Норрис Лэйси. Король Артур: легенда или исторический персонаж

Согласно легенде, король Артур был вождем бриттов на протяжении V или VI века. Но, насколько известно исследователям, король Артур — персонаж, совмещающий в себе несколько реальных и вымышленных личностей. С момента создания легенда все время обрастала новыми эпизодами. Ученые пытались идентифицировать одну или несколько личностей, но почти все попытки были неубедительными. Некоторые из них приводили к заявлениям о том, что был найден «настоящий Артур», но только немногие из этих исследований были связаны с серьезной наукой.

Рождение легенды

Доблесть в бою сделала Артура главной фигурой победоносной битвы против саксов, врагов бриттов, которые вторгались в Британию после ухода римлян в 410 году нашей эры. В VI веке монах по имени Гильда Премудрый написал книгу, в которой создал летопись войн между саксами и бриттами. Монах не упоминал Артура, но описал битву при Бадонском холме, которая позже стала с ним ассоциироваться.

В книге «История бриттов», предположительно написанной в IX веке монахом Неннием, появились дополнительные детали, но все же было мало информации о самом Артуре. Ненний описал Артура как dux bellorum, то есть военного лидера. Особенно ярко Ненний перечислил двенадцать битв Артура, последней из которых была битва при Бадонском холме. В этой битве Артур убил 960 врагов. Но в этой книге ничего не говорилось о жизни Артура.

Первая относительно полная, хотя и вымышленная, биография Артура появилась через три века после Ненния. Это «История королей Британии», написанная на латыни Гальфридом Монмутским около 1137 года. Многие детали этой истории знакомы читателям, которые знают истории об Артуре, созданные современными авторами. В версии Гальфрида описана история о зачатии и рождении короля Артура в результате любви между Утером Пендрагоном и замужней женщиной Игрэйной. Согласно легенде, Утер при помощи колдовства Мерлина принял облик мужа Игрэйны и провел с ней ночь.

Молодой Артур стал королем и с помощью волшебного меча Экскалибура выиграл сражение с саксами. Затем наступили двенадцать лет мира, в течение которых Артур основал знаменитый кодекс рыцарства и женился на Гвиневре. Гальфрид также написал об измене Мордреда и его битве с Артуром, который после этого удалилися на остров Авалон. Но Гальфрид ничего не написал о возвращении Артура.

Король Артур и рыцари Круглого стола

Писатель по имени Вас перевел часть текста Гальфрида Монмутского на французский язык и добавил в него много деталей, которые вызвали новые дискуссии. Он же добавил одну из главных деталей легенды об Артуре — Круглый стол. Со второй половины XII века французские авторы черпали вдохновение из историй об Артуре и предложили оригинальные дополнения.

«Кретьен де Труа в своих пяти романах об Артуре развил кодекс рыцарства и любви, придумал название Камелот, историю измены Ланселота и Гвиневры и легенду о чаше святого Грааля. Однако вместо биографических деталей Кретьен и другие авторы концентрировались на эпизодах из жизни одного или нескольких рыцарей. Согласно этим легендам, слава короля и престиж его королевского двора привлекали рыцарей из далеких земель.»

Французские авторы последующих веков совместили ранние работы и составили длинные и детализированные романы, многие из которых стали объемными циклами. Один из них — цикл «Ланселот — Грааль» — представляет собой универсальную историю, которая начинается со времени распятия Христа, но концентрируется на жизни Артура и приключениях его рыцарей. Этот цикл объединяет знакомых ранее персонажей и мотивы. Например, в нем рассказывается о братстве Круглого стола, Мерлине, роковой любви Ланселота и Гвиневры и предательстве Мордреда. Значительная часть цикла фокусируется на поисках святого Грааля, в которых преуспел только Галахад как самый чистый из всех рыцарей.

Этот цикл был одним из числа источников, которые использовал сэр Томас Мэлори, чья «Смерть Артура», написанная в 1470 году, стала самой влиятельной из всех историй. Мэлори использовал материалы других историй и модифицировал содержание эпизодов, предложив хронологию от зачатия Артура и его рождения до приключений его рыцарей. Он также ничего не написал о возвращении Артура с Авалона, но написал, что многие люди его предрекали.

