Древнерусское «Сказание об Аристотеле»

«Сказание о еллинском философе, о премудром Аристотеле» присоединяется во многих списках к «Тайная Тайных». Но если последний памятник восходит к еврейской версии «Secretum Secretorum», то источник «Сказания» иной. Как установил В. Райэн, эта статья представляет собой сильно сокращенный перевод жизнеописания Аристотеля, входящего в знаменитую книгу Диогена Лаэртского (III в. н. э.) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» — одну из самых популярных греческих книг и в средние века, и в новое время (см.: В. Райэн. Древнерусский перевод жизнеописания Аристотеля Диогена Лаэртского. — Slavia, гос. 37 (1968), ses. 2, с. 349—355). Вероятно, объединение «Сказания об Аристотеле» с «Тайная Тайных» произошло уже в древнерусской рукописной традиции.

«Сказание об Аристотеле» кое в чем пополняло сведения древнерусского читателя о прославленном философе древности: здесь приводятся некоторые данные о его жизни, внешности, а также несколько его афоризмов; наконец, описывается странный прибор, который служил Аристотелю будильником. По наблюдениям В. Райэна, при переводе опускалось все, что могло как-нибудь опорочить Аристотеля. С какого языка сделан перевод, остается неясным. «Сказание о еллинском философе о премудром Аристотеле» публикуется по изданию: М. Сперанский. Из истории отрёченных книг, IV. Аристотелевы врата, или Тайная Тайных. СПб., 1908 (Памятники древней письменности и искусства, т. 171), с. 240—241, по рукописи 1640 г. — ГИМ, Синодальное собрание, № 723, лл. 129—131. Текст выверен по рукописи.

По изд.: Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. М.: «Художественная литература», 1984
Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина

 

Сказание об эллинском философе, о премудром Аристотеле

При Аминте, царе македонском, жил эллинский философ Аристотель премудрый, учитель Александра, царя македонского, А учеником он был Платона, философа эллинского; и он превзошел в обучении всех учеников Платона премудростью, и разумом, и во всяких философских и риторических науках и знаниях. Его любил и знал Аминт-царь из-за премудрости и разума его. Этот Аристотель происходил из места Стагира, а отец его был богатым и славным мужем по имени Никомах. Роста он был среднего, голова у него была небольшой, голос высокий, глаза маленькие, ноги худые; а носил он разноцветную и хорошую одежду. Любил он носить перстни и цепи золотые.

Он говорил и писал в книгах своих так: «Бесконечно существо божье, бытие которого не имеет начала, а силой слова его все крепкое происходит», и прочее. И другие многие мудрые вещи он написал и о недугах внутренних разъяснил.

А мылся он в сосуде с маслом оливковым теплым. А когда он ложился в постель свою спать, то держал в руке своей яблоко медное, а под яблоком у постели своей ставил умывальник большой, также медный, для того чтобы, когда он заснет сном глубоким и ослабеет напряжение тела его, тогда выпало яблоко медное из руки его и упало в умывальник. И раздастся стук и звон от них, и это пробудит его от сна глубокого, так что он уже не будет хотеть спать. Это была мера для сна у него.

Однажды премудрого Аристотеля спросили о философии и о свободных мудростях. Он же о философии ответил: «Благодаря ей я могу в жизни то сделать без повеления, что другой не сделает даже по закону и по принуждению». А о свободных мудростях сказал: «Корни свободных мудростей хотя и горьки, но плоды их весьма сладки». И также когда его спросили любознательные: «Какая, — спросили они, — польза человеку в том, что он вместо истины ложь говорит?» — он так им ответил: «Когда такой человек правду скажет, и тогда ему не поверят».

А о дружбе он сказал, что это одна душа, во многих телах живущая. Его вновь спросили: «Как происходит общение и разговор ученого человека с неученым?» Он же им ответил: «Как мертвый не получит от живого ничего, так и неученый человек не поймет ничего в рассуждении ученого человека. Ибо наука, — сказал он, — в жизни приятна и в обиде помогает».

Один человек бранью осыпал и хулы возводил на Аристотеля. Он ушел, но затем вновь возвратился и спросил: «Не досадно ли тебе то, что я тебя в глаза бранил и хулил?» Аристотель же ему ответил: «А я на тебя тогда не смотрел». И опять тот же человек сказал Аристотелю: «Слышал я, — сказал он, — как другой человек за глаза великой бранью тебя осыпает и хулы на тебя изрекает». А тот ему ответил: «О человек, когда я от него прочь уйду, пусть он хоть бьет меня».

 

Примечания

При Аминфе, царе макидонстем... — Македонский царь Аминта III, отец Филиппа Македонского, правил в 393/392 — 370 гг. до н. э. Диоген Лаэртский пишет, что другом царя Аминта был Никомах, отец Аристотеля, служивший его придворным врачом.

...учитель Александра, царя макидонскаго. — В 343/342 г. Филипп Македонский призвал Аристотеля для обучения своего сына Александра.

...от страны Стачеритския, отца же богата и славна мужа именемъ Ничемача. — Стагир — маленький городок в древней Фракии.

А. говорил ...нутренних изъявил, — Этому отрывку нет соответствия в сочинении Диогена Лаэртского.

А. самъ умывался в суднѣ маслом древяным теплым... — Диоген Лаэртский говорит, что после купания в масле Аристотель его продавал.

...о свободных мудростех... — В оригинале — об «учении». Насчитывали семь «свободных мудростей»: грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия.