Леонардо да Винчи. Книга о живописи

Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из его дневников отрывки, относящиеся к живописи, из которых скомпоновал «Трактат о живописи» (Trattato della pittura). Сохранилось значительное количество рукописей Трактата, относящихся к XVI-XVII вв., а первое печатное издание его появилось в Париже в 1651 г.

На русском языке доступны два варианта перевода этого сочинения: в каноническом виде оно представлено в издании 1934 г. под общей редакцией А. Г. Габричевского, кроме того, тексты Леонардо, вошедшие в «Трактат» приводятся в разделе «Искусство» 2 т. избранных сочинений Леонардо да Винчи под редакцией А. К. Дживелегова и А. М. Эфроса (1935 г.). В издании 1935 г. «Трактат о живописи» Леонардо получил, с одной стороны, добавления из «кодексов», которые не были им использованы (рецептуры красок, записи о технике живописи, мысли об архитектуре, планы и т. п.), с другой — заметки специального порядка были перенесены в раздел науки к соответствующим фрагментам (так, соединены заметки по оптике), а второстепенные отрывки не воспроизведены вовсе1. Перевод А. А. Губера из издания 1935 г. неоднократно переиздавался отдельно (Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. Фоліо, 2013 (с сокращениями и без комментариев); Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. Азбука, 2017; Леонардо да Винчи. О науке и искусстве. Пальмира, 2017).

  • 1. А. К. Дживелегов, А. М. Эфрос, От редакции