§35. Индийское железо

По мнению арабов, индийские мечи обладали удивительными свойствами. Необычным было и место, где их ковали. Считалось, что секрет мечей охраняют брахманы. Вот что говорится в космографии ал-Бакуви: «Калах — большой неприступный и с высокими стенами город в ал-Хинде. В нем много садов. Там сосредоточие брахманов — мудрецов ал-Хинда. В городе находится крепость, в которой куются калайские мечи, а это превосходные индийские мечи, и бывают они лишь здесь» (ал-Бакуви. II. 28). Согласно сведениям ал-Биру- ни, калайские мечи куют из железа, которое образуется в земле при ударе молнии. Если это не преувеличение, то, возможно, речь идет о метеоритном железе.

В конце XV в. арабский лоцман Ахмад ибн Маджид, автор морской энциклопедии, описал десять островов Индийского океана. О Тайване он сообщает следующее: «Пятый остров называем Гур, место, где производят гурскую сталь и чистые мечи, рассекающие всякое железо» (Ахмад ибн Маджид. Книга польз. 69г).

Сведения о свойствах индийского железа, изложенные в персидской космографии, не поддаются рациональному объяснению. «У индийцев есть удивительное железо. Если изготовить из него нож и заколоть им животное, из раны не выступит кровь. Если же сделать из этого железа стрелу и выпустить ее в камень, она пройдет сквозь камень. Магнит не притягивает это железо. Если положить железо в огонь, оно не станет красным, а сохранит свой цвет. Железо это привозят для царей Индии, они изготовляют из него мечи. Если убить кого-нибудь тем мечом, кровь не выступит. Железо вывозить оттуда не дозволяют. Все грузы купцов обыскивают и, если найдут среди них железо, отбирают. По этой причине железо никуда не вывозится» (Чудеса мира. 289).

Эти сведения отражают древние поверья о мечах, наделенных магической силой, — одушевленных мечах вроде маджа- пахитских клинков в Островных Индиях. Клинки, преисполненные маны, часто были оружием, происходящим из отдаленных земель. Мечи, которые могли вспыхивать светом, резать яшму и убивать людей без пролития крови, считались «упавшими с неба».

Остается открытым вопрос, была ли необходимость улучшать свойства небесного железа, закаливая его в различных смесях, или нет. Проблема в том, что у нас нет текстов, дающих полное представление о технологическом процессе. Так, например, в географическом сочинении ал-Идриси сообщается, что железо, из которого ковались эти мечи, добывалось в Африке. Магические же свойства мечи приобретали благодаря искусству индийских мастеров. «Дело в том, — пишет ал-Идриси, — что в стране Софала в горах есть рудники с большими запасами железа. Жители островов аз-Забадж и других разбросанных вокруг них островов приезжают к жителям Софалы, вывозят от них железо в остальные страны Индии и на ее острова и продают его там за хорошую цену. Поэтому железо является самой главной статьей дохода и основным товаром, идущим в страны Индии. И хотя железо есть и на островах, и в рудниках Индии, в стране Софала его больше, оно лучше и мягче. Индийцы хорошо изготовляют составы из смеси [различных] снадобий, с которыми они сплавляют мягкое железо, получающее после этого, по названию Индии, наименование индийского» (Арабские источники Х-ХІ1 вв., с. 306).

И наоборот, считалось, что самхарские копья африканцы делали из индийских копий, которые попадали к ним удивительным путем. «Самхар — селение в стране ал-хабаша. Здесь изготовляют самхарские копья, а это лучшие из копий, как говорит ас-Сули. А другие говорят, что это селение расположено в долине Нила. Из Индии по воде сюда приносит много копий. Жители этого селения собирают их, раскаляют плохие копья, улучшают их качество и продают. Они известны в стране ал-хабаша, откуда их вывозят в другие страны» (Арабские источники XIII-XIV вв., с. 86).

Арабы полагали, что индийские мечи изготовлены из небесного железа. В руках мастеров это железо подвергалось особой процедуре очищения. Ал-Бируни в трактате «Минералогия» разбирает стихотворные строки, где говорится об изготовлении меча: «Сказал поэт из племени Хузайл:

Достаточно тебе индийского меча из небесного железа,
Длиной больше локтя и короче ба‘ торговца;
Из чистого железа, тело которого подверглось
Долгой ковке и [пребыванию] в желудке голодных птиц.

Первый стих допускает сотворенность железа, при этом смысл упомянутого [стиха Корана] о ниспослании [железа] передается здесь [словом] „небо“; говоря „индийский", он не имел в виду отнести его происхождение к Индии, — называя так меч, он хотел указать на постоянно присущее ему качество. Во втором стихе [словами „чистое железо"] он поясняет то, что говорят об огне молнии — что он пронзает землю и проникает вглубь ее; и [когда] копают по следу ее, извлекают из земли кусок железа, из которого выделываются кала‘йские мечи. Смысл же слов „желудок птиц" заключается в том, что железо это разрубается на куски и затем накаливается, пока оно не станет как пылающий уголь, и тогда бросают его страусу, чтобы в его желудке оно очистилось от окалины, и он выделяет потом железо в испражнениях чистым и пригодным, и тогда из него делают мечи; затем куют их молотами и придают им блеск посредством полировки. И рассказывал тот, кто видел, как страусы глотают раскаленное железо, что оно не задерживается в их желудке, а выходит в том же виде сразу же после проглатывания» (ал-Бируни. Минералогия, с. 233-234).

Страус действительно заглатывает камни, которые постепенно перетирают любой инородный предмет, в том числе и железный, заглоченный прожорливой и неразборчивой птицей. На этом основании греческие зоологи полагали, что железо растворяется в желудке страуса (Тимофей. О животных. 22а.4). Но отсюда не следует, что страус способен безболезненно глотать раскаленное железо. Обычно ал-Бируни отвергает подобные рассказы; на этот раз он проявил удивительную сдержанность.

Фантастические представления арабов о страусах, глотающих раскаленное железо, были восприняты китайцами. В книге южносунского чиновника Чжоу Цюй-фэя «За хребтами. Вместо ответов» (1178), в разделе «Иноземные страны», говорится об островах к северу от Мадагаскара. На этих островах «есть „журавлеверблюд“, туловище и шея длиною шесть-семь ни. Имеет крылья, может летать, но только невысоко! Поглощает различные предметы. Раскаленные на огне — разогретые докрасна, пышущие жаром медь, железо — проглотит и это» (Чжоу Цюй-фэй. III. 7).

В персидском трактате «Описание ремесел» (XII в.) говорится о том, как можно наделить клинки и мечи необычными свойствами: «Если кто-либо захочет так закалить клинок, что он будет рубить все, что им ни ударить, и станет очень острым, пусть смешает желчь барана с мочой осла и закаливает в этой смеси клинок. После этого клинок будет рубить, все что им ни ударить, и станет очень опасен»; «Закаливание острого меча. Если кто-то захочет закалить острый меч, чтобы он рубил все, что им ни ударить, а рана от него превратилась в свищ и погубила бы человека, пусть употребит для этого кровь мула, смешанную с соком лука-порея. Меч накалит на огне, а потом возьмет кусок войлока, смочит его указанной смесью и закалит в нем меч так, как требуют законы этого мастерства, и не будет меча лучше этого» (Хубайш Тифлиси. VII. 1; 5).

Ал-Идриси пишет о том, что индийцы наделяли мечи магической силой, используя при закалке различные снадобья. Скорее всего, их рецепты держались в секрете. Почему в таком случае Хубайш Тифлиси раскрывает секреты смесей?

(На сенсорных экранах страницы можно листать)