Александр и ядовитая девица

Римские деяния. Гл. 11

История о царе Александре и ядовитой девушке появляется в сочинении «Тайная тайных», которое приписывалось Аристотелю. На самом деле это сочинение, представляюшее собой сборник наставлений в делах правления, было написано по-сирийски и затем переведено на многие языки, в том числе еврейский и латынь. В составе «Тайная тайных» присутствует только один сюжет, связанный с легендами об Александре, - это именно история ядовитой девицы. Аристотель (или тот, кто составил от его имени «Тайная тайных») обращаете к своему ученику, Александру, со словами:

«Вспомни поступок царицы Индийской, когда она в знак дружбы послала тебе множество прекрасных даров, среди которых была эта самая наипрелестнейшая девица, с детства пившая змеиный яд, так что природа ее обратилась в природу змеиную. Хорошо, что я тщательно рассмотрел ее и распознал в ней козни волшебства, ибо она коварно, ужасно, неприступно и бесстыдно старалась не смотреть людям в лицо, а все потому, что одним только взглядом лишала человека жизни. Однако, я смог это проверить на деле, и, если бы я доподлинно не продемонстрировал тебе это, смерть твоя наступила бы от желания совокупиться с нею».

Примечательно, что в этом рассказе, как и в версии, изложенной в «Римских деяниях», девица наделяется чертами внешней привлекательности, а заодно и бесстыдства. Ее убивающий наповал взгляд несет в себе не только яд, но соблазн, которого, само собой, читателям следовало остерегаться. Эта героиня была весьма популярна в средневековой литературе, потому что на ее примере можно было изучать свойства змеиного яда и его действие на людей. Трудом «Тайная тайных» интересовался изобретатель очков, философ и натуралист, английский францисканец Роджер Бэкон, отметивший, что девица убивала «одним взглядом или укусом». Альберт Великий, ученый-энциклопедист, живший во второй половине XIII века, так пересказывал этот сюжет в своем исследовании «О животных»: «Среди прочих чудес известно, например, и такое, о котором упоминает Аристотель в книге о том, как следует властвовать правителям, написанную им для Александра, а именно что к Александру была послана девица, от укуса которой люди умирали, словно от укуса змеи, ибо ее слюна была ядовита».   История отравленного подарка, присланного Александру Македонскому индийской царицей (именно индийской - представление о том, что коварная царица была северной, скорее всего, ошибка средневековых латинских переписчиков), стала известна в средневековой Европе и из переводов сочинений арабских медиков. Так в «Каноне медицины» Авиценны переводчик Герард Кремонский (XII в.) обнаружил следующий рассказ: «Была выращена девица с ядом, чтобы с помощью ее убивать царей, которые с нею встречаются, и, когда ее строение подверглось самому пристальному изучению, оказалось, что слюна ее убивает животное и что слюна куриная с ней не сравнится». Авиценна, скорее всего, опирался на сведения другого арабского медика, аль-Рази (ок. 864-925), чьи медицинские сочинения были также известны европейцам, и говорилось в них так: «Эфиопы, если хотят убить кого-нибудь из царей, кормят девицу ядом. И когда оная дотрагивается до трав, они засыхают, и ее слюна убивает кур и других животных, и даже мошки ее опасаются».

Со временем на ядовитую девицу стали переносить свойства василиска, и, по мнению многих авторов, она убивала не то что укусом или поцелуем, а одним взглядом. Живший в XIII веке врач из Монпелье Бернард Гордон записал в своей книге «Лилия медицины», что василиск опасается смотреться в зеркало или щит, ибо тем самым может убить самого себя, «то же самое можно сказать и о менструирующей женщине». Скорее всего, созвучные слова menstruosa и venosa, последнее означает «ядовитая», сыграли с врачом коварную шутку. Однако общность ядовитой девицы и не менее опасного василиска была установлена в медицинской литературе.