Вальтер Шатильонский. Стихи с цитатами о небрежении наукою

Искать в интернет-магазинах:

(«Missus sum in vineam circa horam nonam…» WCh, № 6)

Любимая тема Вальтера Шатильонского; одно из его стихотворений на ту же тему и в той же форме (№ 4) начинается даже строфою с той же «цитатой». Логика текста такова: беды, которые терпят ученые люди, не возмещаются ни самодовольством (стр. 13), ни надеждой на загробное воздаяние (стр. 14–16); поэтому (смысл стр. 16, ст. 3) «ни к чему писать прекрасные эклоги о Титире!» (знаменитый персонаж из «Буколик» Вергилия).

1. Поздним я работником вышел на работу;1
Вижу: в винограднике батраки без счету
Суетятся, бегают до седьмого поту —
Что ж, ужель мне молчать, пока разглагольствует кто-то?

(Ювенал, I, 1)

2. Вот пишу веселые я стихотворенья,
А меня преследует злобное гоненье —
Будто мне неведомо божье вдохновенье,
И не полоскал я губ в конской Иппокрене.2

(По Персию, пролог, 1)

3. Да, порой стихи мои выглядят убого;
Да, порой изящного не хватает слога —
Пусть лишь будут внятными! — не судите строго:
Ежели много пройти не могу — пройду хоть немного!

(Гораций. «Послания» I, 1, 82)

4. Верьте: нраву общему следовать покорней —
Это усладительней, это благотворней:
Все, что в рот тебе плывет, то лови проворней —
Что не зазорно большим, ужели для малых зазорней?

(Овидий. «Любовные элегии», II, 8, 14)

5. Рваться к добродетели — тщетная отвага!
В грязь затоптан будешь ты с первого же шага.
Видно, правду говорит лицедей-бродяга:
«Деньги, граждане, деньги! вот высочайшее благо!»

(Гораций. «Послания», I, 1, 53)

6. Деньги над соборами властвуют по свету,
Деньги и на выборах подают советы,
Сан дают и сан берут, дарят то и это;
Родом и видом людей наделяет царица монета.

(Гораций. «Послания», I, 6, 37)

7. Как богам, святым деньгам воздавай служенье!3
Зря сидишь над книгами до изнеможенья,
Зря в Париже, в Греции ищешь просвещенья —
Будь ты хоть сам Гомер, к безденежным нет уваженья!

(Овидий. «Наука любви», II, 279)

8. Знай, философ, над пустой мискою согбенный:
Богачи, не мудрецы в наши дни почтенны!
Всюду нищего за дверь выставят мгновенно,
Даже если Гомер придет, венчанный Каменой!

(Овидий. «Наука любви», II, 280)

9. Перечти писателей, превзойди науки —
Что тебе за польза в том, если пусты руки?
Холода и голода ты познаешь муки,
И лихоимство вонзит в человека железные крюки.

(Лукан, I, 181)

10. Пусть в судьбе Иосифа лик Христов предвечен,
Пусть Египет божьими карами иссечен,
Пусть сынам Израиля трудный путь намечен —
Что мне все Бытие, если бедность терзает мне печень?4

(По Горацию. «Сатиры», 1, 9, 66)

11. Пусть народ стоит у вод, жаждою томяся,
Пусть с вершины Моисей ожидает гласа,
Пусть Давид ведет ковчег в ликованье пляса —
Я не хочу овощей, хочу я хорошего мяса!

(Вальтерово собственное сочинение)

12. Оттого я и решил наложить проклятье
На мои ученые прежние занятья:
Есть, как люди, я хочу и, как люди, спать я —
Мягкое ложе люблю и нежной подруги объятья!

(Овидий. «Героиды», 9, 117)

13. Есть такие, что одним знанием богаты
И из бедности своей тянутся в Сократы,
Будто философия и влеченье к злату
В сердце одном не живут и грудью одной не объяты!

(Овидий. «Метаморфозы», II, 486)

14. Для того ль вы терпите горькие лишенья,
Чтобы душам обрести вечное спасенье?
Но зачем откладывать счастье обретенья?
Долго ли беды сносить? Вреднее всего промедленье!

(Лукан, I, 281)

15. Диогену ведома бедности досада,
И Сократ не по добру выпил чашу яда,
Ювенал в изгнании мучился от глада,
А пресыщенный Лукан лежит среди мраморов сада!

(Ювенал, 7, 79)

16. Тщетно упование на удел загробный!
Знатного и низкого бедность гложет злобно!
Титиру под деревцем не лежать удобно!
Для неимущего жизнь воистину смерти подобна.

(Дистихи Катона, III, 6)

17. Бедности сопутствуют прочие напасти:
Позабудь Венерины и цветы и сласти,
Будь стихослагателем самой лучшей масти —
Нечем, увы, нищете питать любовные страсти!

(Овидий. «Лекарство от любви», 749)

18. А еще от знаний вред по другой причине —
Чванства в многознающем больше, чем в павлине!
То, что сказано давно, повторю я ныне:
«Добрые нравы мужей и портит и губит гордыня».

(Клавдиан. «На IV консульство Стилихона», 805)

19. Будь бедняк отличного племени и нрава,
Знай бедняк пути планет и Писанья главы,
Все же я к тебе слова приложу по праву:
«Самая громкая слава — не больше, чем громкая слава»!

(Ювенал, 7, 81)

20. Если сонм философов ты собой умножишь,
Знай — не ев, не пив, не спав, скоро изнеможешь.
Книги брось, ищи богатств! Если же не сможешь —
То середины держись — и путь наилучший проложишь.

(Овидий, «Метаморфозы», II, 140 и 187)

  • 1. Поздним я работником вышел на работу… — Зачин стихотворения — от евангельской притчи, Мф 20, 1 сл.: хозяин для своего виноградника нанял часть работников с рассветного часа, часть — с третьего, шестого, девятого («Послан в виноградник я о девятом часе…» — звучит первый стих Вальтера в более буквальном переводе) и одиннадцатого, а потом заплатил им всем поровну, так что последние работники были не хуже первых.
  • 2. …не полоскал я губ в конской Иппокрене. — Стих Персия в конце 2 строфы перефразирован (в подлиннике — холиямб, размер, неупотребительный в средневековье).
  • 3. Как богам, святым деньгам воздавай служенье! — Строфы 7—11 перекликаются с «Обращением к папе», строфы 10–11 так же, как и там, насыщены библейской ученостью (Быт 39; Исх 5 сл.; Исх 19, 20; 2 Цар 6).
  • 4. Что мне все Бытие, если бедность терзает мне печень? — Цитата сильно перефразирована.
(На сенсорных экранах страницы можно листать)