Апокрифы Древней Руси — СПб.: Амфора, 2002

Апокрифы Древней Руси / Сост., предисл. М. Рождественской. — СПб.: Амфора, 2002. — 239 с.

Апокрифы - (от греч. ἀπόκρῠφος — тайный, сокровенный) — возникшие на рубеже нашей эры сочинения о событиях и персонажах Священной истории, не вошедшие в официальные церковные каноны. Апокрифы традиционно разделяют на ветхозаветные и новозаветные (по аналогии с текстами канонической Библии). Славянские переводы апокрифов появились, по-видимому, вместе с переводами текстов Священного Писания в кирилло-мефодиевский период развития переводной письменности, а на Русь попали с принятием христианства. Эти книги включались в «отреченные» списки, но тем не менее, были очень популярны в древней Руси. Апокрифы привлекали внимание читателей тем, что дополняли скупое на подробности библейское повествование, причем в живой, занимательной форме, со значительным элементом средневековой фантастики. Они поднимали важнейшие мировоззренческие вопросы о смысле бытия, о начале и конце мира, об аде и рае с подробным описанием как райского блаженства, так и адских мук. В апокрифах с поразительной детализацией изображалась судьба человеческой души после смерти, мытарства, которым подвергались души грешников, превращались в своего рода народную Библию, занимающую промежуточное положение между книжной и устной традициями. Древнерусское искусство нередко обращалось к этим апокрифическим сюжетам. Апокрифические сюжеты нашли отражение и в духовных стихах.