Книга изречений философов древности (фрагменты)

«Книга изречений философов древности» была переведена в XIII веке на латынь при дворе императора Фридриха II (возможно, его личным врачом и другом Джованни да Просида).
По изд.: Повесть о рождении и победах Александра Великого / Пер. с лат. и ст-фр., сост., вступ. ст. и ком. Н. Горелова. СПб.: Азбука–классика, 2006.

***

Жизнеописание Александра

Когда приблизился час смерти Александра, он завещал, чтобы его тело положили в золотой ковчег, отнесли в Александрию и похоронили там. Его последнюю волю исполнили приближенные Александра, а именно цари, полководцы и мудрецы, которые понесли ковчег на своих плечах. И тогда один из великих встал и сказал: «Тот, кто не плакал по другим царям, ныне плачет, и тот, кто не дивился ничему, теперь придет в изумление». И обратился к мудрецам: «Пусть каждый из вас скажет что-либо, чтобы укрепить нас и утешить народ». И тогда вышел один из учеников Аристотеля, положил руку на гроб и сказал: «О прекрасный оратор, что же ты замолчал? О многочтимый, что же ты попал, словно охотничья добыча, в эти силки?». А другой сказал: «Александр привык заботиться о золоте и серебре, а теперь золото позаботится о нем». Третий сказал: «Ныне ты освободился от нечистых грешников и вошел в число праведников». И еще один сказал: «Вчера он усмирял людей, а сегодня сам усмирен». И еще один сказал: «Вот тот, кто вчера попирал царей, а сегодня он стал нашим пленником». И еще один сказал: «Вот тот, кто охватил своей десницей всю землю, а теперь поместится и в два охвата» (Досл. «а теперь он заключен внутри меры двух двойных шагов».). И еще один сказал: «Вчера у Александра был слух и никто не осмеливался говорить перед ним, сегодня же все говорят в его присутствии, а он ничего не слышит». И еще один сказал «Сколь выдающимся было величие Александра, столь тяжел его конец». А другой сказал: «Даже те, кто не видел Александра, привыкли его бояться, ныне же не боятся и те, кто на него смотрит». И еще один сказал: «Вот тот, к кому не хотели приближаться враги, ныне же и друзья подходят с трудом». И еще один сказал: «Вчера Александр простирал десницу своей власти над народами, а сегодня и до себя не может дотронуться рукою».1

Александр отправился к брахманам, но они послали к нему высокородного мудреца, через которого передали: «Повелитель, нет тебе нужды сражаться с нами, ибо мы бедны и не владеем ничем, кроме мудрости. Если же тебе нужна мудрость, попроси Бога, чтоб Он наделил тебя ею, потому что ее не добывают в сражении». Услышав это, Александр приказал своему войску ждать на месте, а сам отправился с посланцем, в сопровождении небольшого отряда, и обнаружил, что эти люди бедны и неодеты, а их жены и дети собирают на полях травы. Проведя среди них какое-то время, он с помощью вопросов убедился в их великой мудрости. Наконец он сказал: «Не попросите ли вы, чтобы я даровал вам что-либо?» Они ответили ему на это: «Не просим у тебя ничего, разве что дай нам жить вечно». Он ответил: «Как может дать вечную жизнь тот, кто не в силах и одного часа прибавить к своей собственной жизни? Это не во власти живущих!» Они возразили: «Так чего же ради ты стремишься истребить столько народов и собрать столько сокровищ, разве ты знаешь, кому это все останется?» Он ответил: «Я совершаю это не ради себя. Мой Бог послал меня, чтобы я распространил повсюду свою веру и уничтожил неверных. Разве вы не знаете, что волны на море поднимает ветер? Так и я, если бы мне не было предначертано, не сошел бы со своего места. Я же до самой смерти буду повиноваться велениям Бога и покину этот мир нагим, ибо нагим я в него пришел».

Говорят, что Александр захотел обойти свое царство, ибо не желал верить рассказам других до тех пор, пока не увидит все своими глазами. Как-то раз, когда он, будучи неузнанным, проезжал какую-то деревню, он появился перед одним из своих судей. И увидел, как два человека спорили друг с другом, и одни из спорящих сказал: «Я некогда купил у него дом, и, живя в нем, обнаружил зарытые под землею сокровища, и позвал его, чтобы он их забрал, а о» забирать не желает». Судья спросил его: «Что ты на это ответишь?» Тот ответил: «Я никаких сокровищ не зарывал, так что это не мое н брать не буду». Оба сказали судье «Вели взять их и положить, куда пожелаешь». Судья им: «Прекратите распрю и выслушайте меня: если вы ищете правды и справедливости, то сделаете то, что я вам скажу». Тогда он сказал истцу: «У тебя есть сын?» Тот ответил: «Да». Он спросил ответчика: «У тебя есть дочь?» Тот ответил: «Да». Тогда судья сказал: «Идите и заключите брак между вашими детьми, и сокровища эти достанутся им». Александр, услышав это, с удивлением сказал судье: «Никогда бы не поверил, что существуют люди, которые судят и поступают подобным образом». Не узнав его, судья ответил: «Разве существуют те, кто поступил бы иначе?» Александр сказал: «Много людей на свете, которые бы так не рассудили и не поступили». Судья спросил: «А в их стране идет дождь?» Тут Александр удивился еще больше и сказал: «На таких, как он, держатся земля и небо!»

Рассказывают, что Александр проезжал через город и увидел, что все дома в нем одинаковой высоты, а вместо дверей у них — пустые проемы, и нет там ни одного судьи. Он сказал им: «Что же это я вижу? Почему у вас все дома одинаковые?» Они ответили: «Возводить неодинаковые по высоте постройки — это несправедливо, а мы ни о чем, кроме справедливости, не заботимся». Он спросил: «Почему у вас вместо дверей — пустые проемы?» Они ответили; «Потому что мы свои дома знаем и хотим поскорее попасть в них». Он сказал: «Почему у вас нет судьи?» Они ответили: «Мы поступаем справедливо, а потому в судье не нуждаемся».

Когда Александр начал править ему было восемнадцать, и продлилось его семнадцать лет, из которых он семь лет сражался и восемь лет пребывал в покое, он одержал победу над двадцатью двумя народами, за два года обошел весь мир с востока на запад. В его войске было триста двадцать три тысячи воинов, не считая слуг и прочих людей. Он умер в возрасте тридцати пяти лет. Александр был рыж, покрыт веснушками, один зрачок у него был пестрый, другой - черный, зубы маленькие и острые, облик львиный, он был очень силен и с отрочества привычен к сражениям.

Александр сказал: «Среди бесчестья человеку надлежит всегда хранить стыд: внутри дома — перед женой, детьми и слугами, снаружи — перед людьми, попадающимися ему навстречу, и даже тогда, когда за ним никто не наблюдает, — перед душой, которая не покидает его. И если же он не испытывает стыда перед людьми, пусть преисполнится стыда перед Богом».

И повелел он ежедневно восклицать перед своими людьми: «О люди, слушаться Бога - это лучше, чем грешить, вы должны быть осмотрительны, отчего крепнет смирение и уменьшается упрямство».

Он сказал: «Мир покоится ни на чем ином, как на мудрости, это она движет царствами, из нее берут исток все помыслы и изречения, ей все повинуется».

Он сказал: «Мудрость - это посланец разума, и если посланец лжет, то его наказывают».

