Дополнение к «Новеллино» III. Перевод М. Л. Андреева

I (XV)

[Как один старец, выказав любезность, считает себя умирающим]

Мессер Герардо да Камино {1}, дав незадолго до своей смерти четыре тысячи лир мессеру Корсо {2} на его военные расходы, позвал лекаря и велел пощупать себе пульс. И сказал лекарю, утверждавшему, что он ничем не болен: "Ты плохо меня осмотрел, я при смерти". - "Отчего так, мессер?" - "Мне кажется, что я слишком много денег дал мессеру Корсо; раньше, сколько я ни давал, такого со мной не случалось".

Также мессер Угуччоне да Фаджуола {3}, когда выдавал одному дворянину сто золотых, услышал от своего казначея: "Позавчера ваш сын дал ему двести" {4}, - и на это сказал: "Теперь я вижу, как я состарился - сын дает больше, чем я".

II (XVI {2-3})

[О метких ответах и словах знаменитых людей]

Фраическо ла Кальболи {1} упрекал мессера Риччардо де Манфреди {2}, что но его милости ни в Фаэнце, ни в Форди у него не осталось ни одного друга, и услышал в ответ: "Если не считать тех, которые вас ненавидят".

Горько достойному человеку слышать похвалы тому, кого не осмеливаешься хулить, либо тому, кого все превозносят, желая подольститься или опасаясь его могущества, и кому от хулы никакого убытка не будет, так высоко его положение. Поэтому говаривал мессер Пассуоло в собрании друзей: "Господа, ни о боге, ни о маркизе ни слова".

III (LXXIV 1-3)

[Здесь рассказывается о том, кто от добра добра искал]

Некто взялся записывать все безумства и глупости, кем бы они ни делались. Записал, как одного человека одурачил алхимик: получив от алхимика вдвое того, что ему дал, он, дабы сразу нажиться, дал ему затем пятьдесят золотых, а тот и был таков. Обиделся оставшийся в дураках на запись и, спросив: "А если бы я получил вдвое, как и полагалось, что бы ты записал?" - услышал в ответ: "Вычеркнул бы тебя и занес бы его".

Очень часто человека побуждает к добру не добродетель, а надежда на награду или какую-нибудь выгоду. Мудро поэтому, имея в ком-либо нужду, поманить его надеждой на вознаграждение прежде, чем обратиться к нему с просьбой.

Некто, по совету одной старухи, дабы возвратить драгоценности, которые отказывался вернуть человек, имеющий их на сохранении, дал ему знать, что намерен отдать на хранение еще одному лицу множество драгоценностей в шкатулках. Тот же, увидев, как их переносят, сказал: "Приходи и забирай, что тебе принадлежит". И возвратил ему все не по своей доброте и честности, а в надежде на больший куш. Так он остался в дураках, ибо шкатулки тут же перестали носить, а в уже принесенных ничего не оказалось, - и поделом ему.

IV (LXXXV 1-2)

[Какие советы надлежит давать]

Фреди далла Рокка вел войну с Сассафорте {1}. Однажды но совету друзей и но их настоянию, но против своей воли, он выступил против неприятеля. Перед самой схваткой его спросили, каким будет боевой клич, и он сказал:

"Господа, я прошу выбрать такой клич: смело, как дома - дабы все вели себя так же смело, как дома, когда давали мне совет пойти на неприятеля".

Так и должно быть, но частенько происходит обратное: смелые советчики теряют храбрость в бою. Во многих местах есть закон: кто стоит за войну или поход, должен принять в них участие, ибо достоин хулы дающий совет и не способный сам ему следовать. Мессер Дж. да Корнио, будучи однажды в походе, несмотря на свою судейскую должность и возраст, ответил человеку, который этому дивился, что участвует в походе, дабы иметь голос в совете о воине.