Жеста Короля

La geste du Roi

Содержание «Королевской жесты» вполне соответствует её названию — «жеста» эта о королевском роде, о первых Каролингах, начиная с Пипина.

Центральное место в цикле принадлежит «Песни о Роланде», наиболее раннему и одновременно наиболее значительному памятнику французского героического эпоса. Это не значит, однако, что в сложении цикла — по крайней мере на фольклорной стадии его развития — «Песни о Роланде» принадлежит роль исходного, изначального ядра. По всей видимости, таких сюжетных ядер было множество и все они в той или иной мере связаны с историей царствования Карла Великого, историей вполне достоверной, но также — поэтической и легендарной.

Круг входящих в «Королевскую жесту» поэм был достаточно полно проанализирован Леоном Готье, который попытался выстроить — по памятникам эпоса — поэтическую биографию державного Карла.

Согласно Готье, цикл открывается поэмой, повествующей о жене Пипина и матери Карла, Берте Большеногой. Ее легендарной истории, восходящей к известному фольклорному мотиву оболганной и подмененной невесты, и, видимо, не имеющей достоверных исторических оснований, посвящены два сохранившихся эпических памятника. Один из них — это франко-итальянская поэма «Берта Большеногая» («Berta de li gran pie»), возникшая, по-видимому, на рубеже XII и XIII столетий. Другой — восходящая к какому-то не дошедшему до нас старофранцузскому тексту поэма о Берте Большеногой, принадлежащая перу известнейшего северофранцузского трувера конца XIII века Адене-ле-Руа.

Вторым эпизодом или сюжетным узлом цикла становятся рассказы о детстве Карла. Мы находим их в обширной компиляции Жирара Амьенского, в небольшой поэме «Майнет», сохранившейся в виде довольно разрозненных фрагментов, а также во франко-итальянской поэме «Карлето».

Следующий сюжетный узел поэтической биографии Карла — рассказ о войне императора в Италии. Он включает первую часть поэмы «Подвиги Ожье Датчанина», а также поэму «Отрочество Ожье» Адене-ле-Руа и соответствующую ветвь франко-итальянской компиляции из венецианской библиотеки Сан Марко. Здесь Карл уступает место в качестве активного персонажа другим героям. Он отныне приобретает устойчивые черты мудрого монарха, главы государства и «нации», что неизбежно обрекает его на статичность и отодвигает на очень почетный, но все-таки второй план. На первый план выходят иные персонажи, среди которых все большую роль начинает играть юный Роланд. Его родителям посвящена короткая поэма «Берта и Милон» (всего 453 стиха), сохранившаяся в составе венецианской франко-итальянской компиляции. К ней примыкает небольшая поэма «Роландин» (476 стихов), из той же рукописи. Эти две поэмы разделены в кодексе поэмой «Юность Ожье».

К тому же сюжетному узлу цикла относится и известнейшая «Песнь об Аспремонте», обширная эпическая поэма (более 11.000 стихов), датируемая серединой XII века. Поэма рассказывает о сарацинском нашествии в Калабрии, в отражении которого принимает участие юный Роланд.

Поэма Бертрана де Бар-сюр-Об «Жирар де Вьенн» генеалогически входит в жесту Гильома Оранжского, а поскольку в ней рассказывается об открытой войне между императором и его вассалом — она могла бы войти и в жесту Доона де Майанс. Вместе с тем, в поэме описываются события, весьма существенные для поэтической биографии Роланда: его участие в осаде мятежной Вьенны, воинское соперничество с Оливье, не мешающее, однако, завязывающимся дружеским связям юношей, любовь к прекрасной Альде. Еще одна поэма, рассказывающая о противостоянии Карла и мятежного вассала — «Жан де Лансон» — также содержит множество эпизодов, связанных с участием в этой феодальной распре молодого Роланда.

Следующий сюжетный узлел цикла — серия поэм, рассказывающих о пребывании Карла Великого на Ближнем Востоке. Центральным, наиболее значительным произведением является здесь небольшая поэма «Паломничество Карла Великого в Иерусалим и в Константинополь». К этой поэме примыкают «Гальен» и «Симон Апулийский», входящие также и в «жесту Гильома».

