Анджело Беолько

Анджело Беолько родился в окрестностях Падуи, вероятно, в 1502 г. Он вошел в историю литературы под псевдонимом Рудзанте (в пер. с итал. “ruzzare” значит «резвиться, весело носиться»). Бедный крестьянин становится главным героем его произведений, а сам Беолько воплощает собственные образы на сцене. Он был незаконнорожденным сыном врача, получил хорошее воспитание и посещал круг образованных людей, особенно когда стал управляющим венецианского аристократа Альвизе Корнаро, поддерживавшего его интерес к театру и заказывавшего Беолько многочисленные произведения.

Благодаря меценатству Корнаро, Беолько смог проявить себя как драматург, режиссер и актер. Начало его карьеры приходится примерно на 1520 г., когда Беолько пишет комедию в стихах «Пастораль» («La Pastoral»), затем комедию «Бетия» («La Betia»), тоже в стихах (1524-25). Позднее Беолько создаст еще пять комедий, «Диалоги» и две «Речи» в прозе. Между 1520 и 1526 гг., с помощью своего покровителя, создает труппу полупрофессиональных актеров, с которой активно выступает в Венеции, а также лично занимается постановкой своих произведений на вилле Корнаро в Падуе, где была специально устроена каменная лоджия с деревянным помостом. Возможно, идея постановки спектаклей пришла Беолько после бесед с Ариосто, с которым он затем будет сотрудничать в Ферраре в 1529-1532 гг. Умер Беолько в доме Корнаро в 1542 г., будучи уже широко известным автором и актером.

Личность Рудзанте выделяется своей оригинальностью, антиконформизмом в плане использования языка и в значительной степени новаторским выбором ситуаций для отображения в пьесах. После смерти драматурга его театр очень скоро получил широкую известность, однако уже во второй половине 17 века он оказался полностью забытым и почти полностью исчез из репертуара итальянских театров, — возможно, по причине языковой оригинальности (пьесы Рудзанте были написаны на падуанском диалекте), которая резко отличала его от всей театральной традиции Чинквеченто. В отличие от того, что происходило в литературе позднего Возрождения, в которой литературная практика, основанная на тосканском варианте итальянского языка, все более превалировала над различного рода экспериментами (в частности, над поэзией Берни и его последователей, над многоязычием в целом), для театра Рудзанте языковое отличие стало как раз принципиальной отличительной чертой.1

* * *

В 18 лет Беолько организовал в Падуе любительскую труппу, которая давала представления во время карнавалов, сочинял для этой труппы, всегда на падуанском диалекте, небольшие сценки из хорошо знакомого ему падуанского деревенского быта — буффонные, комедийные и даже трагические. Актёры труппы Беолько выступали под постоянными именами и в неизменных костюмах, — Беолько называл их неизменными типами (tipi fissi), хотя характер роли мог меняться в зависимости от жанра. Сам Беолько создал образ весёлого и разбитного крестьянского парня из окрестностей Падуи — Рудзанте, умевшего хорошо петь и плясать. В разных пьесах Рудзанте мог быть обманутым мужем, глупым слугой или хвастливым воином, но характер его оставался постоянным, и это постоянство подчёркивалось неизменным крестьянским костюмом. История сохранила имена членов труппы Беолько: происходивший из зажиточной семьи Альваротто на сцене именовался Менато, ремесленник Кастеньола имел прозвище Билорою, ещё один член труппы, Дзанетти, звался Ведзо, под своим именем выступал пожилой венецианец Корнелио, игравший стариков.

Успех пришёл очень скоро, и Беолько нашёл богатых покровителей, прежде всего в лице венецианского патриция, щедрого мецената Альвизе Корнаро. Выступала труппа исключительно перед зрителями, принадлежавшими к патрицианскому или буржуазному сословию, и приспосабливалась к вкусам, господствовавшим в этих кругах. Подчиняясь спросу, Беолько начал писать большие пьесы в распространённом в то время жанре «учёной комедии» (commedia erudita), но, в отличие от большинства драматургов, работавших в этом жанре, плохо знакомых с законами театра и предназначавших свои сочинения скорее для чтения, Беолько писал комедии исключительно для сцены, в расчёте на определённых актёров. При этом «учёные комедии» Беолько отличались реалистичным изображением людей и быта.

Как и все театральные коллективы того времени, труппа Беолько была полупрофессиональной: она много работала во время карнавалов и значительно меньше в другие периоды. Когда в деятельности труппы возникали вынужденные перерывы, составлявшие её актёры возвращались к своим прежним занятиям. Тем не менее театральная деятельность Беолько оказала значительное влияние на становление итальянского профессионального театра; его «неизменные типы» предвосхитили появление «комедии масок», хотя в театре Беолько отсутствовала импровизация.2

* * *

Сочинения Беолько:

  • La Pastoral / Пастораль (1518–1520)
  • La Betia / Бетия (1524–1525)
  • Il Parlamento de Ruzzante / Вернувшийся с войны (Il Parlamento de Ruzante che iera vegnú de campo (1529–1530))
  • Bilora / Билора («Второй диалог на деревенском языке») (pre-1528)
  • I Dialoghi (1528–1529)
  • Moscheta / Москетта (1529)
  • La Fiorina (1531–1532)
  • La Piovana / Девушка из Пьове (1532, переделка комедии Плавта)
  • La Vaccaria / Комедия коров (1533, переделка комедии Плавта)
  • Oratione
  • L'Anconitana / Анконитанка (1533-1534)3
  • 1. Логиш С.В.  Сборник статей по истории итальянской литературы
  • 2. wikipedia.org
  • 3. Логиш С.В.  Сборник статей по истории итальянской литературы

Рудзанте

У истоков комедии дель арте стоит обаятельный и загадочный Анджело Беолько (1502 – 1542). Его деятельность приходится на то время, когда профессиональный театр Италии еще не сформировался. Появление первой профессиональной труппы историки отмечают спустя более четверти века после его смерти. Но называть Беолько любителем не верно. Скорее можно считать, что он заложил основы итальянского профессионального театра.

Появление профессионального театра. Комедия дель арте

По изд.: История западноевропейского театра. Том 1 - Москва: Искусство, 1956

Появление профессионального театра

Вплоть до середины XVI века в Италии не было профессионального театра - спектакли давались силами дилетантов. В высших слоях общества это были аристократы-любители, а в народе - городские ремесленники, участники фарсовых представлений.