Публий Овидий Назон

Овидий. Героиды

Над книгой «Героиды» Овидий начал работать, еще не кончив «Любовных элегий». Это цикл стихотворных посланий от лица мифологических героинь к покинувшим их возлюбленным: от Пенелопы к Одиссею, от Ариадны к Тесею и т. д. В пятнадцати посланиях здесь ситуация одна и та же: покинутая пишет покинувшему. Ситуация порождает три группы мотивов: для настоящего, прошедшего и будущего. Настоящее: разлука («ты меня покинул», «я в исступлении»), любовь («ты клялся мне в верности», «я заслужила эту верность»), ревность («не к другой ли ты уехал?», «конечно, к другой!»).

Овидий. Любовные элегии

Свое место в ряду римских поэтов Овидий называет точно: «Первым был Галл, вторым Тибулл, третьим Проперций, четвертым - я» («Скорбные элегии», IV, 10, 53-54). Это преемственность мастеров одного жанра: любовной элегии. Жанр этот был новым, даже новомодным; он сложился не в Греции, а в Риме, в том самом светском кругу, к которому так стремился Овидий, и был лучшим выразителем любовного этикета в этом кругу.

М. Гаспаров. Три подступа к поэзии Овидия

Публий Овидий Назон - поэт очень легкий и очень трудный. Он легкий потому, что речь его изящна и ясна, фразы и стихи текут естественно и непринужденно, а предметы его просты и доступны. Есть поэты, читая которых читатель чувствует: «Как это великолепно, я никогда не смог бы так сказать»; таков Вергилий. И есть поэты, над которыми читателю кажется: «Как это просто, я и сам бы сказал только так, а не иначе»; таков Овидий. Но в этой легкости кроется и его трудность. Рассказ Овидия льется так прозрачно и естественно, что мы перестаем видеть поэта и видим только предмет его рассказа.

Овидий. Метаморфозы

Перевод С. Шервинского
Примечания Ф. Петровского

Книга первая

Вступление (1 — 4) — Хаос (5 — 20) — Возникновение мира (21 — 88) — Золотой век (89 — 112) — Смена веков (ИЗ — 162) — Совет богов (163 — 208) — Ликаон (209 — 243) — Девкалион и Пирра (244 — 415) — Возникновение животных; Пифон (415 — 451) — Дафна (452 — 567) — Ио (568 — 667) — Apr; Пан и Сиринга (668 — 723) — Ио (724 — 747) — Фаэтон (748 — 779)

Книга вторая