Случилось Александру оказаться в одной деревне, где правили некогда семеро царей. Когда он спросил, остался ли хоть один из них по сию пору, жители сказали ему в ответ: «Остался только один». Он им сказал: «Покажите его мне». Они ответили: «Он постоянно пребывает на кладбище». Александр велел его позвать и, когда его привели, спросил: «Почему ты постоянно обитаешь на кладбище, пренебрегая заветами предков? Ведь тебя хотят посадить на престол твоего отца». Он ответил: «О счастливый царь, сейчас я занят другим, а когда закончу, сделаю то, что ты мне велишь». Александр ему: «Чем же ты занят, постоянно обитая на кладбище?» Он ответил: «Пытаюсь отделить кости царей от костей их подданных, но они ничем друг от друга не отличаются, так что я никак не могу узнать, какие именно кости мне следует сложить отдельно». Александр ему: «Ты должен стремиться к славе, и если ты хоть сколько-то благоразумен, то стяжаешь славу предков». Тот ответил: «У меня благоразумия — хоть отбавляй». Александр спросил: «Это в чем?» Он ответил: «Да в том, что я ищу того, у которого есть жизнь без смерти и без старости, и богатства, уживающиеся с бедностью, и грусть, умеющая веселиться, и здоровье, исцеляющее больных». Александр сказал: «Ничего из этого у меня нет». Он ответил: «Попроси у того, у кого есть». И тогда Александр сказал: «Никогда не видел человека столь проницательного».

Он провел в этом месте день, ожидая, как у него  было заведено, что кто-нибудь придет с прошением, однако ни один человек не явился, и тогда он сказал своим помощникам: «Этот день я не зачту в число дней моего царствования».

Приближенные сказали ему: «В войске Дария триста тысяч человек», - на что Александр ответил: «Хороший повар и большую толпу накормит».

К нему пришли патриархи и сказали: «Поскольку Бог поставил вас на царство, чтобы иметь множество детей, возьмите себе несколько жен». Он им ответил: «Негоже тому, кто одержал верх над сильнейшими из мужчин, быть покоренным женщинами».

К нему пришел некто в рваных одеждах, отменно говоривший и хорошо отвечавший на вопросы. Царь сказал: «Твое платье должно быть подобно твоему разуму, ты по праву можешь облечь свое тело в наряды подобно тому, как благодаря познанию обогатилась твоя душа». Тот ответил: «Разум я обрел сам, вы же можете пожертвовать платье». И повелел <Александр> царскими подарками одеть его наготу.

А еще привели к нему разбойника, которого он приказал повесить, и разбойник говорит: «Раскаиваюсь в том, что совершил». - «Ну так пусть тебя я повесят раскаивающимся», — ответил Александр.

К нему пришел один человек и говорит: «О царь, ты поклялся дать мне десять тысяч мараведи». Он ответил: «Ты недостоин». Тот сказал: «Я-то недостоин иметь, но ты достоин, чтоб дать».

Он спросил у мудреца Платона: «Как должен поступать царь?» Тот ответил: «Ночью размышлять о добром управлении людьми, а днем совершать то, о чем размышлял ночью».

Его спросили: «Кто из оказавшихся под твоей властью наиболее тебе угоден?» Он ответил: «Поскольку служащие мне поступали более чем достойно, то я могу это выяснить, вознаградив их за службу».

Он спросил Аристотеля: «На кого мне можно положиться в делах?» Тот ответил: «Если кто хорошо управляет собственными слугами и подданными, поручи ему управление твоим домом, если кто получил  наследство и десятикратно его приумножил, то  поставь его над твоим имуществом».

У него стали спрашивать, почему он сам сражается, на что Александр ответил: «Не подобает, чтобы я отдыхал, а другие за меня сражались».

Патриарх ему сказал. «У нас множество рабов-пленников». Он ответил: «Не хочу быть повелителем рабов, ибо я уже стал повелителем свободных».

К нему пришли двое, и Александр им сказал: «Одного из вас решение удовлетворит, другого нет, поэтому примите истину, и она удовлетворит вас обоих».

Александра спросили: «Почему ты почитаешь своего наставника больше, чем отца?» Он ответил: «Потому что отец даровал мне быстротечную жизнь, а наставник вечную».

Он сказал: «Самое ценное в моем царствовании то, что, имея власть над обидчиками, я им не мщу».