Жизнь Артура

Записи о жизни Артура сильно отличаются друг от друга, но некоторые биографические элементы в большинстве текстов остаются одинаковыми и считаются каноническими. Согласно легенде, Артур был зачат, когда Мерлин изменил внешность Утера Пендрагона, сделав его похожим на мужа Игрэйны, которую Утер страстно желал. Когда Артур был молод, перед церковью появился большой камень, из которого торчал меч. На камне было высечено, что человек, который сможет вытащить меч из камня, станет королем Англии. И только Артур смог это сделать.

Будучи королем, Артур создал братство Круглого стола, и его рыцари искали приключения по всей стране. Артур женился на Гвиневре, а позже она  вступила в отношения с Ланселотом. Поиски святого Грааля начались, когда ко двору приехал Галахад, предопределенный рыцарь Грааля и сын Ланселота. Большинство рыцарей приступили к поискам Грааля, но только Галахад смог его найти. У Ланселота это не вышло из-за его греховной любви к королеве. Он поклялся, что покончит с этими отношениями, но, как только он вернулся ко двору, его решимость ослабела, и влюбленные продолжили свои отношения.

О романе Ланселота и Гвиневры вскоре стало известно. Гвиневра попала в тюрьму. Ланселот сбежал, а затем вернулся, чтобы ее спасти. При этой попытке он убил братьев Гавейна, не узнав их. Гавейн, племянник Артура, поклялся отомстить за смерть братьев, и в результате армии Ланселота и Гавейна встретились на поле битвы. Артур нехотя встал на сторону Гавейна.

Из-за этой войны Артур покинул королевство и оставил его своему бастарду Мордреду, но Мордред задумал захватить трон и жениться на Гвиневре (а в некоторых текстах женился на ней), но она сбежала. Вскоре Мордред и Артур встретились на поле боя. Артур убил своего сына, но и сам получил тяжелое ранение.

Научные исследования жизни Артура

Король Артур никогда на самом деле не существовал. Это довольно ясно. Менее ясно, существовал ли Артур как личность, которая стала центром легенды. Ранние кельтские легенды основывались на народных верованиях об Артуре, а авторы начала XII века писали только о жизни Артура после его мнимой смерти. Серьезные исторические исследования легенд об Артуре заставили ученых отделить поверия от реальных событий V и VI веков. Самые ранние отсылки к Артуру состоят из описаний его сражений, коротких анекдотов и развернутых записей вроде тех, что составил Гальфрид Монмутский. Они чаще всего являются смесью истории, народных традиций и авторского вымысла.

Академические исследования жизни Артура начались в начале ХХ века и поначалу концентрировались на битвах Артура с саксонскими завоевателями. Робин Джордж Коллингвуд предположил, что этот Артур был лидером кавалерии. Кеннет Джексон изучал некоторые места битв и заявлял, что Артур мог быть воином по имени Арториус, который путешествовал по стране с военными целями, но жил на юго-западе. Другие ученые считали, что он был северянином. Джеффри Эш нашел некого Риотамуса (что значит «верховный король»), которого называли королем Артуром в текстах начала XI века. Риотамус провел армию по проливу и бился с галлами во Франции.

Эти и другие исследования не удержали людей из академической и неакадемической среды от попыток доказать, что настоящие Артур и Грааль действительно существовали. На самом деле Артур, каким мы его знаем, может быть персонажем, который включал несколько личностей. Либо мог существовать один человек, с которым было связано множество известных легенд. Но он мог быть и просто чьей-то выдумкой.

Серьезные научные исследования легенды часто фокусируются на таких местах, как Гластонбери, Тинтагель и замок Кэдбери. Последний вызывал особый интерес начиная с XVI века. Термин «замок» связан с ранней историей Британии. Кэдбери находится на укрепленном холме. Раскопки в этих местах не дали информации о короле Артуре, но много рассказали о жизни, которой он мог бы жить, если бы существовал.

Настоящий король Артур

Персонажами, которые могли действительно существовать, были Мордред и Бедивер, упоминающиеся в ранних текстах об Артуре, а также Мерлин, который мог быть смесью двух более ранних фигур. Ланселот, Гвиневра и все остальные — это полностью вымышленные персонажи. Артур — особый случай. То, что мы не можем с уверенностью определить, существовал ли Артур, вдохновляет людей на постоянные попытки это доказать. Книги, статьи и журналистские расследования время от времени заверяют нас, что кто-то нашел след настоящего короля Артура. Лишь немногие из них стоят внимания, но эти попытки все же продолжаются. Короля Артура никогда не было, но мы по крайней мере можем говорить о простом человеке по имени Артур. Ученые предлагали разные модели. В 1924 году Кемп Малоун предположил, что существовал римский солдат по имени Луций Арторий Каст. Будучи предводителем войска, он жил во II веке нашей эры и был знаменитой военной фигурой. О нем мало известно, но многие события этой эпохи кажутся связанными с ним.

