религиями в книге прослежена история восприятия этого образа в традициях Восточной и Западной Церквей. Некоторые произведения публикуются на русском языке впервые.

Содержание

  • Последний враг Церкви: «венец зла»

I. Прообразы, ветхозаветные ассоциации

  • Книги пророка Исайи
    Ис 10:12-19 ( « Пророчество о царе Ассирийском » ).
    Ис 14:3-27 ( « Победная песнь на царя Вавилонского » ).
    Иез 28:1-19 («Слово начальствующему в Тире», «Плач о царе Тирском»).
  • «Небольшой рог» и «наглый царь» книги пророка Даниила
    Книга пророка Даниила. 2:26-45, 7:1-9:2, 9:21-27, 10:20-12:13.
  • «Коварный муж» и «новый рог» сивиллиных книг
    3-Я Сивиллина книга, 381–400
  • Велиар сивиллиных книг
    2-я Сивиллина книга, 165-173.
    3-я Сивиллина книга, 63-77.
  • «Беззаконник» и «дракон» в Псалмах Соломона
    Псалмы Соломона, II, VIII, XVII
    II. Псалом Соломона о Иерусалиме.
  • «Царь, которого не ожидают» апокалипсиса Ездры
    Третья книга Ездры, 5:1–13,11:1–12:38
  • «Кедр» сирийского апокалипсиса Баруха
    Апокалипсис Баруха, 35:1–40:4

II. Слагаемые учения об антихристе (Новый Завет и новозаветные апокрифы)

  • Антихрист в новозаветной литературе
  • Лжехристы и лжепророки
    Евангелие от Матфея, 7:15-20.
    Мф 24:24; Мк 13:22.
    Второе соборное послание апостола Петра, 2:1-3.
  • «Человек греха, сын погибели»
    Второе послание к Фессалоникийцам апостола Павла, 2:1-12.
  • Антихристы
    Первое соборное послание апостола Иоанна, 2:18-23, 4:1-6.
    Второе соборное послание апостола Иоанна, 1:7.
  • «Зверь»
    Послание Варнавы, 4:1–5
    Откровение Иоанна Богослова 11:1-13,13:1-18,14:6-12,16:1,10-16, 17:1-18,19:17-21.
    Пастырь Герма, 4:1–3
    Видение 4-е. О будущем гонении на христиан
  • «Мирообольститель»
    Учение двенадцати апостолов, 16
  • Воплощённый Велиар
    Вознесение Исайи, 3:11–17; 4:1–18
  • Дополнение «последние времена»
    Евангелие от Марка, 13:1–37
    Евангелие от Матфея, 24:1–42
    Евангелие от Луки, 21:5–36
    Второе соборное послание апостола Петра, 3:3–13
    Соборное послание апостола Иуды, 1:17–19
    Первое послание к Тимофею апостола Павла, 4:1–5

III. Раннехристианские представления об антихристе

  • Второе послание к Тимофею апостола Павла, 3:1–9
  • От Иустина Философа до Оригена
  • Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем, 32, 110
  • Ириней Лионский против ересей, V 24–26, 28–30
  • Тертуллиан о воскресении плоти, 24
  • Ипполит Римский
    О Христе и антихристе
    Толкование на книгу пророкА Даниила, IV 1–21, 48–55
  • Ориген
    Толкование на Евангелие от Матфея
    Против Цельса, I 57, II 49–50, VI 45–46

