§32. Сандарус

В персидской космографии XIII в. сохранились сведения об обычаях тибетцев, взятые из более ранних источников. «Тибетцы — племя, [живущее] по ту сторону Баграджа1. У них есть храмы, сделанные из коровьих шкур. Внутри [храмы] украшены оленьими рогами. Как только ребенок выйдет из [чрева] матери, [тибетцы] сразу отвешивают ему земной поклон. Они почитают планеты Венеру и Сатурн. Там есть камень, который они жгут вместо светильника. Он похож на янтарь и дает яркий свет» (Чудеса мира. 150). О каком камне идет речь?

Сведения о камне заимствованы из книги путешественника Абу Дулафа, который действительно по пути в Китай видел тибетцев. В литературе о чудесах мира рассказ Абу Дулафа претерпел за триста лет заметные изменения, в чем легко убедиться, познакомившись с первоначальной версией.

«Мы прошли к племени, называемому Туббет, и шли среди них 40 дней в безопасности и спокойствии, питаясь пшеницей, ячменем, бобами и остальными видами пищи, мясом, рыбой, овощами, виноградом и фруктами. Они носят всякую одежду. У них есть большой город из тростника, где имеется храм для поклонения, сделанный из окрашенных бычьих шкур, в котором находится собрание разных вещей, а также рога мускусных газелей. Среди них есть люди из мусульман, иудеев, христиан, огнепоклонников из страны Хинд (Индии). Они платят дань баграджскому алавиту. У них никто не становится царем кроме как по жребию. У них есть особое место для заключения за преступления и злодеяния. Молитва их обращена в сторону киблы» (Йакут ал-Хамави. Словарь стран, с. 81)2.

Из дальнейшего рассказа Абу Дулафа становится ясно, что сведения о камне, который жгут вместо светильника, относятся не к тибетцам; а киргизам: «Они имеют камни, которые светятся ночью, благодаря которым им не нужны светильники и которые употребляются только в их стране». Независимо от того, какое племя использует светящийся камень, остается открытым вопрос о природе этого камня.

Если довериться автору космографии, то придется признать, что тибетцы используют сандарус, внешне сходный с янтарем. Сандарус — желтая ароматическая смола, добываемая из дерева арар рода туи, растущего в Северной Африке. Сандарак горьковат на вкус. Он легче и мягче янтаря. Эта смола была хорошо известна восточным фармацевтам: «В „Ки- таб ал-адхан“ (Книга о маслах): нужно выбирать его красную разновидность, похожую на красный сердолик, твердую и очищенную от скорлупы, то есть чистую» (ал-Бируни. Книга о лечебных веществах. 572).

Ал-Бируни также сравнивает сандарус с янтарем: «Рассказывал некто, посещавший Софала аз-3индж3 и их острова, что дерево сандарус подсекают и дают вытечь из него соку, который постепенно застывает, и поэтому находят в нем то, что в него попадает, а именно — животных и прочее. Оба они (сандарус и янтарь) — вещества двух родов: один из них — тот, что находится в наших странах, а второй — лучшего качества и ценнее его; и разница между ними та, что этот во время обработки в огне пучится, когда же находится вблизи от него — коробится; а тот, более ценный, становится только мягче и растягивается подобно мастике» (ал-Бируни. Минералогия, с. 199).

Янтарь пользовался в Центральной Азии необычайной популярностью, но, разумеется, не в качестве ночных светильников. Его хранили как талисман. Вот свидетельство ал-Бируни: «Я привожу рассказ о янтаре, потому что восточные тюрки имеют склонность к крупным кускам его, обладающим красивым цветом; они хранят его, как хранят хуту, причем предпочитают янтарь румийский за его чистоту и блестящий желтый цвет и не ценят китайский4, который имеется у них, поскольку он ниже румийского. Причиной их пристрастия к нему, как они говорят, является только то, что он отвращает вред дурного глаза» {ал-Бируни. Минералогия, с. 197).