Когда дочери Дария оказались в плену и Александру рассказали об их красоте, он не пожелал ни видеть их, ни поступать непристойно, сказав: «Постыдно победить врагов, сражавшихся с нами, а их женщинам, оказавшимся у нас в темнице, позволить победить нас».

Держал перед ним речь один проповедник, и проповедь его вышла такой длинной, что с досады Александр сказал: «Не та проповедь достойна похвалы, на которую уходят все силы проповедника, а та, которая окажется по силам его слушателям».   Один из находившихся при нем спросил: «Как человеку заслужить любовь?» Александр ответил: «Если состояние позволяет, то совершая благодеяния тем, кто ему противостоит, а если не позволяет, то не нанося им вреда».

Он спросил некоего мудреца: «Как отринуть от себя удовольствия?» Тот ответил: «Пусть тебе расскажет тот, кто верит, что это возможно».

Ему сообщили: «Двое братьев поспорили в ваше отсутствие, один сказал другому: „Удивительно ко- ли о нашем поступке узнает царь"2. А другой ответил: „Мы никоим образом не можем пренебрегать тем, что должны сделать, только из-за того, что царь об этом не узнает"». Царь повелел одарить их.

Он сказал: «Людям больше приносят пользы не друзья, а враги, ибо враги упрекают друг друга в ошибках, что способствует их исправлению. Друзья же не обмениваются взаимными упреками, а, наоборот, стараются не заметить плохого, и это избежать ошибок не помогает».

У него спросили: «Как тебе, столь молодому, удалось достичь такого могущества?» Он ответил: «Ибо я стремился обрести многих друзей и делать врагам добро, благодаря этому и стал могущественным».

Он сказал: «Самая горькая из потерь выпала на долю того, кто потерял не сына или богатство, а друга».

Он сказал: «Пусть лучше люди уповают на твои благодеяния, чем опасаются того зла, что ты на них можешь обрушить».

Как-то раз, когда Александр прогуливался в порту, люди приняли его за одного человека, над которым обычно подшучивали, и облили его водой. Узнав же, что это был Александр, они перепугались до смерти.

Он сказал им: «Не бойтесь, ибо вы так поступили не со мной, а с тем, кого облить собирались».

Как-то раз Аристотель занимался с Александром и с детьми других царей, и вот Аристотель спросил каждого из них; «Что ты мне дашь, когда будешь царствовать?» Один ответил: «Отдам тебе все мое движимое имущество». Он спросил другого, и тот ответил: «Отдам тебе отцовское царство». Тогда он спросил Александра: «А ты что сделаешь?» Он ответит: «О том, что я дам тебе завтра, ты сегодня не спрашивай, а о том, что хочу сделать для тебя сейчас, спроси, если тебе угодно. Если буду править, тогда я стану поступать во всем точно так же, как ты». И сказал Аристотель: «Мне абсолютно ясно, что ты в будушем станешь великим царем, ибо о том свидетельствуют и твоя природа, и внешний облик».

Своего управителя, который находился при нем долгое время и не выказал никаких недостатков, Александр как-то упрекнул: «Я недоволен твоей службой». Тот ответил: «Почему, господин?» — «Я человек и не защищен от ошибок, если за столько времени ты не заметил за мной ни одной ошибки, то ты невежда, а если заметил и скрыл, то коварный обманщик».

Он сказал: «Ум не устает искать знаний, а тело, в котором он заключен, оными пренебрегает».

Спросили Никомаха: «Каким образом люди столь быстро подчиняются Александру?» Он ответил: «Потому что он наделен такими качествами, как справедливость и приветливость, превосходными и в жизни, и при царствовании».

У Александра в обычае было напоминать своим клиентам: «Одинаково почитайте родителей, друзей и благодетелей ваших».

Два человека сватались к дочери богача, один был беден, другой богат, и богач предпочел ее отдать бедняку, а не богачу. Александр спросил: «Почему ты так поступил?» Он ответил: «Ибо богач-невежда может стать бедняком, а мудрый бедняк может стать богачом».