IV. Антихрист в восточнохристианской традиции

  • От Ефрема Сирина до Андрея Кесарийского
  • Ефрем Сирин
    Слово [38] на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихриста
    Слово [91] на Пришествие Господне (1)
    Слово [92] на Пришествие Господне (2)
    Толкование на второе послание к фессалоникийцам апостола Павла
  • Кирилл Иерусалимский поучения, XV 9–18
  • Иоанн Златоуст
    Беседы на Евангелие от Иоанна, XLI
    Беседы на второе послание к Фессалоникийцам апостола Павла, I 1; III 2; IV 1–2
    Слово о лжепророках и лжеучителях, 6; 8
  • Феодорит Кирский
    Толкование на видения пророка Даниила, 7:7–28
    Собрание еретических толков
  • Иоанн Дамаскин – Изложение Православной Веры, IV, 26
  • Андрей Кесарийский – Толкование на Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
    30. [О Енохе и Илии]
    36. [О семиглавом и десятирогом звере]
    37. [О лжепророке]
    38. [О скверном имени Антихриста]
    40. [Об ангеле, предсказывающем близость будущего суда]
    41. [Об ангеле, возвещающем падение Вавилона]
    42. [Об ангеле, предупреждающем верных не принимать Антихриста]
    50. [О том, что пятой язвой омрачается звериное царство]
    51. [О том, что шестой чашей открывается путь через Евфрат царям от восхода солнечного]
    53. [Об одном из семи снятых ангелов, который показывает блаженному Иоанну разрушение города блудницы, и о семи главах и десяти рогах]
    54. [О том, как истолковал ему ангел виденную тайну]
    59. [Об Антихристе и о тех, которые вместе с ним брошены в геенну]
    60. [О том, что Сатана от распятия Христова связан до кончины века, и о тысяче лет]
  • Приложение
  • Слово блаженнейшего Ипполита, епископа и мученика, о кончине мира, и об антихристе, и о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа
  • Откровение псевдо-Иоанна
    Откровение святого Иоанна Богослова, 1–16
  • Откровение псевдо-Мефодия
    Слово Мефодия Патарского о царстве народов и последних временах, 5–12.
  • Видение псевдо-Даниила
    Последнее видение пророка Даниила (CODEX VENETO ST. MARCI, 125 CLASS. II)
    Видение пророка Даниила о последних временах и кончине века (CODEX BARBERINO, FOL. 142 SQ.)
    CODEX CANONICIANUS, FOL. 148–152
  • Провидение о Цареграде
    Житие Андрея Юродивого, 853А – 873А

V. Антихрист в западнохристианской традиции от Лактанция до Фомы Аквинского

  • Лактаниий
    Божественные установления, VH 14–20, 25
    О смертях гонителей, II 6–9
  • Викторин Петавийскии – Толкование на откровение Иоанна Богослова
  • Иероним Стридонский
    Толкование на книгу пророка Даниила
    Письмо к Алгазии [письма, 121]
  • Августин Гиппонский – о Граде Божием, XVIII 52–53; XX 19, 23
  • Сульпиций Север – диалоги, II
  • Кассиодор – заключение об Откровении [Иоанна Богослова]
  • Хаймон Халъберштадский – Изъяснение второго послания к фессалоникийцам апостола Павла
  • Валафрид Страбон – Толкование на второе послание к фессалоникийцам апостола Павла
  • Адсоа из Монтье-Эн-Дера – О месте и времени антихриста
  • Гонорий отенский – ELUCIDARIUM
  • Фома Аквинский – Сумма теологии, 1114.4; III 8.8

Приложение

  • Амвросиаст
    Толкование на второе послание к фессалоникийцам апостола Павла
  • Псевдо-Амвросий толкование на откровение Иоанна Богослова
  • Энциклопедии, периодические издания

 

Настоящее издание представляет свод исторических документов, в которых речь идет либо непосредственно об Антихристе, либо шире, о мировом злодее, который должен появиться перед концом света. Это отрывки из Библии, библейских апокрифов и псевдоэпиграфов, вероучительных книг, трудов церковных писателей, а также различные пророчества и оракулы. Все эти материалы расположены в хронологической последовательности и сгруппированы по разделам.

Документы I раздела почти целиком относятся к древнееврейской пророческой и апокалипсической литературе. Хотя раздел открывают фрагменты ветхозаветных писаний, большинство его документов представляют так называемый межзаветный период, – примерно 400 лет между завершением основного корпуса еврейской Библии (Танаха) и появлением грекоязычного Нового Завета. Именно в этот период интенсивно развивается еврейская эсхатология, появляются образы особенных врагов Израиля и грядущего Мессии. «Четвертый зверь» и «небольшой рог» Книги Даниила, «беззаконник» и «дракон» апокрифических Псалмов Соломона, грозный «кедр» Апокалипсиса Баруха, Велиар Сивиллиных пророчеств – всё это прообразы христианского анти-Мессии, которому передались их многие черты. Не случайно в раннехристанской литературе, когда обозначение «антихрист» ещё не было общепринятым, противник Христа нередко назывался Велнаром, «зверем», «драконом» и другими именами, заимствованными из еврейской эсхатологии.

