Вальтер Шатильонский. Обращение к папе

Искать в интернет-магазинах:

(«Tanto viro locuturi…» WCh, N 1)

Одно из самых эффектно-ученых стихотворений Вальтера: смысл его — просьба о приходе, но чтобы доказать свое право на это, он демонстрирует свою ученость в длинном ряде толкований Библии — толкований обычного типа, в которых ветхозаветное событие рассматривается как символический прообраз новозаветного события. Кроме массы библейских реминисценций, которые перечисляются ниже лишь самым кратким образом, стихотворение насыщено игрой слов; так, начало его по-латыни звучит:
Carum care venerari,
At ut simus caro car!
Careamus carie…

 

1. Пред лицом такого сана
Ясен стану, чист предстану,
Брошу заблуждения,
Буду точен, верой прочен,
Безупречен, непорочен
Ради убеждения.

2. Ибо должно непреложно
Быть судьей себе неложно,
Быть и обвинителем,
Мужа ветхого совлекшись,1
В мужа нового облекшись
Пред таким ревнителем.

3. Обличая то, что вижу,
Я унижу, я обижу
Всех, кто полон тления.
Мало добрых, много злобных,
И от них, от неподобных,
Жду себе гонения.

4. Только ты, хранитель верных,
Только ты, гонитель скверных,
Добрым — ветер нежащий,
Будь мне кровом, будь покровом:
Ты моим владеешь словом,
Вождь мой и прибежище.

5. Но дерзнув сказать такое
Пред тобою, кто я, кто я,
По рассудку здравому
Указующий в гордыне,
Вопия в своей пустыне,2
Правый путь неправому?

6. Что сей мир, как не пустыня,
Где лишь чахнет, сохнет, стынет
Зелень благодатная, —
Мир немирный, мир безмерный,
Мир, мирской сквернимый скверной
Черною, развратною!

7. Все щедроты иссякают,
Все доброты иссыхают,
И все достовернее
Севы божией долины
Порождают нам не крины,
А волчцы и тернии.

8. Кто волчец на нашей ниве?
Иерей, к дурной поживе
Завлечен богатствами!
Хоть и пастырем зовется,
Не пасет он, а пасется
Над своими паствами.

9. О, прелаты, радость ада,
Псы немые,3 бычье стадо,
Алчные чудовища,
Что льстецов своих лелеют,
А для страждущих жалеют
Ворошить сокровища!

10. Где имущему дается,4
Неимущий остается
Вовсе без имения:
Этот мир — пустыня злая,
Здесь одна мошна тугая
Даст цветку цветение.

11. Здесь мошна царит без края,5
Неимущих попирая
По закону вредному;
Мудрость пышности дешевле,
Ибо сказано издревле:
«Нет пощады бедному».6

12. Всюду бедным нет пощады —
Только те, чьи льстивы взгляды,
Лживы речи склочные, —
Вот кто чтится в этом мире,
Вот о ком слова псалтири:
«Блаженны порочные!»7

13. Да, порочны, да, бесчестны, —
«Не» здесь вовсе неуместно,
Совесть вам уликою!
О, льстецы, живите краше,
На устах почиет ваших
Благодать великая.

14. Каковы плоды науки?
Только муки и докуки
Нам несут занятия.
Время славное, былое
Воспевало «Брань, героя»
И «Поля Эматии».8

15. Было в древности глубокой
От науки больше прока,
Больше уважения.
А теперь загресть монету —
Всем милей, чем молвить свету
«Братние сражения».9

16. Было в древности хваленье10
Тем, кто знал уподобленье
Ветви Иессеевой —
Купине неопалимой
И росой неувлажнимой
Шерсти иудеевой.

17. Моря Чермного разъятье11
Пусть гласит о благодати
Божьего крещения, —
Но чему нас это учит,
Если учащего мучит
Голод, тем не менее?

18. Слова божья образ тварный —
Угль восхищенный12 алтарный
Ангеловой дланию;
Но к чему сие ученье,
Если просишь облегченья,
А в ответ — молчание?

19. Предвещенье воли крестной13
Было в токе влаги пресной
В злые дни Исходные;
И скрестя Иаков руки,
Означал земные муки
Страдные господние.14

20. Нам гласит закон еврея:
Моисей воздвигнул змея
Верным в избавление
От язвящего укуса —
Так размах Христова бруса
Всем несет целение.15

21. Так дрова вдовицы нищей
Нас дарят духовной пищей16
Во церковном рвении;
Так и жертва Авраама
Указует зрящим прямо
Бога воплощение.17

22. Трижды «свят» изрек Исайя18
Трижды воду источая,
Знал Илья о Троице19
Зрел Аврам тройные хоры20
Руфь смогла, собрав три сбора,
Брака удостоиться.21

23. Так сжигается зараза,
Истребляется проказа
В нитях платья тканого;22
Так презрел Иосиф платье,
Избегая из объятья
Блуда несказанного.23

24. Как в пустыне, как в бесплодной
Ключ горячий полноводный
Обрели прохожие,24
Так, идя путем закона,
Обретает просветленный
Пламень духа божия.

