Лапидарий

Лапидарий (от лат. lapidis — камень) — дидактический жанр описательной поэзии, а также популярный жанр символической литературы, относящийся к периоду европейского Средневековья, и описывающий магические или просто необычные свойства простых, полудрагоценных и драгоценных камней, а также приписывающий им символические значения.

Вера в магические свойства камней имеет очень древние корни, но в средневековых лапидариях магический и медицинский символизм камней сосуществовал с христианским символизмом.

Один из влиятельнейших литературных лапидариев — Liber lapidum, (в русскоязычной библиографии известен как «Книга камней» и «Книга о камнях»), составленный между 1061 и 1081 годами епископом Марбодом Реннским (1035—1123 гг.), большое поэтическое сочинение, описывающее свойства шестидесяти различных камней. Книга эта пользовалась большим успехом и много раз переписывалась, а после изобретения книгопечатания выдержала 14 переизданий, первое из которых датировано 1511 годом. Многое в ней позаимствовано из «Этимологии» Исидора Севильского.

***

От римских энциклопедистов средневековым монахам достались в наследство хорошо упорядоченные каталоги камней и их свойств — «лапидарии», написанные в стихах и прозе. Согласно традиции, самый знаменитый «лапидарий» составил мифический царь Аравии Эвакс, который отослал свое творение в подарок императору Тиберию. Этот лапидарий сохранился в многочисленных списках XII-XIV веков и был использован Марбодом Реннским (1035-1123), посвятившим целебным и символическим свойствам камней не одну книгy. «Лапидарий царя Эвакса» был написан, скорее вceгo, еще во II веке, причем по-гpечески. Это сочинение — ровесник «Физиолога» и «Гербария» Псевдо-Апулея. Позднее был осуществлен перевод свода на латынь.

В середине XIII века лапидарии стали предметом рассмотрения всех крупнейших энциклопедистов: Винсента из Бовэ, Томаса из Кантимпрэ (из ero книrи в сборнике приводятся выдержки об изображениях, которые следует вырезать на камнях), Варфоломея Анrлийскоrо, а позднее и Альберта Великоrо (ум. в 1282 r.).1

  • 1. Книги, которые нельзя читать // Кухня ведьм. Полезные тайны — СПб.: Издательский Дом Азбука классика, 2009

Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни. Собрания сведений для познания драгоценностей - М.: АН СССР, 1963

Минералогическое сочинение Бируни (973 — 1048) известно ученым сравнительно давно по рукописи, хранящейся в библиотеке Эскуриала в Испании. Однако, вследствие общей неудовлетворительности рукописи, она оказалась мало пригодной для научного использования, и в целом этот труд Бируни в широкий обиход науки не вошел. Лишь в 20-е годы текущего столетия в библиотеке частного лица в Кайсери (Турция) была обнаружена вторая рукопись этого сочинения, а вскоре в библиотеке Серая (дворце султанов) в Стамбуле обнаружили третью рукопись. Последняя оказалась наилучшей.

Марбод Реннский. Из «Книги о камнях»

По изд.: Памятники средневековой латинской литературы Х-ХII веков. М., 1972
Перевод М. Л. Гаспарова

Пролог

Царь арабский Эвакс, преданье гласит, при Нероне,
Том, что по Августе был вторым правителем в Риме,
Книгу составил о том, какие камни бывают,
Где обретаются, в чем их сила, их цвет и названье.
Книга понравилась мне, и вот решил изложить я
То, что в ней прочитал, как можно доступней и кратче.

Кухня ведьм. Полезные тайны — СПб.: Издательский Дом Азбука классика, 2009

Перевод с латыни Дарьи Захаровой и Елены Ванеевой
Введение и составление Николая Горелова

Содержание

Книги, которые нельзя читать
Травник

  • Гербарий Апулея Платоника
  • Книга Антония Музы о траве веттонике

Лапидарий

  • Книга ученейшего Дамигерона о камнях
  • О камнях. Из Природы вещей» Фомы Брабантского

Сонник

  • Сонник Даниила. По ОксФордской рукописи XV-XVI веков

Физиогномика

Гай Юлий Солин. Собрание достопамятных сведений

Обстоятельства и время жизни Гая Юлия Солина, под чьим именем дошло до нас сочинение "Собрание достопамятных сведений" ("Collectanea rerum memorabilium"), как и некоего Адвента, которому это сочинение посвящено, совершенно неизвестны. "Собрание" представляет собой компиляцию из различных латинских авторов, но основным источником Солину служила "Естественная история" Плиния Старшего. Таким образом, Солин ни в коей мере не является самостоятельным автором, и те места его труда (их немного), авторство которых не удалось установить, очевидно, заимствованы им из неизвестных нам сочинений.

Исидор Севильский. Этимологии

Etymologiarum sive originum libri XX

Исидор Севильский (около 570-636 гг.), которого справедливо называют "первым энциклопедистом средневековья", занимает особое место в формировании культуры Запада в послеантичный период. Его литературное наследие стало связующим мостом между двумя огромными культурно-историческими эпохами, позволило сохранить в определенном объеме позднеримскую образованность и сделать ее основанием средневековой энциклопедической традиции.

Фома из Кантимпрэ. «О природе вещей» (фрагменты)

Многие из мест в «Книге о зверях и чудовищах» можно прочесть и истолковать благодаря тому, что Фома из Кантимпрэ своевременно сделал оттуда выписки. Фома, автор фундаментального труда «О природе вещей», интересовался чудищами самыми разнообразными и оказался, пожалуй, первым из средневековых писателей, кому довелось существенно расширить и пополнить полуфантастический зверинец.