Что же в таком случае жгли по ночам обитатели азиатских гор? У них был широкий выбор. По сведениям ал-Бируни, «в Фергане имеется горный хребет, в котором добываются асфальт (зифт), смола (кир), нефть, черный воск, называемый светильным камнем (чираг-санг)» (ал-Бируни. Минералогия, с. 186). Светильный камень — это асбест. Автор космографии перепутал его с сандарусом. Иными словами, в светильниках в качестве фитиля использовали асбестовую нить, а прозрачный янтарь преломлял свет. Это предположение отчасти подтверждают поздние сведения. Среднеазиатский географ XVII в. Махмуд ибн Вали в сочинении «Море тайн» вновь возвращается к теме светящихся камней, когда описывает область Бадахшан. «В некоторых книгах встречаются известия, что в Бадахшане есть камень, который горит, когда его смазывают маслом. Он горит как фитиль, пропитанный маслом, а иногда бывает, что он и без масла горит, как светильник. Есть там еще другой камень, который, если внесут его в темное помещение, то он слегка светится, так что видны бывают некоторые предметы» (Махмуд ибн Вали, с. 23). Фитиль, смазанный маслом, — это асбестовая нить. Асбест воспринимался как камень, который светит, но не сгорает в огне (см. § 42). «В Индии есть город, в нем находится камень. Если положить камень в огонь, он будет гореть словно светильник. Сколько бы камень ни находился в огне, он будет гореть как свеча и освещать [все вокруг]» (Чудеса мира. 246).

Завершим тему светящихся камней отрывком из средневековой латинской поэмы, сочиненной Марбодом Реннским (1035-1123). Он описывает фантастические свойства асбеста:

Почва Аркадии камень, что назван асбестом, рождает,
Цветом железным, отмечен он дивной природною силой.
Ибо однажды зажженный, он держит возникшее пламя,
И не погасишь его, кто сверкает огнем непрерывно.
И потому он у греков названье имеет «асбеста»,
Что, зажженного раз, ты его погасить не сумеешь.

Марбод Реннский. Лапидарий. 34

В свое время епископ Августин не понял, о чем говорится в книгах по естествознанию, и приписал асбесту способность вечно гореть, тогда как из асбеста изготавливали огнеупорный фитиль, а горело масло. «Аркадийский камень асбестон называется так потому, что раз зажженный уже не может потухнуть» (Августин. О граде Божием. 21. 5). Эти ошибочные сведения повторяются в поэме Марбода и на Эбсторфской карте мира (1284): «Аркадия родит асбест-камень, который, раз зажженный, не может быть потушен»[60].

  • 1. Баградж — государство Богра-хана из династии Караханидов, то есть Кашгар.
  • 2. Кабарга (Moschus moschiferus) — небольшое оленеобразное животное. Рогов не имеет. В Средние века не все разделяли такое мнение. Персидский писатель XIII в. ‘Ауфи сообщает: «Относительно мускусной газели существуют противоречивые мнения. Некоторые утверждают, что мускус появляется из пупка животного, похожего на большую газель с одним рогом посреди головы, которое питается травой, называемой алхамас, а она растет в Тибете и Кашмире» (ал- ‘Ауфи. § 208).
  • 3. Софала аз-Зиндж — область на юго-восточном побережье Африки.
  • 4. О китайском янтаре пишет Чжоу Цюй-фэй (1178): «Говорят, что [растение] фулин, находясь в земле, за тысячу лет превращается в янтарь. Люди [провинции] Цинь, земледельцы, копая землю в горах, случается, натыкаются на янтарь. Вначале не знали, что это такое, но позже им сообщили, что это и есть янтарь. Он правильной формы и достаточно велик. Тамошние люди проносят его на торговые рынки. Продавая его в Цзяочжи, стремительно обогащаются» (Чжоу Цюй-фэй. VII. 4).
(На сенсорных экранах страницы можно листать)