Александр сместил с должности одного из своих людей благородного происхождения и назначил на нее человека менее знатного. Спустя какое-то время Александр спросил его: «Каким образом ты получил свою должность?» Он ответил «Должность не делает человека благородным, но благородный человек может придать благородства своей должности, ведя жизнь, достойную похвалы, и широко поощряя справедливость».

<...> Александр спросил у одного мудреца: «На чем держится царская власть?» Он ответил: «На послушании народа и справедливости царя».

Случилось Александру с кем-то сражаться, но, когда против него вышли сражаться женщины, он отказался вступать в битву, сказав: «За победу над этим войском мы не стяжаем славы, а если они нас победят, то будет нам вечный позор».

Он говорил: «Делай добро, если хочешь, чтоб тебе добро делали».

Александр сказал: «Когда это требуется отправляйся сам вместе с царем, ибо отплывших в море и застигнутых штилем куда меньше, чем тех кто оказался во власти поднятых бурей волн».

И еще говорил: «Сколь позорно пообещать и не сделать, куда лучше сделать, даже не обещая».

Он говорил: «Свобода достойна похвалы, те, кем владеют другие, лишены честолюбия».

Отец советовал ему внимательно слушать наставления учителя, на что он ответит «Я стремлюсь не просто слушать, но и исполнять».

 

Жизнеописание Диогена

Диоген по прозванию Сварливый был мудрейшим из людей своего времени. У него не было жилища, он всегда засыпал в том месте, где заставала его ночь, ел и отдыхал тогда он, когда был голоден и ощущал в этом потребность, безо всякого стеснения, будь то днем или ночью, ни в чем не нуждался и носил льняные одежды. Вот какой была его жизнь до самой смерти. Его спросили: «Почему тебя называют Сварливым?» Он ответил: «Ибо я презираю воровство и благоволю к мудрецам». Александр, увидев, что он вообще не обращает на него внимания, сказал: «О Диоген, почему ты меня презираешь и не удостаиваешь своим взглядом?» Диоген ответил: «А какой мне толк в рабе моего раба?» Александр спросил: «Почему это я — раб раба твоего?» Диоген ответил «Я одержал победу, обуздав стяжательство, так что оно мне служит, ты, наоборот, у жадности на службе, вот почему ты и есть раб моего раба, который мне служит». Александр сказал: «Если ты попросишь у меня чего-нибудь, что я могу    пообещать в этой жизни, то я тебе это дам». Он ответил: «Чего мне у тебя просить, ведь я тебя богаче. То немногое, что у меня есть, удовлетворяет меня намного больше, чем тебя - то многое, чем владеешь ты». Александр спросил: «Кто похоронит тебя после смерти?» Он ответил: «Тот, кто захочет убрать со своих глаз ужасный гнилой труп».

Он сказал Александру: «Не стремись, царь, чтоб тебя хвалили за твою красоту, или за прекрасные одежды, или за то, как ты скачешь на коне, стремись к тому, чтобы прославиться добротой и щедростью, которые тебе присущи».

Он увидел Александра, перед которым стоял стихотворец, прославлявший его, Диоген же, взяв хлеб, принялся есть, а когда спросили: «Что же ты делаешь?» - ответил: «Это полезнее, чем слушать лживую лесть». И добавил: «Если ты хорошо поступаешь и тебя хвалят, то ты не лучше того, кто поступает дурно».

Александр спросил: «Чем я могу заслужить от Бога хорошее вознаграждение?». Он ответил: «Добрыми делами».


 

  • 1. Впервые историю о философах, собравшихся вокруг Александра, мы встречаем в сборнике новелл «Наставление клирикам» (гл. XXXIII) Петра Альфонси, оттуда она попала в состав «Римских деяний» (гл. 31 - «О непреклонности смерти») и обрела немалую популярность.
  • 2. Братья спорят о том, узнает ли Александр о содержании их спора.