Вы здесь

Комедия Дель Арте

Commedia dell'Arte (или комедия масок) - жанр театрального представления, развившийся в Италии в XVI веке. Определение "dell'arte" восходит лишь к XVII веку, изначально же она называлась по-разному: комедия импровизаций (commedia all’improvviso) или комедия Дзанни1 (la commedia degli zanni).

Переход от ренессансной комедии - гуманистической и "ученой" (ее еще называют "комедией эрудита"), разыгрываемой актерами-дилетантами, - к комедии дель арте (то есть театру с участием профессиональных актеров) произошел в конце XVI - начале XVII веков. В Венеции, например, аристократические семейства стали устраивать специальные театры для платных постановок комедий и мелодрам.

Появление театров дало новый импульс актерскому искусству уличных жонглеров, канатоходцев и шутов, которое теперь нашло применение в значительно более сложных сюжетах. Актеры комедии дель арте составили первые в Европе профессиональные труппы - термин Commedia dell'Arte, или "искусная" комедия, указывает именно на профессионализм актёров. В спектаклях появились элементы режиссуры, за которую отвечал ведущий актёр труппы, называемый капоко́мико (capocomico). При этом тексты спектаклей ограничивались либретто, в котором было лишь в общих чертах описано, что происходит на сцене.

***

Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. К основным персонажам комедии относятся два квартета мужских масок, маска Капитана, а также персонажи, не надевающие маски, это девушки-дзанни и Влюблённые, а также все благородные дамы и кавалеры.

Северный (венецианский) квартет масок:

  • Панталоне (Маньифико, Кассандро, Уберто) — венецианский купец и скупой старик.
  • Доктор (Доктор Баландзоне, Доктор Грациано) — псевдоучёный доктор права и старик.
  • Бригелла (Скапино, Буффетто) — первый дзанни и умный слуга.
  • Арлекин (Меццетино, Труффальдино, Табарино) — второй дзанни и глупый слуга.

Южный (неаполитанский) квартет масок:

  • Тарталья — судья-заика.
  • Скарамучча — хвастливый вояка и трус.
  • Ковьелло — первый дзанни и умный слуга.
  • Пульчинелла (Полишинель) — второй дзанни и глупый слуга.

а также:

  • Капитан — хвастливый вояка, трус и северный аналог маски Скарамуччи.
  • Лелио (также Орацио, Люцио, Флавио и т. п.) — юный влюблённый.

Женские персонажи:

  • Изабелла (также Лучинда, Витториа и т. п.) — юная влюблённая. Часто героиню называли именем актрисы, игравшей эту роль.
  • Коломбина, Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п. — служанки.

Подробнее

***

Прилагаемый к книге2 маленький сборник сценариев даст, нужно думать, конкретный материал, который поможет лучше ознакомиться с тем, что представляла собою комедия дель арте. Сюда вошли, прежде всего, сценарий первого известного нам представления all'italiana, т. е. на итальянский манер, составлен­ный Массимо Трояно уже после представления, затем три сце­нария из первого печатного сборника сценариев Фламинио Скала, один — из сборника Адольфо Бартоли и три — из сбор­ника графа Казамарчано.

Разумеется, этих восьми сценариев недостаточно, чтобы со­ставить себе полное представление о всем их разнообразии и богатстве. Во всяком случае, читатель найдет здесь образцы как северных, так и южных сценариев и сумеет на этом живом материале уяснить, в чем заключаются типичные черты тех и других.

Перевод сценариев, за исключением «Мужа», сделанного мною, исполнен Н. К. Георгиевской, перу которой принадлежат очень хорошие переводы некоторых комедий Гольдони.

Перевод сделан: первых семи сценариев по тексту, помещен­ному в издании Энцо Петракконе «La commedia dell’arte», содер­жащем в себе богатое собрание трудно доступных старых тек­стов, печатных и рукописных. Последний сценарий — по тексту, приложенному к книге Эмилио дель Черро «В царстве масок»..

А. Дживелегов

  • 1. большая группа персонажей-слуг (масок), среди которых самые важные: Бригелла (первый дзанни венецианского квартета масок), Арлекин (второй дзанни венецианского квартета масок), Ковьелло (первый дзанни неаполитанского квартета масок) и Пульчинелла (второй дзанни неаполитанского квартета масок). Сюда же относятся и девушки, служанки Коломбина, Фантеска, Смеральдина и др.
  • 2. Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. М.: Изд-во АН СССР, 1954