Одо из Черитона (Одон Черитонский)

Одо из Черитона (Odo of Cheriton, 1180/1190 - 1246/47) - английский проповедник и баснописец, получил образование в Париже, проповедовал и преподавал на юге Франции и в северной Испании.

Одо происходил из нормандской семьи, обосновавшейся в графстве Кент и владевшей поместьем в Черитоне. Его отец Уильям принял участие в Третьем крестовом походе под началом Ричарда Львиное Сердце, а затем выступил на стороне короля Иоанна Безземельного. Одо учился в Парижском университете, где в 1211 году получил степень магистра и затем право возглавить церковь в Черитоне. Неясно, было ли его образование богословским, во всяком случае в своем первом собрании проповедей (Sermons on the Sunday Gospels), законченном в 1219 г., он называет себя Доктором Церкви (Doctor Ecclesiae). Есть свидетельства того, что многие из этих проповедей были прочитаны во Франции. И судя по содержащихся в них упоминаниях об одуряющих напитках, нечестных хозяевах гостиниц, алчных рыцарях-госпитальерах, грабителях и враждебно настроенных крестьянах, он на себе испытал опасности путешествия в Святую землю.

В течение следующих нескольких лет Одо посетил юг Франции, а также недолгое время читал лекции в университете Паленсии, после закрытия которого переехал в университет Саламанки. В 1233 году он вернулся в Англию, унаследовав имения своего отца. После смерти в 1246/7 Одо был похоронен в Рочестерском соборе.

Одо из Черитона оставил несколько сборников проповедей и религиозных трактатов, однако его самая известная работа - собрание басен и анекдотов, иногда называемых Parabolæ по вступительным словам пролога (Aperiam in parabolis os meum). Сборник содержит около 117 басен и вариантов, двадцать шесть из которых восходят к басням Эзопа, другие взяты из античных авторов: Сенеки, Овидия и Ювенала; из Библии и английских народных сказок, а также из средневековых авторов: Петра Альфонси, Жака де Витри и Stephen of Bourbon. Сборник сохранился в многочисленных рукописях и был опубликован в 1896 году. Помимо французской рукописи тринадцатого века сохранилась валлийская версия XIV века под названием Chwedlau Odo («Рассказы Одо»), а также ранний испанский перевод.

Parabolæ представляет собой сборник exempla - примеров правильного и неправильного поведения для использования в проповедях. Некоторые из них не имеют сюжета, а просто приводят сведения из средневековых бестиариев, например: «Дикий жеребенок бросается в воду или в яму, если его не сдерживает уздечка». Что иллюстрирует мысль о необходимости дисциплины для спасения от адских мук (№56). Или, скажем, информация о том, что орел обучает своих птенцов смотреть на солнце, выбрасывая из гнезда того, кто не может этого сделать, демонстрирует необходимость стремиться к созерцанию «небесного» (№17). Отмечается также, что, в отличие от Марии Французской, которая в своем «Изопете» (Ysopet), обращается в основном к «благородным» животным, в баснях Одо фигурирует более широкий круг скромных домашних существ.1

  • 1. en.wikipedia.org/wiki/Odo_of_Cheriton

Одон Черитонский. О Лисе, Волке и ведре колодезном

Лиса попала случайно в колодезное ведро и опустилась в колодезь. Пришел волк и спросил, что она там делает. Лиса отвечает: "Милый друг! Здесь у меня больших рыб много-премного; о, если б ты поел их вместе со мною!" Волк и спрашивает: "Как же мне спуститься туда?" Молодая лиса отвечает: "Там наверху есть одно ведро; залезай в него и спускайся вниз". Ибо при колодезе было два ведра: когда одно поднималось, то другое опускалось. Волк залез в ведро, которое было наверху, и опускается вниз. А лиса в другом ведре поднимается вверх.