Бестиарий

Во II—III вв., видимо в Александрии, появляется «Фи­зиолог», прообраз будущих средневековых сочинений о живот­ном мире. Основное внимание было направлено здесь не на систематическое изложение накопленных к тому времени зна­ний о животных, а на открытие потаенного символического смысла явлений природного мира. Так, например, рыба оказы­валась аллегорией человеческого непостоянства, гиена — по­грязшего в грехе человека, бобер — человека праведного, слон — Адама, слониха — Евы, а мифический единорог — самого Иису­са Христа. Наивные античные метаморфозы, продиктованные первобытным синкретизмом мышления, уступали место сокро­венным тайнам мироздания. Столпы католической ортодоксии Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский и другие также внесли свой вклад в описание и символическое истолкование животных. Плодовитый писатель рубежа VI и VII вв. Исидор Севильский посвящает животным XI 1-ю книгу своих «Этимологий». Под влиянием этой энциклопедической «суммы» Раннего Средневековья в «Физиолог» проникает зоо­логическая классификация описываемых животных, сливаю­щаяся с этимологическими истолкованиями их названий. Все это закрепляется в многочисленнейших бестиариях, создавав­шихся на латинском языке, в которых отрабатывался и кодифи­цировался принцип построения подобного произведения, т. е. его внешняя структура, и закреплялись основные аллегорические параллели изображаемым представителям мира природы. Вскоре появляются бестиарии и на новых языках, причем как в прозе, так и в стихах.

Эти стихотворные бестиарии на новых, живых языках, прежде всего на французском (Филиппа Танского, Гильома Нормандского, Ришара де Фурниваля и многих других), не только отшлифовывали приемы воссоздали я поэтическим сло­вом окружающего мира зверей, но и усложняли многосмысленность символов, заключавшихся в образах животных. Утверж­денные многовековой традицией «характеры» животных полу­чали благодаря этой символике новое развитие. Поэтому ла­тинский «Физиолог» и всевозможные стихотворные бестиарии на новых языках есть еще один подступ к «Роману о Лисе», но лишь в том смысле, что в этих своеобразных памятниках Сред­невековья отразился чуткий интерес к животному миру чело­века той эпохи, его наблюдательность, а также стремление раз­глядеть за фигурами льва, лисицы, волка и других зверей ка­кие-то иные, не присущие им в реальной жизни качества. (А. Д. Михайлов. Старофранцузский «Роман о Лисе» и проблемы средневекового животного эпоса)

Бестиарий любви в стихах

Основным источником средневековых бестиариев является «Физиолог», сочинение на греческом языке, созданное во II–III веках нашей эры в Александрии.