Анджело Беолько

Анджело Беолько родился в окрестностях Падуи, вероятно, в 1502 г. Вошел в историю литературы под псевдонимом Рудзанте (в пер. с итал. “ruzzare” значит «резвиться, весело носиться»). Бедный крестьянин становится главным героем его произведений, а сам Беолько воплощает собственные образы на сцене. Он был незаконнорожденным сыном врача, получил хорошее воспитание и посещал круг образованных людей, особенно когда стал управляющим венецианского аристократа Альвизе Корнаро, поддерживавшего его интерес к театру и заказывавшего Беолько многочисленные произведения.

Благодаря меценатству Корнаро, Беолько смог проявить себя как драматург, режиссер и актер. Начало его карьеры приходится примерно на 1520 г., когда Беолько пишет комедию в стихах «Пастораль» («La Pastoral»), затем комедию «Бетия» («La Betia»), тоже в стихах (1524-25). Позднее Беолько создаст еще пять комедий, «Диалоги» и две «Речи» в прозе. Между 1520 и 1526 гг., с помощью своего покровителя, создает труппу полупрофессиональных актеров, с которой активно выступает в Венеции, а также лично занимается постановкой своих произведений на вилле Корнаро в Падуе, где была специально устроена каменная лоджия с деревянным помостом. Возможно, идея постановки спектаклей пришла Беолько после бесед с Ариосто, с которым он затем будет сотрудничать в Ферраре в 1529-1532 гг. Умер Беолько в доме Корнаро в 1542 г., будучи уже широко известным автором и актером.

Личность Рудзанте выделяется своей оригинальностью, антиконформизмом в плане использования языка и в значительной степени новаторским выбором ситуаций для отображения в пьесах. После смерти драматурга его театр очень скоро получил широкую известность, однако уже во второй половине 17 века он оказался полностью забытым и почти полностью исчез из репертуара итальянских театров, - возможно, по причине языковой оригинальности (пьесы Рудзанте были написаны на падуанском диалекте), которая резко отличала его от всей театральной традиции Чинквеченто. В отличие от того, что происходило в литературе позднего Возрождения, в которой литературная практика, основанная на тосканском варианте итальянского языка, все более превалировала над различного рода экспериментами (в частности, над поэзией Берни и его последователей, над многоязычием в целом), для театра Рудзанте языковое отличие стало как раз принципиальной отличительной чертой.

Сочинения Беолько:

  • La Pastoral / Пастораль (1518–1520)
  • La Betia / Бетия (1524–1525)
  • Il Parlamento de Ruzzante / Вернувшийся с войны (Il Parlamento de Ruzante che iera vegnú de campo (1529–1530))
  • Bilora / Билора («Второй диалог на деревенском языке») (pre-1528)
  • I Dialoghi (1528–1529)
  • Moscheta / Москетта (1529)
  • La Fiorina (1531–1532)
  • La Piovana / Девушка из Пьове (1532)
  • La Vaccaria / Комедия коров (1533)
  • Oratione
  • L'Anconitana / Анконитанка (1533-1534)1
  • 1. Логиш С.В.  Сборник статей по истории итальянской литературы

Рудзанте

У истоков комедии дель арте стоит обаятельный и загадочный Анджело Беолько (1502 – 1542). Его деятельность приходится на то время, когда профессиональный театр Италии еще не сформировался. Появление первой профессиональной труппы историки отмечают спустя более четверти века после его смерти. Но называть Беолько любителем не верно. Скорее можно считать, что он заложил основы итальянского профессионального театра.