Вы здесь

Кретьен де Труа. Ланселот, или Рыцарь телеги

«Ланселот, или Рыцарь телеги» — куртуазный рыцарский роман Кретьена де Труа. Сохранился в семи рукописях и нескольких фрагментах, впервые опубликован с научными комментариями одновременно с «Ивэйном» и остальными романами писателя в 1887 г.

По мнению специалистов, «Ланселот, или Рыцарь телеги» де Труа создавался в те же годы, что и «Ивэйн, или Рыцарь со львом» (между 1176 и 1181 г.), но вопрос о том, какое из произведений предшествовало другому, остается спорным. В «Ланселоте» обнаруживают сильное влияние Марии Шампанской, при дворе которой Кретьен в ту пору состоял. Сам писатель в начале романа говорит, что «сюжет и смысл» этого сочинения дала ему Мария и «ее приказание сильнее скажется в этой книге, чем его собственный замысел и старание». Автор не закончил роман (по мнению многих — из-за внутреннего сопротивления писателя навязанной ему идее прославления образцовой, последовательно куртуазной формы любви), и произведение было дописано другим поэтом при дворе графини Шампанской — Годфруа де Ланьи.

Ланселот — один из самых популярных персонажей легенды о рыцарях Круглого стола. В кельтских сказаниях о короле Артуре и его рыцарях прежде всего рассказывается о происхождении Ланселота, о его воспитании феей на дне озера и т.д. Кретьен де Труа обходится без пролога, он обращается к этому образу как к уже знакомому читателям (к тому же о похищении, а затем освобождении из плена королевы Геньевры упомянуто в «Ивэйне»), концентрируя действие вокруг авантюр-испытаний главного героя. У Кретьена Ланселот — юноша-рыцарь, уже прославивший себя подвигами, уже влюбленный в Геньевру и жаждущий «преодолеть глубокий нравственный разлад».

В развитии сюжета романа ясно проявляется генеалогическая связь этого жанра с богатырской сказкой: выполняющий функцию «узурпатора» Мелеган похищает жену короля Артура, а его «вредительство» отправляет рыцаря в путь для выполнения «трудной задачи». Но в то же время конфликт произведения — между долгом куртуазного влюбленного и долгом сохранения рыцарского достоинства — в полном смысле слова романный, он развертывается в череде «авантюр»-испытаний героя — причем, не только испытаний, которые сливают воедино долг возлюбленного и рыцаря (сражение с Мелеаганом, похитителем Геньевры, за ее освобождение), но и таких, в которых рыцарское достоинство и куртуазное служение находятся в противоречии друг с другом (необходимость сесть в телегу карлика, чтобы узнать местонахождение королевы, имитация слабости и трусости в поединке, чтобы доказать покорность капризной возлюбленной). Иных ученых это приводит к мысли о пародийном характере сюжета «Ланселота»: испытания, которым его подвергает Геньевра, трактуются как несерьезные, а авторское отношение к куртуазной концепции любви оценивается как ироничное. Однако думается, тональность романа с его «приподнятыми чувствами и отношениями, атмосферой фантастики и таинственности» противоречат такой трактовке. Скорее, в «Ланселоте» де Труа романтическая коллизия демонстрирует не просто восстановление первоначальной гармонии «рыцарского» и «любовного» аспектов куртуазного идеала, но и их «внутреннюю трещину», устранимую лишь через выстраданный опыт «странствий, приключений и опасностей», через нравственное усилие. Пародийному восприятию романа препятствует и возвышенная трактовка Кретьеном любовного «безумия» как благоговейного экстаза перед возлюбленной. Потому-то многим поколениям читателей Ланселот предстает наиболее совершенным воплощением идеального куртуазного рыцаря-влюбленного.

«Ланселот» стал одним из самых популярных романов Кретьена де Труа и породил большое количество подражаний. Среди них «Ланцелет» — роман немецкого писателя XIII в. Ульриха фон Цацикхофена, соединившего историю Ланселота с темой поисков Святого Грааля. С конца XII в. получил распространение анонимный прозаический пересказ романа «Ланселот», и именно он служил «любовною наукой» знаменитым героям «Божественной комедии» Данте Паоло и Франческе («Ад», песнь V).

(Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998)

читать (.pdf)