Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469—1527) родился во Флоренции. По своему происхождению он принадлежал к одному из древнейших родов Тосканы, к тому времени значительно обедневшему. Отец его был юристом. Мать обладала поэтическим дарованием, сочиняла стихи на религиозные темы и привила Макиавелли любовь к литературе. Детство и юность Макиавелли проходили в накаленной общественной атмосфере. С ранних лет он был захвачен политическими интересами. В период бегства Медичи из Флоренции становится секретарем Совета Десяти, ведавшего политическими и военными делами Флорентийской республики. В 1512 году во Флоренции пал республиканский режим, к власти вернулись Медичи, Макиавелли был отстранен от должности, обвинен в заговоре, подвергнут тюремному заключению и пытке и выслан в свое имение. Там в сочинениях "Государь" (1513), "Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия" (1513--1521) Макиавелли подвел итог своей политической деятельности. В годы с 1520-го по 1525-й Макиавелли написал восемь книг "Истории Флоренции". Помимо политических и исторических сочинений Макиавелли пишет две веселые и остросатирические комедии: "Мандрагора" ("Mandragora") и "Клиция" ("Clizia", 1525).1

***

До того как прославиться в качестве самого сильного и ори­гинального политического мыслителя эпохи, Макиавелли дол­гие годы провел на ответственной государственной службе и фактически если не определял, то курировал всю внешнюю политику республиканской Флоренции. К этому периоду его жизни относится большой массив служебных записок, донесе­ний, отчетов о посольствах (в том числе в Рим, в Германию и во Францию) и аналитических разборов, в которых уже просту­пают некоторые черты его политической философии и антро­пологии. Собственно художественных произведений в это время создано немного: главным образом это лирическая, бур­лескная и дидактическая поэзия. Реставрация Медичи во Фло­ренции (1512 г.) лишила Макиавелли места секретаря второй флорентийской канцелярии и обрекла на вынужденное без­действие: восемь лет, проведенные в Сан-Кашано, в неболь­шом имении близ Флоренции, стали самым продуктивным творческим периодом в жизни Макиавелли. В эти годы напи­саны лучшие и знаменитейшие его произведения: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Мандрагора», «Золотой осел», «Бельфагор» и другие, — в эти годы зароди­лась его беспримерная слава, сделавшая его имя символом политической беспринципности и полной свободы от нрав­ственных императивов и его дело — знаменем национального возрождения и гражданской ответственности. В «Государе», произведении, с которым связано возникновение самого поня­тия «макиавеллизма», впервые нашел вполне адекватное и поразительное по своей логической и художественной силе выражения основной мировоззренческий принцип ренессанс­ного индивидуализма: понимание человека как самостоятель­ного субъекта исторической жизни. В 1520 году Макиавелли возвращается на службу в должности государственного исто­риографа ив 1525 году подносит Клименту VII свой последний шедевр — «Историю Флоренции». Умер Макиавелли спустя несколько недель после второго изгнания Медичи из Флорен­ции, но успел увидеть, как последнее в истории его родного города республиканское правительство отказывается от его услуг.

  • 1. Комедии итальянского Возрождения М., "Искусство", 1965
(На сенсорных экранах страницы можно листать)