Джеффри Эш предложил альтернативную теорию. Его аргумент касается Риотамуса, который провел армию через пролив. Риотамус — видный кандидат на роль Артура, потому что последнее упоминание о нем появляется, когда он приближается к бургундской деревне с очень артурианским названием Авалон. Однако независимо от того, стоял ли определенный человек за всеми легендами, они росли и преумножались, приобретая новые выдуманные сюжеты.

Эволюция легенд об Артуре

Популярность легенд о короле Артуре постепенно ослабла в XVI–XVIII веках, но так и не сошла на нет. Легенды вновь стали очень популярны в XIX веке, особенно в англоговорящих странах. Есть определенные элементы артурианских легенд, которые становились общественным резонансом еще со Средних веков: Камелот, меч в камне, адюльтер Ланселота и Гвиневры, а также Круглый стол. Возможное спасение и возвращение Артура — это мотивы, от которых уклонялись ранние авторы. Мэлори писал, что «некоторые люди» говорили, что Артур вернется. Вера в возвращение Артура крепла на протяжении веков, и некоторые романисты брали этот сюжет за основу своих историй.

Поиски священного Грааля — это исключение, потому что значение этого мотива оставалось прежним на протяжении веков. В средневековых легендах Галахад, самый благородный из всех рыцарей, нашел святой Грааль, а остальные рыцари вернулись ко двору с неудачей. Большинство рыцарей Камелота погибли, а превосходство рыцарства было несовместимо с духовностью Грааля. Но во многих фильмах и романах сам Артур ищет Грааль.

Грааль стал гибким мотивом. У Кретьена де Труа он был чудесным святым подносом, а затем стал блюдом или чашей Тайной вечери. В Германии Вольфрам фон Эшенбах представил его как камень, упавший с небес. Авторы ХХ и XXI веков сильно модифицировали эту историю. В «Короле» Доналда Бартелма Грааль — это деструктивная бомба, которую лучше не трогать. В некоторых произведениях он сделан из бумаги или вообще не существует.

Современные интерпретации

Главным дополнением к легенде в XIX веке была «Идиллия короля» Теннисона — поэтический шедевр, который вдохновлял писателей и художников на протяжении двух веков. Совершенно иным по духу был роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», который показал юмористический потенциал легенды. В Англии прерафаэлиты Уильям Моррис, Данте Габриэль Россетти и Эдвард Берн-Джонс создали работы, посвященные Артуру. Еще один памятник артурианы — опера «Парсифаль» Ричарда Вагнера. В ХХ веке вышло около тысячи работ на тему Артура, и трудно выделить несколько. Артурианские легенды стали сюжетом многих произведений научной фантастики, детективов, феминистских романов, подростковой литературы и фантастики. Заметными романами на эту тему были «Последнее волшебство» Мэри Стюарт, «Меч на закате» Розмэри Сатклифф, «Arthur Rex» Томаса Бергера и «Туманы Авалона» Мэрион Зиммер Брэдли, который считается феминистским романом.

Современные работы на тему Артура появляются не только на английском языке. Французский писатель Рене Баржавель написал роман «Чародей», а немец Танкред Дорст — драму «Мерлин, или Пустынная земля». В кино легенда разрабатывалась в работах «Экскалибур» Джона Бурмена и «Монти Пайтон и Священный Грааль» Терри Гиллиама.

Огромное число интерпретаций, которые появились в ХХ веке, заставляют задуматься: чем объясняется популярность легенды не только в английской культуре, но и во Франции, Германии, Италии и по всему миру? На этот вопрос нет четкого ответа. Некоторые читатели, возможно, интересуются постримской историей Британии, в которой представления о новых хороших людях приходят на смену темному прошлому. Других привлекают понятия чести и социальной ответственности, несмотря на то что в ранних записях появлялись сюжеты войн, измен, насилия, инцеста и неверности людям и идеалам. Какими бы ни были причины, легенды об Артуре вдохновляют нас, несмотря на то что мы видим в них человеческие несовершенства.

Перевод:postnauka.ru