II раздел уже непосредственно касается христианской традиции. Однако здесь учение об Антихристе как таковое ещё отсутствует. Это различные раннехристианские пророчества о грядущих врагах – то, из чего впоследствии возник церковный образ эсхатологического врага. В Евангелиях говорится о многих лже-христах и лжепророках. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостола Павла уже возникает отдельная личность – «человек греха, сын погибели». В Первом соборном послании апостола Иоанна впервые появляется термин «антихрист», означающий как действующих врагов Церкви, так и некую особенную фигуру, которая должна появиться в будущем. Огромное влияние на церковное учение об Антихристе оказало Откровение Иоанна Богослова. Здесь «четвертый зверь» Книги Даниила выступает как предводитель язычников, который обладает мировым господством и борется с верными христианами, У него появляется помощник, другой «зверь», называемый также лжепророком. Гибель этих двух врагов знаменует собою конец света и наступление Царствия Божия.

III раздел представляет выдержки из раннехристианских сочинений, трудов виднейших учителей и отцов Церкви, повествующих о «последних временах века сего». Здесь мы видим уже вполне сложившееся учение о пришествии Антихриста, в котором аккумулированы основные идеи предшествующей эпохи.

Следующие два раздела продолжают церковную традицию. В IV разделе представлены писатели Восточной Церкви, творившие на греческом языке, а в V разделе – писатели Западной Церкви, писавшие по-латыни. Кроме того, в тот и другой разделы включены отрывки и целые сочинения, авторство которых не установлено и которые ошибочно приписаны тому или иному церковному автору. Однако именно в таких произведениях, как правило, содержатся наиболее подробные рассказы о грядущем общемировом супостате. Эти произведения внесли большой вклад в церковное учение об Антихристе и оказали существенное влияние на общехристианскую традицию. Наряду с ними представлены особенно популярные в среде рядовых верующих апокрифические апокалипсисы и пророчества, рассказывающие о пришествии эсхатологического врага и также оказавшие влияние на официальную церковную литературу. Некоторые из этих произведений в русском переводе публикуются впервые.

Документы I и II разделов, представляющие, как правило, уникальные материалы, предваряются короткими историческими справками. Документы III-V разделов, представляющие труды церковных писателей, каждый в отдельности не анонсируются, но имеют сводную характеристику в начале каждого раздела. Исключения представляют оригинальные труды, посвященные непосредственно данной теме – пришествию Антихриста. В таком случае, в виде исключения, каждый такой труд предваряется сообщением о времени и обстоятельствах его появления, а также даётся его характеристика.

Тексты документов сопровождаются сносками, указывающими источники и параллельные места, а также подстрочным комментарием – как историческим, так и филологическим, объясняющим значение тех или иных терминов и выражений.

Названия библейских книг, в том числе второканонических, а также библейских апокрифов и псевдоэпиграфов даются в сокращении, принятом в научной и богословской литературе, например: Ис 10:12 (=Книга пророка Исайи, глава 10, стих 12); 1 Ен 53:45 (=1-я книга Еноха, глава 53, стих 45); Мф 24:24, Евангелие от Матфея, глава 24, стих 240); Герм 4:1 (=Пастырь Герма, глава 4, стих 1). Также сокращаются названия трактатов Талмуда. Названия остальных источников не сокращаются.

Откровение Мефодия Патарского

В известном византийском апокалипсисе, так называемом «Откровении Мефодия Патарского», вкратце изложена история мира, разделенная на семь периодов-тысячелетий, начиная от сотворения Адама до конца света. При этом последнему тысячелетию посвящена вся вторая половина текста.