Поэма «Аквин» рассказывает о завоевании Карлом Великим Бретани. В поэме, видимо, отразились как война императора с бретонцами (786—799 гг.), так и отражение многочисленных нашествий норманнов. Но антагонист Карла в поэме, Аквин, изображен здесь сарацинским «королем», чьи полчища захватывают Бретань. В битвах с сарацинами принимает участие отец Роланда (он назван в поэме Тиори, а не Милоном), в одном из сражений он погибает. Роланд, очевидно, здесь еще слишком юн, чтобы участвовать в битвах и поединках.

Небольшая поэма «Разорение Рима» также является отзвуком войн, которые вели франки на территории Италии. У поэмы нет никакой реальной исторической основы, тем более, что в роли противников Карла выступают сарацины. Здесь в битвах с «неверными» отважно сражаются Роланд и Оливье. В поэме появляется примечательный персонаж — сарацинский гигант Фьерабрас (он иногда, в других поэмах, называется Фьерабрас-из-России — Fierabraz de Rossie). Фьерабрас становится героем одноименной поэмы, один из центральных эпизодов которой — подробно и изобретательно описанный поединок Фьерабраса и Оливье, в результате которого гигант-сарацин признает свое поражение и обращается в христианство. Поэма «Отинель» также рассказывает об обращении сарацина. Отинель, герой поэмы, посланец сарацинского «короля», вступает в поединок с Роландом, но благодаря божественному вмешательству оба рыцаря остаются невредимы, и сарацин становится рьяным поборником христианства.

Самый важный сюжетный узел цикла связан с рассказом об испанских походах Карла Великого. Открывается он поэмой «Вступление в Испанию», которая представляет собой далекий подступ к «Песни о Роланде». Роланд здесь покрывает себя славой, сражаясь с очередным гигантом-сарацином Феррагусом. Во время осады Памплоны происходит ссора Роланда с дядей. Юный рыцарь покидает войско франков и отправляется в феерическое путешествие по Востоку, где он становится главным «бальи» всей Персии, принимает участие в местных усобицах, поражает всех своей храбростью и мудростью, но в конце концов возвращается в Испанию, к армии Карла.

«Взятие Памплоны» — следующая поэма этого сюжетного узла, она полна описаний героических эпизодов, в которых особой смелостью блещет молодой Роланд, находящийся в зените своей славы. Другая поэма, составляющая со «Взятием Памплоны» определенное сюжетное целое, как бы ее непосредственное продолжение, это «Ги Бургундский». В ней рассказывается о молодом поколении рыцарей-франков, которые являются в Испанию на подмогу Карлу. Их ведет Ги Бургундский, избранный в Париже королем, ибо император отсутствует в столице уже двадцать семь лет (отметим это типично позднее увеличение срока по сравнению с указанием «Песни о Роланде» — семь лет). Заметную роль играет в поэме Марсилий, а Ганелон уже совершает свое первое предательство. 

Следующая поэма цикла и его кульминация — это «Песнь о Роланде», за которой следуют две поэмы, составляющие её своеобразный эпилог — «Гейдон» и «Ансеис Картахенский».

Несколько поэм, развивающих сюжет цикла после «Песни о Роланде», составляют отдельные эпизоды поэтической биографии Карла. Теперь император бесконечно стар (уже в поэме «Ансеис Картахенский» говорилось, что ему двести лет). В поэме Жана Боделя из Арраса «Песнь о саксах» рассказывается о войне Карла Великого с непокорным племенем саксов, которая имела место в действительности, начавшись в 772 г., и тянулась до 804 г. Карл в этом произведении — на втором плане; подлинным героем поэмы выступает отважный Бодуэн, племянник Карла и брат Роланда. В поэме «Макер» император Карл изображен дряхлым старцем; его жену Сибиллу ложно оговаривают перед королем, из-за чего королева вынуждена скрываться и переносить всяческие лишения (некоторые мотивы поэмы соотносимы со сходными мотивами из «Берты Большеногой»). 

Последний сюжетный узел «жесты» — рассказ о вражде Карла с Гуоном Бордосским, которому посвящена самостоятельная ветвь «Жесты Доона де Майанс».

Замыкает «Королевскую жесту» поэма «Коронование Людовика», важный памятник цикла Гильома Оранжского. Собственно Карлу посвящена лишь первая часть поэмы, император венчает на царство сына, дает ему мудрые советы и — сходит со сцены.1

  • 1. Михайлов А. Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики, Глава первая. Процессы эпической циклизации