25. Но душой взлетая в небо,
Остаемся мы без хлеба,
В знанье ум вперившие;
И, труждаясь, голодают,
Изнывают, погибают
Дух свой изострившие.25

26. Много лет терпев лишенья
И не видев утешенья
И скорбя в унынии,
Се к стопам Отцовым вечным
И к сосцам Сиона млечным
Припадаю ныне я.

27. Не хочу такого срама,
Чтоб от божиего храма
Вновь вернулся к миру я, —
Посему, святейший отче,
Порадей мне, да упрочу
Житие столь сирое.

28. Надели мой сан приходом —
И дозволенным доходом
Свой удел умножу я,
Чтоб забыть об униженье
И ученое служенье
Длить во славу божию.

  • 1. Мужа ветхого совлекшись... — Ср. Колосс 3, 9.
  • 2. Вопия в своей пустыне... — Ср. Исайя 40, 3, Мф 3, 3 и др.; этот образ «вопиющего в пустыне» вошел в пословицу.
  • 3. Псы немые... — Исайя 56, 10.
  • 4. ... имущему дается... — Мф 13, 12.
  • 5. Здесь мошна царит бее края... — ср. ниже такой же образ в стихотворении Вальтера «Для Сиона пе смолчу я...», стр. 141.
  • 6. «Нет пощады бедному» — поговорочная реминисценция из Овидия, «Фасты», I, 218.
  • 7. «Блаженны порочные!» — Имеется в виду начало псалма 118, 1 «Блаженны непорочные в пути...» — по-латыня эдесь игра слов более тонкая.
  • 8. Время... былое Воспевало «Брань, героя» И «Поля Эматии». — «Брань, героя пою...» — начало «Энеиды» Вергилия; «Бой в Эматийских полях воспеваю...» — начало «Фарсалии» Лукана.
  • 9. «Братние сражения». — «Братние битвы пою...» — начало «Фиваиды» Стация.
  • 10. Было в древности хваленье... — символика, связанная с образом богоматери: ср. Исайя 11, 1; Исх 3, 2; Суд 6, 37.
  • 11. Моря Чермного разъятье... — Ср. уже в 1 Кор 10, 2: «отцы наши... все крестились в Моисея в облаке и в море».
  • 12. Слова божья образ тварный — угль восхищенный... — Исайя 6, 6 (образ, переработанный Пушкиным в «Пророке»).
  • 13. Предвещенье воли крестной... — ср. Исх 15, 23.
  • 14. ...Иаков... Означал... муки Страдные господние. — Быт 48, 14 (Иаков, благословляющий сыновей).
  • 15. Моисей воздвигнул змея... Так размах Христова бруса Всем несет целение. — Ср. Чис 21, 8; так уже в И 3, 14: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому».
  • 16. ...дрова вдовицы нищей Нас дарят духовной пищей... — Ср. 3 Цар 17, 12 (см. примеч. выше, к «Песни о крестовом походе»).
  • 17. ...жертва Авраама Указует... Бога воплощение. — Быт 22, 6.
  • 18. Трижды «свят» изрек Исайя... — Ср. Исайя 6, 3.
  • 19. Трижды воду источая, знал Илья о Троице... — 1 Цар 3, 18, 34.
  • 20. Зрел Аврам тройные хоры... — Быт 18, 2 (встреча Авраама с Тропцей под Мамврийским дубом; «хоры» в подлиннике — явно для рифмы).
  • 21. Руфь смогла, собрав три сбора, Брака удостоиться. — Руфь 2, 17 (число «три» здесь, однако, не упоминается).
  • 22. Так сжигается зараза... В нитях платья... — Лев 13, 55.
  • 23. ...презрел Иосиф платье, Избегая... Блуда... — Быт 39, 12 (Иосиф и жена Пентефрия).
  • 24. Как в пустыне... Ключ... Обрели прохожие... — Ср. Быт 36, 24.
  • 25. ...голодают... Дух свой изострившие. — Реминисценция из Пс 63, 9.
(На сенсорных экранах страницы можно листать)